Слайд 1Эмблема Академии МЧС России
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Учебно-методический центр по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям Республики
Карелия»
инструктор ГО
Кудинов Сергей Петрович
Слайд 2Тема № 31
Организация и проведения учений и тренировок по
ГО и защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах
Слайд 3Учебные вопросы:
1. Сущность и цели КШУ (командно- штабных учений)
2.
Сущность и цели ТСУ (тактико-специальных учений)
Сущность и цели КУ (комплексных
учений)
Сущность и цели ОТ (объектовых тренировок)
Сущность и цели « дня защиты детей»
Слайд 4Требования руководящих документов
Федеральный закон РФ 1998 г.
№
28-ФЗ
«О Гражданской обороне»
(с изменениями)
Федеральные
законы
РФ
Статья 11. Органы госуд. власти
и МСУ…
осуществляют подготовку и содержание в
готовности сил и средств для защиты населения
и территорий, обучения населения способам
защиты и действий в указанных ситуациях.
Статья 19. Граждане РФ «обязаны изучать
основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания ПМП, правила пользования коллективными и ИСЗ, совершенствовать свои знания»
Статья 11.Руководители органов
исполнит. власти несут
персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.
Слайд 5Постановления Правительства РФ
Определяет:
группы населения, проходящие обязат. подготовку в обл. защиты
от ЧС;
основные задачи обучения населения действиям в ЧС;
основные формы обучения
населения действиям в ЧС.
Определяет:
основные задачи обучения населения в области ГО;
соответствующие функции органов исполнительной власти
основные формы обучения населения в области ГО.
Требования руководящих документов
Слайд 6Указания МЧС России
МЧС России
№43-2324-14 от 17.08.2005 г.
«Организационно-методические указания по подготовке населения Российской
Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы»
Главной задачей
по подготовке населения РФ в 2006-2010 годах в области безопасности жизнедеятельности считать: развитие единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение её возможностей, в том числе за счёт создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, совершенствования организации подготовки населения на основе требований новых нормативных актов.
Требования руководящих документов
Слайд 7Основные задачи по обучению населения
в области защиты от чрезвычайных ситуаций
обучение
населения правилам поведения и основным способам защиты и действиям от
ЧС, приемам оказания ПМП пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав РСЧС;
совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей КЧС в организации и проведении мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;
практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования РСЧС, а также при проведении АСДНР.
Из постановления Правительства РФ
от 4 сентября 2003 г. № 547
Слайд 8Основные задачи по обучению населения
в области гражданской обороны
изучение способов
защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания ПМП, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты
совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО
выработка умений и навыков для проведения АСДНР
овладение личным составом АСФ и СС приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Из постановления Правительства РФ
от 2 ноября 2000 г. № 841
Слайд 9Федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ
Организации
Аварийно-спасательные службы
аварийно-спасательные
формирования организаций
1 раз в 2 года
до 3-х суток
Ежегодно
до 1-х суток
КШУ
1
раз в 3 года,
8 ч. (формир. пост..
готовн.- ежегодно)
КШУ (ШТ)
ТСУ
Основные формы подготовки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти МСУ, НАСФ, АСС и населения
(Пост. Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547)
Органы МСУ
КШУ
1 раз в 3 года
до 3-х суток
Слайд 10Органы местного самоуправления и
организации, имеющие опасные
производственные объекты.
Лечебно-профилактические
учреждениях
имеющие
более 600 коек;
Другие организации
1раз в 3 года,
до 2-х
суток
1 раз в 3 года, до
8 часов.
Комплексное
учение
О/тренировки
Основные формы подготовки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти МСУ, НАСФ, АСС и населения
(Пост. Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547)
С учащимися общеобразовательных
учреждений и учреждений начального,
среднего и высшего проф. образования
О/тренировки
Ежегодно
Слайд 11ЦЕЛИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КШУ
КШУ - являются высшей
формой совместного обучения руководящего состава и
органов управления по делам
ГО и ЧС, комиссий по ЧС и ПБ, сил ГО и РСЧС.
Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной
обстановки обучаемые в составе ОУ выполняют комплекс присущих их должностным
обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и
целями учения.
Совершенствование практических
навыков руководящего состава и ОУ.
Достижение согласованности в работе
ОУ местного самоуправления, ОУ ГОЧС.
Проверка реальности планов действий
по предупреждению и ликвидации ЧС.
Изучение, изыскание и исследование
вопросов реагирования на ЧС.
Выработка мер по дальнейшему
совершенствованию системы
предупреждения и ликвидации ЧС.
Ц Е Л И
Всесторонний учет и отражение в
замысле КШУ, характера возможных ЧС
в данном регионе;
Следует создавать сложную и по-
учительную обстановку, максимально
приближенную к условиям региона;
Четкая целенаправленность обучаемых.
отрабатывать те задачи и мероприятия,
которые потребуются решать должностным
лицам при реальных ЧС.
ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 12ЦЕЛИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТСУ
ТСУ – основная и
наиболее эффективная форма подготовки и слаживания
аварийно-спасательных формирований, а
также спасательных служб для ведения
АСДНР при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и выполнении задач ГО.
Совершенствование практических
навыков командно-начальствующего
состава по управлению формирова -
ниями при организации и проведении
АСДНР и мероприятий по защите
населения;
Подготовка и слаживание формиро -
ваний как для самостоятельного вы-
полнения АСДНРи мероприятий по
защите населения, так и во взаимодей -
ствии с др. формированиями, под-
разделениями ПСС, соед. и частей ГО;
Проверка готовности формирований
к действиям в зонах ЧС и очагах пора-
жения согласно предназначению
Ц Е Л И
Всесторонний учет и отражение в
в плане проведения ТСУ характера
возможных ЧС в данном регионе;
Создание сложной и поучительной
обстановки, максимально
приближенную к условиям региона;
Четкая целенаправленность обучае -
мых отрабатывать те задачи и ме -
роприятия, которые потребуются ре-
шать должностным лицам при ре-
альных ЧС
ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 13ЦЕЛИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
КОМПЛЕКСНЫМ УЧЕНИЯМ
Комплексные учения (КУ)
- высшая и наиболее эффективная форма подготовки
объекта в
целом, его ОУ, руководящего состава, формирований, рабочих и служащих,
не входящих в формирования, а также населения жилых кварталов, расположенных
вблизи объекта, к действиям в ЧС мирного и военного времени.
Совершенствование практических
навыков рук.состава формирований,
рабочих и служащих, не входящих в
формирования, а также населения
жилых кварталов, расположенных
вблизи объекта.
Проверка реальности плана действий
по предупреждению и ликвидации ЧС
и плана объекта ГО.
Изучение, изыскание и исследование
вопросов реагирования на ЧС,
выработка мер по дальнейшему
совершенствованию системы пре-
дупреждения и ликвидации ЧС.
Ц Е Л И
Всесторонний учет и отражение в
плане проведения КУ, характера
возможных ЧС в данном регионе;
Создание сложной и поучительной
обстановки, максимально приближенную
к условиям региона;
Четкая целенаправленность обучаемых
отрабатывать те задачи и мероприятия,
которые потребуются решать
должностным лицам при реальных ЧС.
Наращивание обстановки с высокой
интенсивностью
ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 14Объектовая тренировка
Является наиболее совершенной формой подготовки предприятий, организаций, учреждений с
числом работающих менее 300 человек и учебных заведений к действиям
в условиях ЧС мирного и военного времени. В отличии от комплексного учения на объектовой тренировке выполняются только отдельные практические мероприятия.
Основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты людей и обеспечения устойчивости организации при возникновении ЧС как природного, так и техногенного характера, а также действий в случае применения противником ОМП.
К участию в тренировке привлекаются: руководящий состав, НАСФ, рабочие и служащие объекта, население ведомственного жилого сектора, не занятое в производстве. В учебных заведениях, кроме преподавательского и обслуживающего персонала- студенты и школьники.
Слайд 15КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕНИЙ по ГОЧС
По уровню проведения:
федеральные;
межрегиональные;
региональные;
муниципальные;
объектовые;
По числу привлекаемых
инстанций:
одностепенные (рук.состав органов исполнительной власти МСУ или
объектовое звено РСЧС);
многостепенные (органы исполнительной власти МСУ и объектовых звеньев РСЧС.);
По месту проведения:
на городских и загородных ПУ, с развертыванием системы связи и АСУ;
на подвижных ПУ.
По назначению:
плановые;
проверочные;
опытные;
показные..
По методу проведения:
на картах;
на местности.
Слайд 16Руководитель
учения
Штаб
Помощники РУ
Заместители
Группы
Р у к о в о д
с т в о
Слайд 17ПОРЯДОК РАБОТЫ ГЛАВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И
ПОМОЩНИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ КШУ
Этапы
работы
Проводимые мероприятия по подготовке учения
ПЕРВЫЙ
-
- принятие
решения
на прове -
дение
учения
Уясняет задачу (вид учений, тему, с кем, когда и где про-
водится, кто привлекается?);
Проводит расчет времени на подготовку;
ГУ ГОЧС разрабатывает приказ о подготовке и проведении
учения и разрабатывает календарный план подготовки;
Оценивает обстановку, уточняет и определяет исходные
для проведения учения;
Принимает решение на проведение КШУ ГО;
Отдает указания заместителям, штабу руководства, помощникам
и посредникам на подготовку учения;
ГУ ГОЧС разрабатывает и отправляет обучаемым органам
управления организационные указания на подготовку к
учениям;
Слайд 18ПОРЯДОК РАБОТЫ ГЛАВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И
ПОМОЩНИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ КШУ
ВТОРОЙ
- планирование
учений, под-
готовка обуча -
емых органов
управления,
районов уче -
ния
руководит разработкой замысла учения и при необходимости
проводит рекогносцировку для его уточнения;
руководит разработкой оперативно-учебных, планирующих
и других групп документов;
рассматривает, подписывает замысел учения, утверждает
другие документы;
представляет замысел с пояснительной запиской для
утверждения в высший орган исполнительной власти РФ;
проверяет готовность к учению руководства, посредников,
утверждает их частные планы;
проверяет готовность обучаемых органов управления,
АСФ, районов и мест проведения учения;
проводит занятия с руководством и посредниками по под-
готовке и проведении розыгрыша действий в ходе КШУ;
докладывает о готовности к учения руководителю высшего
органа исполнительной власти РФ.
Слайд 19Штаб руководства
Розыгрыша
Организации
практических
мероприятий
Организационная
Подготовки
разбора
Исследований
Сбора и
обобщения
информации
ГРУППЫ
Слайд 20Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения:
разрабатывает
необходимые документы по учению;
обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых
органов управления, привлекаемых сил и района учения;
организует связь и комендантскую службу;
осуществляет наращивание обстановки и розыгрыш действий обучаемых;
анализирует и оценивает решения обучаемых;
осуществляет контроль за выполнением обучаемыми поставленных задач;
организует проведение исследований;
готовит материалы разбора.
Слайд 21Группа розыгрыша является основным органом штаба руководства, обеспечивающим целенаправленную подготовку
и поучительное проведение учения. На нее возлагается:
при подготовке
учения - разработка исходных материалов учения, плана наращивания обстановки и других учебно-методических документов по обеспечению проведения учения;
в ходе учения - уточнение содержания ранее разработанных учебно-методических документов, организация наращивания обстановки и розыгрыша действий обучаемых, а также работы посреднического аппарата.
Слайд 22Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению
работы руководителя учения, его заместителей (помощников), штаба руководства и посредников.
Группа
сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.
Слайд 23Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов,
осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников,
готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.
Группа организации практических мероприятий осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своим направлениям.
Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.
Слайд 24ПОДГОТОВКА УЧЕНИЙ по ГОЧС
ВКЛЮЧАЕТ:
1. Планирование учений
2.
Подготовку руководства, посреднического аппарата,
исследовательских
групп и участников учения
3. Подготовку обучаемых органов управления,
формирований ГОЧС
4. Подготовку мест проведения учений (пунктов управления)
Слайд 25ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КШУ
Распоряжение
главы исполни-
тельной власти
о подготовке и
проведении
учения;
Календарный
план подготовки
учения;
Организационные
указания;
Схема
организа -
ции руководства
учением
Сценарий
развития ЧС
Замысел
учения;
Поясните-
льная за-
писка;
Задание.
План
проведения учения.
План наращивания
обстановки
План практических
мероприятий
Личный план руко -
водителя учения
Частн.планы работы
заместителей, помо -
щников РУ, поср-ков
План проведения
исследований на
учениях
Расчеты возмож -
ных потерь про-
изводственного
персонала, насе -
ления и ущерба
от характерных
для данного ре-
гиона ЧС
Состав имеющи -
хся сил и средств
их возможнос -
ти по ликвида -
ции ЧС и др.
Распоряжение
по скрытому
управ лению и
соблюдением
режима секрет-
ности.
План имитации.
План материаль -
но- техническо -
го обеспечения
План связи
План КС
Слайд 26Распоряжение (приказ, указание) о мероприятиях по подготовке и проведению учения
издается, как правило, за два месяца до начала учения. В
нём указываются:
тема КШУ;
сроки и продолжительность его проведения;
состав участников;
состав руководства и посреднического аппарата;
состав рабочей группы по подготовке КШУ;
сроки разработки и утверждения основных документов по подготовке КШУ;
сроки и порядок подготовки руководства КШУ, посреднического аппарата и участников учения;
задачи должностным лицам и структурным подразделениям по подготовке учения;
основные вопросы всестороннего обеспечения участников учения.
Слайд 27Календарный план подготовки учения разрабатывается в целях организации работы должностных
лиц и органов управления по непосредственной подготовке учения. В плане
отражается:
перечень организационных мероприятий по подготовке учения;
последовательность и сроки разработки основных документов;
порядок и сроки подготовки к учению руководства и посредников;
сроки проведения мероприятий и ответственные за их выполнение.
Слайд 28Организационные указания разрабатываются в соответствии с замыслом и календарным планом
подготовки учения и доводятся до обучаемых в части, их касающейся,
не позднее одного месяца до начала учения после принятия решения по основным вопросам подготовки и проведения учения, с тем, чтобы предоставить исполнителям больше времени для целеустремленной и своевременной подготовки к учению. Обычно организационные указания разрабатываются после проведения рекогносцировки районов (мест, объектов) учения.
В организационных указаниях определяются:
тема учения и время его проведения;
состав руководства учением и привлекаемых ОУ, сил и средств ГО и РСЧС;
порядок проведения ТСУ, если они проводятся в рамках КШУ;
перечень и цели практических мероприятий;
задачи по подготовке к учению;
порядок обеспечения мер безопасности и другие вопросы, исходя из особенностей региона;
форма одежды для участников учения.
Слайд 29Схема организации руководства учением разрабатывается графически.
На ней, как правило,
указываются:
руководитель учения;
его заместители (помощники);
начальник штаба и штаб руководства;
посредники;
группы розыгрыша, организационная, подготовки разбора, организации исследований и др.;
привлекаемые на учение органы управления и силы гражданской обороны и РСЧС.
На схеме отражается количественный состав руководства и посредников, наименование структурных подразделений, от которых они, выделяются.
Слайд 30Сценарий развития чрезвычайной ситуации разрабатывается с учетом темы предстоящего учения
и отрабатываемых учебных вопросов, а также на основе анализа ЧС,
характерных для данной местности, мониторинга и прогнозирования развития возможной обстановки, наличия потенциально опасных объектов и других исходных данных.
Подготовку сценария развития ЧС целесообразно поручать специалистам, в зависимости от направленности рассматриваемых вопросов, широко привлекать для этой работы сотрудников научно-исследовательских учреждений и обучающих организаций.
Слайд 31План проведения учения разрабатывается для обеспечения плановой и организованной работы
руководства и посреднического аппарата в ходе учения. В нем в
краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, порядок работы руководства, посреднического аппарата и обучаемых по основным вопросам учения с указанием времени на их отработку, в том числе выполнения практических мероприятий, время начала и окончания учения, время проведения общего и частных разборов. Степень детализации плана-календаря проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня подготовки штаба руководства и посредников.
Слайд 32Оперативное задание является исходным документом для обучаемых и предназначено для
ввода их в обстановку к началу учения и проведения подготовительных
мероприятий. Оно разрабатывается для всех органов управления, привлекаемых на учение. Основными разделами оперативного задания обычно являются: общая обстановка; частная обстановка; справочный данные и что исполнить.
Слайд 33План наращивания обстановки является документом, определяющим содержание и порядок вручения
вводных в соответствии с планом-календарем проведения учения. В нем указываются
время доведения информации (вводных), ее содержание, кто выдает, в роли кого и кому доводится информация, способ передачи. При этом информация по обстановке передается из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.
План проведения практических мероприятий разрабатывается в целях детального планирования этих мероприятий, определения их объема и порядка проведения. В нем обычно указываются наименование мероприятий, их содержание, время и место проведения, привлекаемые силы и средства, ответственные за организацию, проведение и контроль за исполнением. План проведения практических мероприятий утверждается руководителем учения.
Слайд 34План организации и проведения исследований разрабатывается для целенаправленного проведения исследований
в ходе учений.
В нем излагаются:
цели исследований;
проблемы и
вопросы исследований;
ответственные исполнители за исследование конкретных вопросов;
порядок организации исследований до начала и в ходе учения;
порядок представления донесений и обобщение результатов исследований.
К плану исследований прилагается расчет состава исследовательских групп. Кроме того, заранее разрабатываются задания на проведение исследований и карточки экспериментов.
Слайд 35Частные планы работы заместителей руководителя учения (помощников) и посредников разрабатываются
текстуально исходя из замысла и с учетом плана-календаря проведения учения
и плана работы руководителя. При необходимости к плану может прилагаться карта или схема (план) действий обучаемых.
Слайд 36К оперативным документам, разрабатываемым при подготовке и в ход учения,
относятся документы, которые высылаются в органы управления вышестоящим руководством: директивы,
приказы, распоряжения, в том числе по видам обеспечения, таблица сигналов, табель срочных донесений и др.
Оперативные документы по своему содержанию и структуре разрабатываются в соответствии с нормативными документами, действующими в системе МЧС России.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к учению, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.
Слайд 37СОДЕРЖАНИЕ ЗАМЫСЛА КШУ
В
К Л Ю Ч А Е Т:
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ;
ГРАФИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ЗАМЫСЛА НА КАРТЕ;
ЭТАПЫ УЧЕНИЯ;
НЕОБХОДИМЫЕ РАСЧЕТЫ И ТАБЛИЦЫ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ТЕМА УЧЕНИЯ;
УЧЕБ. И ИССЛЕД.ЦЕЛИ;
ПРОДОЛЖИТЕЛ. И ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕНИЯ;
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ;
ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ОРГАНЫ
ИСПОЛИТ. ВЛАСТИ, КОМИС-
СИИ ПО ЧС, ОРГАНЫ УПРАВ-
ЛЕНИЯ ГОЧС, КОМИССИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙ-
ЧИВОСТИ
ГРАФ.ЧАСТЬ ЗАМЫСЛА
ИСХ. ОБСТАНОВКА;
ЗАДАЧА И РЕШЕНИЕ
ВЫШЕСТ. ОРГАНА ИСП.
ВЛАСТИ ПО ИСХ. ОБС-
ТАНОВКЕ;
ЗАДАЧА ОБУЧАЕМЫХ
ОУ БЕЗ РАСКРЫТИЯ
ИХ РЕШЕНИЯ;
ОБСТАНОВКА, СОЗДА-
ВАЕМАЯ ДЛЯ КАЖДОГО
ЭТАПА
ЭТАПЫ УЧЕНИЯ
НАИМЕНОВАНИЕ
ЭТАПОВ И ИХ ПРО-
ДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ;
УЧЕБН. ВОПРОСЫ
И ВРЕМЯ НА ИХ
ОТРАБОТКУ;
МЕРОПРИЯТИЯ,
ПРОВОДИМЫЕ РУ
Слайд 38приказ о подготовке и проведении учения;
календарный план подготовки
учения;
план проведения учения.
приказ о подготовке и проведении учения;
календарный план
подготовки учения;
план проведения учения;
план имитации;
план исследования по вопросам устойчивости работы объектов в военное время;
планы обеспечения учения (материально-технического, медицинского, организации связи, комендантской службы);
частные планы заместителей, помощников РУ и посредников, инструкция по мерам безопасности.
организационные указание
задание обучаемым.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТСУ И КУ
ТСУ
КУ
Слайд 39Подготовка руководства, штаба руководства и посредников осуществляется с целью выработки
единого понимания замысла, целей и задач учения; способов их достижения
и выполнения своих обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения.
Руководство и посредники готовятся как самостоятельно, так и на специально организуемых инструктивных занятиях, которые проводятся руководителем учения, или по его решению заместителем руководителя, начальником штаба руководства.
При подготовке к каждому инструктивному занятию штабом руководства разрабатывается план его проведения, составляется список должностных лиц, приглашаемых на занятие, определяются проблемные вопросы, требующие совместного обсуждения и решения.
Слайд 40Вопросы управления, связи и оповещения на учении отрабатываются реально, практически
и в полном объеме. Поэтому особое внимание следует обратить на
состояние и возможности системы связи и оповещения, определить с каких пунктов будет осуществляться управление и принять меры к их качественной подготовке к работе.
Задействованные в учении каналы связи и оповещения должны с одной стороны обеспечивать своевременное доведение до обучаемых соответствующих сигналов и распоряжений, обмен информацией между всеми участниками учения, а с другой стороны не затруднять работу оперативных служб по реагированию на реальные чрезвычайные ситуации.
ПРОБЛЕМА
Слайд 41РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
При недостаточном количестве существующих каналов связи и оповещения, в
том числе для передачи закрытой информации, должно быть проведено дооснащение
пунктов управления (подвижных пунктов управления) техникой и средствами связи. С этой целью уточняется и прорабатывается вопрос использования ведомственных средств и каналов связи (отделений железной дороги, милиции и других).
При подготовке к учению необходимо провести тренировки с личным составом по знанию руководящих документов, приему, обработке и передаче сигналов, распоряжений руководства, информации о чрезвычайных ситуациях, по оповещению должностных лиц, в том числе в автоматизированном, режиме.
Слайд 42Подготовка обучаемых представляет собой комплекс мероприятий и включает в себя
подготовку руководящего состава, органов управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, привлекаемых на учение.
Подготовка обучаемых осуществляется заблаговременно в течение всего учебного года на плановых занятиях, проводимых в виде лекций, семинаров, практических занятий, групповых упражнений и непосредственно в ходе подготовки к учению, а также на сборах и тренировках.
Слайд 43Подготовка района представляет собой комплекс мероприятий и включает в себя:
уточнение
границ района;
уточнение маршрутов выдвижения;
определение мест выполнения практических работ;
определение мест расположения
формирований на различных этапах учения;
определение объема и мест имитации.
Слайд 44Другие подготовительные мероприятия:
уточняются планы действия (взаимодействия) по вопросам гражданской обороны,
защите населения и территорий;
другие действующие документы;
проверяются и готовятся к работе
пункты управления, средства связи и оповещения и т.д.
Перед началом КШУ, как правило, проводится смотр готовности его участников
Слайд 46Мероприятий, проводимые
руководством учения
Действия органов управления,
сил и средств ГОЧС
Отработка
учебных
вопросов по
выполнению
первоочеред -
ных
меро -
приятий
2. Осуществляют контроль за ходом мероприятий, проверяют реальность планов укрытия населения в защитных сооружениях, обеспечения средствами индивидуальной и медицинской защиты.
3. Проверяют готовность сил и средств мониторинга, радиационного, химического, медицинского контроля, уточняют режимы радиационной защиты в условиях радиационного заражения.
4. Оценивают: полноту выполнения задач планов: действий по предупреждению и ликвидации ЧС; по приведению
в готовность системы управления; по повышению устойчивости объектов
экономики.
5. Заслушивают доклады рук-лей и пред-
седателей КЧС и ОПБ городов, районов и других должностных лиц, оценивают их.
3. Руководят подготовкой сил и средств к ликвидации последствий возможных аварий на радиационно -химически-опасных объектах.
4. Управляю приведением в готовность АСФ для лик-видации ЧС.
5. С АСФ отрабатывают вопросы подготовки к ин -женерному обеспечению, ввода сил на объекты спасательных работ, под-готовки к развертыванию и работе отрядов первой медицинской помощи.
6. Докладывают РУ о вы-полнении планов и мероп-риятий по подготовке к ликвидации ЧС.
Действия органов управления,
сил и средств ГОЧС
Слайд 48ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
Ê изучение стиля и методов работы обучаемых
при осуществлении ими руководства подчиненными звеньями;
Ê наблюдение и контроль за
действиями обучаемых при проведении ими мероприятий ГО и РСЧС;
Ê изучение разработанных документов;
Ê заслушивание докладов должностных лиц ГО и РСЧС о сложившееся обстановке, принятых решениях, отданных распоряжениях и проведенных мероприятиях.
Слайд 49Анализируя ход учения, руководитель рассматривает, как правило, следующие вопросы:
ð действия
обучаемых после получения задачи.
ð принимаемые по обстановке решения, их целесообразность
и обоснованность, мероприятия, обеспечивающие их успешное выполнение.
ð деятельность руководящего и командно-начальствующего состава, АСС по организации действий участников учения и их всестороннему обеспечению, а также по осуществлению надежного и непрерывного управления ими в различной обстановке.
ð практическое выполнение поставленных задач и мероприятий по их обеспечению.
ð эффективность применяемых способов и приемов, наиболее характерные и поучительные примеры действий формирований и отдельных обучаемых.
ð решение вопросов повышения устойчивости работы.
ð действия органов материально-технического и медицинского обеспечения и подчиненных им формирований по обслуживанию обучаемых при подготовке к учению и в ходе его.
Слайд 50При оценке действий обучаемых руководствуются следующими критериями:
общее количество участников учения
(процент охвата).
полнота привлечения формирований и техники.
объем выполненных практических работ.
правильность и
целесообразность принятых решений.
четкость организации управления формированиями.
организация и поддержание взаимодействия между формированиями, а также с воинскими подразделениями.
полнота и эффективность проведенных мероприятий по повышению устойчивости работы объектов экономики в военное время.
действия по сигналам оповещения ГО.
соблюдение мер безопасности.
общая организованность, порядок, дисциплина.
Слайд 51Разбор является заключительной частью учения.
Цели разбора:
всесторонне проанализировать организацию выполнения
мероприятий ГО (РСЧС) на всех этапах учения;
проанализировать степень подготовки руководящего
и командно-начальствующего состава к выполнению своих функциональных обязанностей по ГО (предупреждению и ликвидации ЧС);
вскрыть основные недочеты в обучении, планировании и выполнении основных мероприятий ГО (РСЧС);
поставить задачи по их устранению.
Разбор учения иллюстрируется схемой района учения, графиками, таблицами, расчетами и другими документами.
Слайд 54Таким образом, методика проведения учений по ГОЧС включает следующие этапы:
приведение органов управления сил и средств ГО в различные режимы
функционирования;
выполнение первоочередных мероприятий реагирования на ЧС и приведение различных звеньев РС ЧС и ГО в соответствующие степени готовности;
отработка вопросов управления ликвидацией ЧС мирного и военного времени;
отбой учения и его разбор.
Слайд 55Приложение 1
ПРИКАЗ
директора _____________
г. Петрозаводск
« » ______________ 2011 г.
№ _____
О подготовке и проведении командно-штабного учения по действиям в ЧС
В соответствии с Планом основных мероприятий _____________ (наименование объекта) по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 200- год 12 сентября с.г. под моим руководством проводится командно штабное учение по действиям руководства, сил и средств _______________ (наименование объекта) в ЧС.
Учебные цели учения:
1.Совершенствовать навыки руководящего состава и специалистов, структурных подразделений, КЧС, штаба ГОЧС объекта в управлении проведением мероприятий по защите персонала и обеспечению устойчивого функционирования в ЧС.
2. Проверить готовность органов управления, КЧС, штаба ГОЧС, сил и средств объекта к действиям в ЧС.
3. Тренировать персонал в выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, переводу производства на режимы работы, обусловленные обстановкой ЧС.
4. Проверить объектовую систему оповещения об угрозе возникновения ЧС.
В целях обеспечения своевременной подготовки и успешного проведения учения:
Слайд 56ПРИКАЗЫВАЮ
1. Назначить: заместителем руководителя учения _______________________;
начальником штаба руководства ______________________________________;
посредником при
дежурно-диспетчерской службе ________________________;
посредником при командирах формирований _____________________________.
2. Штаб руководства сформировать
до _____________из числа _________.
3. На учение от объекта привлечь:
- КЧС и штаб ГОЧС;
- диспетчерскую службу;
- функциональные отделы и службы: главного механика, главного энергетика, капитального строительства, снабжения и сбыта и др. (перечисляются);
- производственные подразделения:_____________________ (перечисляются)
(перечисляя функциональные и производственные подразделения, указывается, какие из них привлекаются в полном составе, от каких - оперативные группы);
- производственный персонал 1 смены — для отработки вопросов оповещения (укрытия, эвакуации и т. п.).
4. Распоряжением ____________________________________от « ___» 200_ г. № _____________(указывается должность вышестоящего начальника) для отработки вопросов ______________________________________________________________________
на учение привлекаются: _____________________________________________________________________
(перечисляются оперативные группы органов управления, объектов, формирования, население, проживающее вблизи объекта и др.)
(Если привлечение указанных инстанций входит в компетенцию руководителя, отдающего. данное распоряжение, то этот пункт излагается в повелительном наклонении).
Слайд 57
5. Начальнику штаба руководства организовать подготовку к учению, в соответствии
с планом. Обратить особое внимание на организацию взаимодействия указанных в
п. 4 инстанций с соответствующими должностными лицами объекта при подготовке к учению и во время его проведения.
6. Руководителю ____________________________ до « ___ » ______________________ 200 г.
(наименование объекта)
— подготовить к работе ПУ, привести в готовность средства связи и оповещения;
— уточнить и согласовать, документы плана действий в ЧС во всех звеньях и довести их содержание до участников учения в части касающейся;
— с участниками учения организовать изучение их функциональных обязанностей, документов плана действий в ЧС, требований руководящих документов, методик расчетов и т. п.;
— до « ___ »_______________ 200 г. обеспечить подготовку докладов по следующим вопросам ________________________________________________________________________________________ (перечисляются вопросы);
— подготовить и провести во время учения, следующие практические мероприятия _________________
___________________________________________________________________________________________ (перечисляются мероприятия);
— принять меры к своевременному обучению и рациональному использованию материально-технических ресурсов, необходимых для подготовки и проведения учения;
— организовать на период учения работу медицинского пункта, питание участников.
Слайд 588. Руководству учением, посредникам, руководству структурных подразделений, привлекаемых на учение,
в ходе подготовки и при проведении учения принять все необходимые
меры по исключению возможности несчастных случаев, аварий, дезорганизации производства и др. негативных факторов (целесообразно перечислить такие меры).
9. Затраты на подготовку и проведение учения производить за счет ____ в соответствии со сметой расходов.
10. Итоги учения обсудить на заседании КЧС _______объекта в ______ месяце с. г.
11. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
директор __________________________________
(подпись)
Слайд 59
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
подготовки командно-штабного учения на _________________ (наименование объекта)
(«_____»____________ 200__
г.)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учения
«_____»___________200__ г.
Слайд 60
Начальник штаба руководства учения ______________________________
Слайд 61
ЗАМЫСЕЛ
командно-штабного учения
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учения –директор
_________________________ _________________
«___» _______________
200__ г.
Тема: «Организация и проведение мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе и возникновении ЧС».
Время проведения:
Место проведения:
На учение привлекаются: КЧС объекта, руководители структурных подразделений объекта, аварийно-спасательные формирования объекта, поисково-спасательные формирования.
Слайд 62Порядок проведения учения
План объекта
Масштаб _______
Начальник штаба руководства учением _____________
Масштаб ____________
Слайд 63ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЗАМЫСЛУ КОМАНДНО-ШТАБНОГО УЧЕНИЯ НА _____________ (объект экономики)
Тема:
«Организация и проведение мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф
на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе и возникновении ЧС».
Цели:
1.Совершенствовать навыки руководящего состава и специалистов, структурных подразделений, КЧС, штаба ГОЧС объекта в управлении проведением мероприятий по защите персонала и обеспечению устойчивого функционирования в ЧС.
2. Проверить готовность органов управления, КЧС, штаба ГОЧС, сил и средств объекта к действиям в ЧС.
3. Тренировать персонал в выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, переводу производства на режимы работы, обусловленные обстановкой ЧС.
4. Проверить объектовую систему оповещения об угрозе возникновения ЧС.
Время проведения:
Место проведения:
На учение привлекаются: КЧС объекта, руководители структурных подразделений объекта, аварийно-спасательные формирования объекта, поисково-спасательные формирования округа.
Слайд 64Исходная обстановка:
Социально-политическая, экономическая, экологическая обстановка в городе и округе. Фактический
материал, характеризующий обстановку. Состояние объектовой подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС
к началу учений. Имевшие место в последнее время в округе и на объекте ЧС. Аварии и перебои в работе объектовых систем: коммунально-энергетических, других систем обеспечения работы персонала объекта Наличие факторов, увеличивающих риск возникновения ЧС на объекте. Метеорологическая обстановка.
Другая информация, влияющая на безопасность персонала и устойчивость функционирования объекта.
Замысел учения:
В ходе созданной сложной химической обстановки на территории _________________ АО планируется отработать вопросы последовательного руководства и управления силами и средствами объекта при возникновении угрозы и возникновения ЧС с выбросом АХОВ на ХОО объекте расположенном на территории округа, практически отработать вопросы ликвидации ЧС на объекте.
В ходе первого этапа учений в течение _______часов (с ________до__________) на фоне угрозы аварии на химически опасном объекте планируется отработать вопросы приведение органов управления и сил объекта в режим функционирования при угрозе возникновения ЧС. Отработать практические вопросы по подготовке к защите персонала и повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.
В ходе второго этапа в течение последующих _______ часов (с______ до_______) на фоне техногенной аварии предусматривается отработать вопросы оценки последствий ЧС для объекта. Провести мероприятия по обеспечению защиты и жизнедеятельности персонала, устойчивого функционирования объекта в условиях ЧС.
В ходе учения планируется отработать практические мероприятия по ликвидации ЧС с реальным привлечением формирований объекта.
Слайд 65Порядок проведения учения:
За _________ суток до начала учения (______________________) обучаемым
вручается задание.
Учение проводится в __________ этапа.
Первый этап:
«Организация проведения мероприятий по
обеспечению защиты персонала и устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС».
Продолжительность: _______ часов ( с ___ до ____).
Учебные вопросы:
1. Оповещение и сбор КЧС объекта, сотрудников администрации. Приведение формирований в готовность.
2. Приведение в готовность ПУ и организация работы на нем.
3. Приведение в готовность к использованию персоналом средств коллективной защиты. и т. д.
Обстановка:
В _______________ от оперативного дежурного округа поступает информация об угрозе возникновения аварии с выбросом АХОВ на ______________. Обстановка характеризуется ___________________________ .
Слайд 66Порядок отработки учебных вопросов:
С _______ до _________ заместитель руководителя учения
производит розыгрыш обстановки по угрозе аварии на химически опасном объекте.
Дежурному диспетчеру вручается вводная об угрозе возникновения аварии на ХОО объекте. Посредник при дежурно-диспетчерской службе контролирует порядок оповещения руководства, дежурных служб округа.
До _______ производится сбор руководящего состава, КЧС объекта.
В _________ объявляется приказ генерального директора о введении режима функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.
КЧС объекта осуществляют сбор данных обстановки, ее анализ и выработки предложений руководству для принятия решения.
С __________________ на объекте организуется химическая разведка, осуществляется развертывание сил наблюдения и контроля.
С ________до_________ руководитель учения заслушивает начальника председателя КЧС, членов КЧС по создавшейся обстановке и принятым решениям.
Заместитель руководителя учения контролирует мероприятия по приведению в готовность формирований объекта.
и т. д.
Слайд 67Второй этап:
«Оценка последствий ЧС для объекта проведение мероприятий по обеспечению
защиты и жизнедеятельности персонала».
Продолжительность: __________ часов (с _______ до
________).
Учебные вопросы:
1. Оповещение персонала об авариях и катастрофах на объекте и угрозе воздействия поражающих факторов на персонал.
2. Организация защиты персонала от воздействий поражающих факторов ЧС.
