Слайд 1Политическая философия
Н. Макиавелли
Кривко Иван
Дмм- 101
Слайд 2Никколо́ Макиаве́лли
Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli;
3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же)
— итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году
Слайд 4Мировоззрение и идеи.
Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что
в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что
в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.
В работах «Государь» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.
Макиавелли называет политику «опытной наукой» которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.
Слайд 5Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих
работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя
из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.
Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.
Макиавелли противопоставлял античную доблесть христианскому смирению. В последнем он видел зло, делающее мир слабым и отдающее его во власть не встречающим сопротивления негодяям.
Слайд 6Цитаты.
Цель оправдывает средства[2] — часто приписываемая к авторству Макиавелли.
Добрыми делами
можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и
дурными.
Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника.
Об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает.
Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым.
Слайд 7Политическая философия Макиавелли
Политическая философия Макиавелли полна ренессансного оптимизма. Человек может
все, и поваленные монархи должны пенять только на себя. Только
и личность сильна, умеющий ловко приспосабливаться к иcнуючих обстоятельств.
Рассматривая политику как автономную область человеческой деятельности, Н. Макиавелли отмечал, что она имеет свои цели и законы, которые не зависят ни от религии, ни от морали. Главным оправданием политической деятельности, целью которой является укрепление государства, является государственное благо и успех в достижении поставленных целей. Хорошо все то, что способствует укреплению государства, а нужного политического результата можно достичь любыми средствами, в том числе обманом и открытым насилием.
Слайд 8Цель, к которой стремился Н. Макиавелли (укрепление какой-то из маленьких
итальянских государств с тем, чтобы она могла объединить под своей
властью всю Италию), была прогрессивной, однако он не гнушался ничем, игнорировал нравственность, в основу политики возлагал цинизм и беспринципность. Такая политика впоследствии получила название макиавеллизма. Реанимацией макиавеллизма в ХХ ст. стал сталинизм, который, прикрываясь коммунистической идеологией, вступал в тайные заговоры о переделе мира с немецкими фашистами, провозглашал на словах равенство и свободу наций и народов, а на деле лишал их даже намеков на гражданские свободы, превозносил на словах интеллигенцию и человека труда, а на деле систематически их истреблял.
Макиавелли́зм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном. « для упрочнения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство». В бытовом употреблении соответствует понятиям коварство, вероломство.
Слайд 9Зарубежные исследования последних десятилетий подчеркивают огромное влияние Н. Макиавелли на
политические теории нового времени, его роль как основоположника современной политической
науки. Политическая доктрина Макиавелли вполне реалистичная, она обнаруживает истинные пружины авторитарной политики и политической деятельности.