Слайд 1ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Громова Виктория Ивановна,
к.ф.н., заведующий кафедрой
филологического
образования ГАУ ДПО «СОИРО»
1 февраля 2019 года
Слайд 2План вебинара
1. Специфика процедуры проведения итогового собеседования по русскому языку
2. Структура работы и система оценивания итогового собеседования по русскому
языку
Слайд 3Хорошая речь
Речь целесообразная (признан умершим).
Речь правильная.
Речь понятная.
Речь творческая.
Слайд 4Типы речевой культуры
Элитарный тип
Неполнофункциональный тип
Среднелитературный тип
Обиходный тип (литературно-разговорный,
фамильярно-разговорный)
Слайд 5Хорошая речь – целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная
для адресата
(О.Б. Сиротинина).
Слайд 6Ис-9
Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции
преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи
у школьников.
Прохождение итогового собеседования для выпускников 9-х классов - допуск к ГИА.
Слайд 8Эксперт
должен хорошо знать задание, выполнение которого будет оценивать;
должен уметь оценивать
ответ по всем критериям в то время, пока ученик отвечает,
а не после окончания ответа;
НЕ может вмешиваться в беседу ученика и экзаменатора-собеседника.
Слайд 9Инструкция для эксперта
Эксперт назначается приказом образовательной организации на период проведения
итогового собеседования по русскому языку в 9 классе.
В качестве эксперта
привлекаются лица из числа учителей образовательной организации, преподающих русский язык и литературу.
Слайд 10Эксперт должен знать
нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок проведения итогового собеседования по
русскому языку и литературе;
инструкцию, определяющую порядок работы эксперта;
правила оформления протокола
эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования, заполняемых при проведении итогового собеседования в аудитории;
эксперт должен пройти обучение по применению критериев оценивания ответов обучающихся при проведении итогового собеседования.
Слайд 11Подготовка к проведению итогового собеседования
На этапе проведения итогового собеседования эксперт
должен не позднее 8.50 по местному времени получить в штабе:
протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования (по количеству участников);
критерии и дополнительные схемы оценивания для экспертов.
Перед началом проведения итогового собеседования эксперт должен ознакомиться с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения, а также с протоколами эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования.
Слайд 12Подготовка к проведению итогового собеседования
Во время проведения итогового собеседования эксперт,
оценивающий качество речи участника непосредственно по ходу общения его с
экзаменатором-собеседником, заносит в протокол эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
класс;
номер кабинета;
номер варианта;
баллы по каждому критерию оценивания («0» или «1»);
общее количество баллов;
метку зачет/незачет;
ФИО, подпись и дату проверки.
Слайд 13Подготовка к проведению итогового собеседования
По окончании итогового собеседования эксперт должен:
поставить
подпись в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории;
пересчитать протоколы
для оценивания ответов участников итогового собеседования, упаковать их в конверт и передать его экзаменатору-собеседнику.
Слайд 16Структура работы и система оценивания итогового собеседования по русскому языку
Слайд 17Отличия подготовленной и неподготовленной речи
Слайд 18МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 19Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и
2) – 10.
Максимальное количество баллов за монолог и диалог (задания
3 и 4) – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Слайд 21Задание 1
Для чтения учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля
о выдающихся людях России.
Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся
наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.
Объём текстов варьируется в пределах 150–170 слов.
Слайд 22Задание 1
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения
и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном
оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста, соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения.
Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи.
Слайд 24Типичные ошибки
• неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются
в словах, в которых стоит знак ударения;
• искажения в чтении имён
собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус);
• наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Слайд 26Задание 2
Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли
цельный текст, высказывание должно быть введено любым из способов цитирования.
Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Слайд 29Типичные ошибки
• неоправданно длинные паузы в речи;
• искажения в произношении имён собственных
и терминов;
• фактические ошибки при пересказе;
• сжатый пересказ вместо подробного;
• пропуски важных микротем
текста;
• неумение логично включать высказывание в пересказ;
• неумение использовать способы цитирования в речи.
Слайд 30Правильность речи (задания 1-2)
При оценивании правильности речи чтения текста особое
внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (склонение имени
числительного), орфоэпических норм и искажений слов.
При оценивании правильности речи пересказа должно контролироваться соблюдение учащимися грамматических , орфоэпических и речевых норм.
Оценивая правильность речи заданий 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Слайд 34Задание 3
Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи», следует
исходить из того, что учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом
не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ответить на 4 вопроса, сформулированные в задании. Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению.
Слайд 35Задание 3
Вторым критерием М2 оценивания задания 3 является учет учеником
речевой ситуации.
Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Слайд 36Задание 3
По третьему критерию М3 оценивается речевое оформление монологического высказывания.
Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью,
речевой связностью и последовательностью изложения.
Требования завершенности и логичности в применении к устному высказыванию, особенно в условиях спонтанной речи, носят, безусловно, иной характер, чем в применении к письменной речи. Тем не менее, они являются вполне обоснованными, т.к. учащемуся предлагается план ответа.
Слайд 37Типичные ошибки
• ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного
текста;
• маленький объём монологического высказывания (3-5 фраз);
• большое количество неоправданных пауз в
речи;
• большое количество речевых и грамматических ошибок.
Слайд 41Задание 4
По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы,
заданные собеседником, в целом.
Для диалогической речи естественно, что на
один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.
Учёт речевой ситуации, критерий Д2, позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.
Слайд 42Типичные ошибки
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания
4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.
Слайд 43Список источников
http://www.fipi.ru/about/news/model-itogovogo-sobesedovaniya-9-klassov-po-russkomu-yazyku
http://www.fipi.ru/newrubank
http://sarrcoko.ru/page/id/79
Слайд 44Контакты
Громова Виктория Ивановна
Телефон: 8917-211-6234
E-mail: grom-v07@mail.ru