Разделы презентаций


Пантеизм и новая космология

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПАНТЕИЗМ И НОВАЯ КОСМОЛОГИЯ
Выполнила: студентка
Группы ДЭБ-301
Мороз Татьяна.

ПАНТЕИЗМ И НОВАЯ КОСМОЛОГИЯВыполнила: студенткаГруппы ДЭБ-301Мороз Татьяна.

Слайд 2Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения.
В

эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к

натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически.
Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения.    В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению

Слайд 3 В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие".

Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы

сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.
В переводе с греческого

Слайд 4 Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик

и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое,

пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу.
Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе

Слайд 5 Подобно тому как в человеке

всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой

части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.
Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела

Слайд 6 Такое магико-алхимическое понимание природы характерно

именно для XV-XVI веков. Хотя оно и имеет точки соприкосновения

с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей.
Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя оно и

Слайд 7Теория Николая Коперника
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих

лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить

- великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Теория Николая КоперникаЧерез всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней,

Слайд 8Эта новая теория исходит из следующих требований:

Не существует единого центра

для всех небесных орбит или сфер.

Центр Земли является не центром

мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

Отношение расстояния от Земли до Солнца к расстоянию до сферы неподвижных звезд меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
Эта новая теория исходит из следующих требований:Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.Центр Земли

Слайд 9Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо

движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе

с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли.

Слайд 10 В этих семи тезисах четко намечены контуры

будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля

одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в

Слайд 11 Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник

переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник

останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли. Заканчивается “Малый комментарий” следующим утверждением: „ Таким образом, всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет“.
Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер

Слайд 12Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки,

в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм    Николай Кузанский разрушает конечный космос античной

Слайд 13 Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее

начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом

пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника, где он разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и

Слайд 14 Как и Николай Кузанский, Коперник считает,

что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее "подобной бесконечности",

одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.
Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет

Слайд 15 Отождествляя космос с

бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу

между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме.
Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах".
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.

Слайд 16Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том,

что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного.

Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.
Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно

Слайд 17Таким образом, основными космологическими идеями Бруно явились идея бесконечности вселенной,

идея множественности обитаемых миров и т.д. Эти идеи являлись новаторскими

и вызывали негативную реакцию клерикалов. Однако космологическая философия Бруно не являлась материалистической - космос его одушевлен, разумен, в нем присутствует сознательное, творческое начало.

Таким образом, основными космологическими идеями Бруно явились идея бесконечности вселенной, идея множественности обитаемых миров и т.д. Эти

Слайд 18Спасибо за внимание!!!!!!

Спасибо за внимание!!!!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика