Слайд 1Политическая философия Никколо Макиавелли.
Выполнила студентка гр.ДММ-102
Самозвон Юлия
Слайд 2Никколо Макиавелли
(1469-1527)
Один из выдающихся итальянских философов. Он родился во
Флоренции во времена позднего возрождения. В нём удивительным образом сочетались
политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью.
Слайд 3
Его основные произведения: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь"("Князь").
Шедевр
Н. Макиавелли “Государь” был написан в Сан-Кашано и посвящался новому
правителю Флоренции - Лоренцо Медичи.
Книга содержит довольно подробные рекомендации для правителя государства.
Главный объект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввел термин «государство».
Слайд 4
Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на
изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на
представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.
Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем.
«Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было. Это происходит от того – пояснял Макиавелли, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».
Слайд 5
Главная цель – сильное государство, во главе которого стоял бы
идеальный государь. Его главной целью было стремление к постоянному укреплению
своей власти в государстве, он должен был использовать любые средства и при необходимости проявлять жестокость, но в этом случае если это на благо общества.
Государственный деятель не должен быть всегда верен договорам: "Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца..,"; "разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание".
В дальнейшем политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали ради достижения политических целей, получила название «макиавеллизм».
Слайд 6
В сущности, Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило
– «цель оправдывает средства»
«Пусть обвиняют его поступки, - говорит
он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты».
Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие, он принимает во внимание законность любой. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства – это создание и сохранение государства.
"Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало - помалу, что бы их распробывали как можно лучше".
Слайд 7«Лев и лисица»
Хороший правитель должен быть силен, как лев, и
хитер, как лисица.
Он обязан «по возможности не удаляться от добра,
но при необходимости не чураться и зла»
Творить добро надо часто, но понемногу, а зло – редко, но до конца.
При этом надо помнить, что «насилие призвано исправлять, а не разрушать»
Слайд 8
Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли восхищался, был герцог Романьи Чезаре
Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными
для феодалов эпохи позднего Средневековья. Ссылаясь на деяния романьского герцога и ставя их в пример, Макиавелли писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души.
Слайд 9
Целью государства является безопасность личности и незыблемость собственности, которые гораздо
важнее абстрактных политических прав.
Самое опасное для правителя, неустанно повторял
Макиавелли посягать на имущество подданных – это неизбежно порождает ненависть.
За народом остается право относиться к государству соответствующим образом. Однако, рассматривая государство как связь правительства и подданных, он указывает на важность мнения народа: власть не может существовать вопреки мнению большинства.
Пожалуй, впервые и понятие “республика” толкуется не в общепринятом понимании абстрактного “общего дела”, а именно как форму правления, противоположную монархии, форму, для которой характерна принадлежность власти, по меньшей мере, нескольким лицам, либо же народу в целом.
Слайд 10
Унаследованные и новые государства.
“Последние (государства, управляемые единовластно) могут быть либо
унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми.
Новым может быть либо государство в целом…, либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания…Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искони жили свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью”.
Макиавелли справедливо отмечает, говоря о наследственном единовластии, что наследственному правителю легче удерживать власть, чем новому, потому что его подданные уже успели в полной мере привыкнуть к правлению определенной династии.
Слайд 11
Основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее
войско. Но тут же он делает оговорку о том, что
хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы.
Военное дело - единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
"Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рождён государём, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным".
Слайд 12Религия.
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, считал Макиавелли, могучее
средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть
хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим.
Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, а религия на службе политики такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.
Слайд 13
Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм
правления, вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной из
монархии, аристократии и демократии форме.
Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.
В каждой республике всегда бывают два противоположных направления одно народное, другое высших классов из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы.
Слайд 14
Макиавелли считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды
аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники.
Свободное государство должно
быть основано на компромиссах народа и знати, суть смешанной республики в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.
Слайд 15
Макиавелли впервые столь последовательно рассматривает и подчеркивает роль борьбы в
обществе, не только столкновения интересов отдельных групп правящей верхушки, но
и требований и выступлений широких слоев городского населения. Социальные противоречия и интересы предстают у него одним из важнейших факторов исторического развития.
Слайд 16
Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной
смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки,
а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм.
Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, — таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов.
Слайд 17
Что же касается оценки различных форм правления — монархии, олигархии
и республики, то симпатии самого Макиавелли на стороне последней, хотя
он четко отмечает достоинства и недостатки каждой из них. Единовластие необходимо, по его мнению, на начальном этапе формирования централизованного, способного отстоять свою независимость государства. Обретя силу и устойчивость, оно может перейти к «народному правлению».
Слайд 18Заключение.
Макиавелли один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей.
Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг
его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости. Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво.