Слайд 1ПАНТЕИЗМ И НОВАЯ КОСМОЛОГИЯ
Выполнила: студентка
Группы ДЭБ-301
Мороз Татьяна.
Слайд 2Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения.
В
эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к
натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически.
Слайд 3 В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие".
Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы
сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.
Слайд 4 Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик
и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое,
пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу.
Слайд 5 Подобно тому как в человеке
всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой
части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.
Слайд 6 Такое магико-алхимическое понимание природы характерно
именно для XV-XVI веков. Хотя оно и имеет точки соприкосновения
с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей.
Слайд 7Теория Николая Коперника
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих
лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить
- великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Слайд 8Эта новая теория исходит из следующих требований:
Не существует единого центра
для всех небесных орбит или сфер.
Центр Земли является не центром
мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.
Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.
Отношение расстояния от Земли до Солнца к расстоянию до сферы неподвижных звезд меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
Слайд 9Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо
движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе
с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.
То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.
Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
Слайд 10 В этих семи тезисах четко намечены контуры
будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля
одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Слайд 11 Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник
переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник
останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли. Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением: „ Таким образом, всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет“.
Слайд 12Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм
Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки,
в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Слайд 13 Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее
начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом
пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника, где он разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса.
Слайд 14 Как и Николай Кузанский, Коперник считает,
что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее "подобной бесконечности",
одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.
Слайд 15 Отождествляя космос с
бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу
между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме.
Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах".
Слайд 16Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том,
что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного.
Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.
Слайд 17Таким образом, основными космологическими идеями Бруно явились идея бесконечности вселенной,
идея множественности обитаемых миров и т.д. Эти идеи являлись новаторскими
и вызывали негативную реакцию клерикалов. Однако космологическая философия Бруно не являлась материалистической - космос его одушевлен, разумен, в нем присутствует сознательное, творческое начало.