Слайд 1ПОДГОТОВИЛА
ДАВИДЕНКО АННА
ДММ-107
Натурфилософия и диалектика Возрождения
Слайд 2Возрождением называют переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий
несколько столетий (Италия XIV - XVI вв., другие европейские страны ХV - ХVI
вв.), когда средневековье в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.
Различают следующие периоды в развитии ее идей:
1) раннее Возрождение;
2) период расцвета, или Высокое Возрождение;
3) позднее, или модифицированное Возрождение.
Слайд 3Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма(греч. pan
- все и theos - Бог - философское учение, согласно
которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия; Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней) и гилозоизма (греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы).
Натурфилософия (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись.
Слайд 4Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были:
методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию;
формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
Слайд 5Раннее Возрождение
Философия раннего итальянского Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой.
Полемизируя с ее представителями, итальянские гуманисты стремились возродить идеи и
дух античной культуры, сохраняя основные положения христианского вероучения. Впервые сформулировали философские принципы антропоцентризма, сближая человека не только с природой, но и с понятием Бога.
Наиболее яркие представители:
Данте Алигьери (1265 -1321)
Франческо Петрарка (1304-1374)
Джованни Боккаччо (1313-1375
Слайд 6 Философия Высокого Возрождения.
Одной из характернейших особенностей итальянской философии середины
ХV в. является органицизм. Рассматривая природу по аналогии с человеческой жизнью, многие
мыслители представляли ее единым огромным организмом. Глубокий интерес к природе, стремление к ее пониманию и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. В области естественных наук центральное место занимало математическое знание. Именно математика явилась фундаментом для формулировки ряда диалектических положений.
Среди мыслителей этого времени видное место занимают Николай Кузанский, Лоренцо Валла, члены Платоновской Академии во Флоренции, глава школы александристов Пьетро Помпонацци и др.
Слайд 7Николай Кузанский (1401-1464гг.)
Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский
(1401-1464), урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии
имя по месту своего рождения - небольшого селения Кузы, на берегу Мозеля, в Южной Германии). Отец его был рыбаком и виноделом. Политическая, научная и философская деятельность Н.Кузанского теснейшим образом связана с Италией, что позволяет рассматривать его философское творчество в рамках итальянской философии.
Получив образование в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах, Кузанский становится священнослужителем и впоследствии кардиналом римско-католической церкви.
Ему были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией.
Слайд 8Н. Кузанский в своем творчестве синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма,
интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения. Единое
не противопоставляется ничему. Единое все и оно бесконечно. Бог это единое и бог есть все. Он формулирует принцип совпадения противоположностей, единое беспредельно, единое максимум потому что оно бесконечно и единое минимум потому что оно противоположно.
Человек рассматривается Кузанским как особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человек воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему. Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку — инициативность. Рассудок взаимодействует с ощущениями, но это характерно и для животных. Главная же его функция — быть посредником между ощущением и разумом. Именно разум (интеллект) — главное отличие человека от животных.
Он изложил свои работы в «Об ученом незнании».
Слайд 9Натурфилософия позднего возрождения. Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600)
Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600), родился в
местечке Нола близ Неаполя (отсюда - Ноланец), в семье обедневшего
дворянина. В 1566-1575 п. обучался в монастырской школе доминиканского ордена, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно покинул монастырь. Через некоторое время, преследуемый церковью, он был вынужден уехать из Италии. В течение нескольких лет Ноланец жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии, где преподавал в университетах, выступая против схоластической философии. В 1592 г. по возвращении в Италию, Джордано Бруно был обвинен в ереси, арестован инквизицией и провел в ее застенках более семи лет. Бруно отказался признать свои философские идеи ложными и отречься от них. Он был сожжен на костре 17 февраля 1600 г.
Бруно утверждает физическую однородность земного и небесного.
Слайд 10Его идеи были сформулированы в работе «О бесконечности вселенной и
мирах». Он прямо заявляет, что вселенная бесконечна, мир представляет собой
актуальную действительность.
Бруно вводит понятие материя, которое близко нашему пониманию. Материя порождает форму и представляет собой активное начало. Бруно ее считает материей естественных вещей и всей природы.
У Бруно мир форм превращается в непостоянное, текучее, а материя основание всех субъектов. Вселенная едина, бесконечна и неподвижна, она не может быть ничем охвачена, она безгранична, но не движется в пространстве, т.к. она бесконечна и занимает все место, следовательно ей некуда двигаться. Вселенная это все.
Он считает, что субстанция материальна, выступает как первоматерия. «Мы, - утверждает Бруно, - обнаруживаем двойную субстанцию - одну духовную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню».