Слайд 1ПАНТЕИЗМ И НОВАЯ КОСМОЛОГИЯ
Презентацию выполнила
Фанина К.А.
Группа ДММ-102
Слайд 2Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения
В эпоху Возрождения философия вновь
обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу
XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически.
Слайд 3В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь
утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой,
а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.
Слайд 4Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс
(1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами,
которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу.
Слайд 5Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа,
точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное
начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.
Слайд 6Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя
оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе
как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей.
Слайд 7Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более
что он еще с XIII-XIV веков воспринимался как антитеза аристотелизма
поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
Слайд 8Теория Николая Коперника
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих
лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить
- великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Слайд 9Эта новая теория исходит из следующих требований:
Не существует единого центра
для всех небесных орбит или сфер.
Центр Земли является не центром
мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.
Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.
Отношение расстояния от Земли до Солнца к расстоянию до сферы неподвижных звезд меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
Слайд 10Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо
движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе
с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.
То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.
Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
Слайд 11В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы,
сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и
вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Слайд 12В теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что
мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой,
почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.
Слайд 13Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности
расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник останавливается на том, почему
годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли. Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением: „ Таким образом, всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет“.
Слайд 14Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм
Николай Кузанский разрушает
конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится
неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Слайд 15Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как
тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения
Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника, где он разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса.
Слайд 16Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и
безгранична; он называет ее "подобной бесконечности", одновременно показывая, что размеры
Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.
Слайд 17Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.
Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и
традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах".
Слайд 18Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том,
что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного.
Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.
Слайд 19Таким образом, основными космологическими идеями Бруно явились идея бесконечности вселенной,
идея множественности обитаемых миров и т.д. Эти идеи являлись новаторскими
и вызывали негативную реакцию клерикалов. Однако космологическая философия Бруно не являлась материалистической - космос его одушевлен, разумен, в нем присутствует сознательное, творческое начало.