и т. д.
Обстановка:
На объекте проведены работы по приведению органов управления, формирований объекта в режим функционирования при угрозе возникновения ЧС на ХОО.
В _____________ на ХОО происходит авария с выбросом _______.
Обстановка характеризуется _________________________________.
Слайд 68Порядок отработки учебных вопросов:
В _______ посредник при дежурно-диспетчерской службе вручает
вводную об аварии на ХОО и контролирует действия дежурного диспетчера
по оповещению персонала объекта и переводе работы дежурной службы в безопасное место, порядок установления связи с вышестоящими органами управления и подчиненными руководству объекта формированиями.
Руководитель учения заслушивает предложения председателя КЧС о выполнении первоочередных мероприятий по защите персонала и выполнении мероприятий по ликвидации ЧС, с _____ до ______ контролирует порядок и правильность оценки обстановки штабом ГОЧС объекта.
С __________ до ___________ заместитель руководителя учения контролирует мероприятий по защите персонала объекта от АХОВ.
С __________ до ___________ выполняются практические мероприятия по ликвидации ЧС, и защите персонала объекта.
И т.д.
С ___________ до ________ руководитель учения заслушивает руководителей структурных подразделений, командиров формирований о выполненных мероприятиях, проверяют расчеты и отработанные штабом ГОЧС документы.
В _________________ объявляется отбой учению.
Начальник штаба руководства ____________________________
Слайд 69Председателю КЧС
Начальникам _________________
ЗАДАНИЕ
на командно-штабное учение
Обстановка на: _______________
I. Общая
обстановка
Социально-политическая, экономическая, экологическая обстановка в городе и округе. Фактический материал,
характеризующий обстановку. Состояние объектовой подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС к началу учений. Имевшие место в последнее время в округе и на объекте ЧС. Аварии и перебои в работе объектовых систем: коммунально-энергетических, других систем обеспечения работы персонала объекта Наличие факторов, увеличивающих риск возникновения ЧС на объекте. Метеорологическая обстановка.
Другая информация, влияющая на безопасность персонала и устойчивость функционирования объекта.
Слайд 70II. Частная обстановка
Укомплектованность личным составом сил и средств объекта –
реальная.
20% приборов химической разведки объекта находятся на очередной проверке.
Рабочие и
служащие объекта обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания на 80%.
Система оповещения и связи находятся в дежурном режиме.
И. т. д.
III. Справочные данные
Возможные последствия ЧС.
Направление и скорость господствующих в округе ветров.
И т.д.
IY. Исполнить
Изучить и оценить обстановку.
Быть в готовности к выполнению функциональных обязанностей и решению задач по учению.
Задание довести до всех органов управления, командиров формирований, привлекаемых на учение.
Руководитель учения ____________________
Слайд 71 Проведение объектовой тренировки
Проводится
она на территории предприятия, организации, учреждения, учебного заведения с максимальным
использованием имеющейся учебно-материальной базы.
Производственная, служебная и учебная деятельность при проведении тренировки не прекращается, а учебные вопросы, требующие привлечения максимально возможного количества людей (например, действия по сигналам оповещения, эвакуация, укрытие и другие), отрабатываются в наиболее удобное для организации время при условии максимального сокращения потерь рабочего времени.
Слайд 72 В ходе объектовой тренировки могут
отрабатываться следующие мероприятия:
По теме «Ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и
катастроф».
а) с руководящим составом — планирование мероприятий по предупреждению аварий на объекте и их осуществление; организация и практическое проведение работ по ликвидации последствий аварий и катастроф в организации, а также стихийных бедствий, характерных для данного региона (местности);
Слайд 73
б) с личным составом формирований —
тактико-специальное учение с отработкой вопросов: сбор, получение оснащения и средств
защиты, ведение разведки, выполнение задач по ликвидации последствий аварий или стихийных бедствий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, обеззараживание и санитарная обработка (при необходимости);
Слайд 74
в) с рабочими и служащими (студентами и учащимися)
— действия после соответствующей информации об обстановке, быстрое и правильное
применение средств индивидуальной защиты, укрытие в защитных сооружениях и помещениях.
Слайд 75
В отдельных случаях могут отрабатываться, действия при разливе
(выбросе) аварийно химически опасных веществ (АХОВ), оказание первой помощи пострадавшим,
обеззараживание территории, помещений, оборудования, одежды и обуви, частичная санитарная обработка, организация и проведение эвакуации.
Слайд 76
2. По темам «Организация защиты рабочих и служащих
в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» или «Практическое осуществление
мероприятий ГО при переводе организации на работу в условиях военного времени»- во всех случаях руководящий состав, формирования, рабочие и служащие отрабатывают, главным образом, те вопросы и мероприятия, которые занесены в планы.
Слайд 77
Однако есть такие элементы, которые должны выполняться
в ходе почти всех тренировок — это действия по сигналам
оповещения (речевой информации), выдача и пользование средствами индивидуальной защиты, повышение устойчивости работы объекта, оказание само- и взаимопомощи, частичная санитарная обработка.
Слайд 78
По окончании объектовой тренировки руководитель организации проводит
разбор, в котором анализирует действия обучаемых, обращает внимание на недостатки,
определяет пути и сроки их устранения.
Слайд 79 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЧЕНИЯХ
За организацию и
обеспечение мер безопасности на учении отвечает руководитель. Он обязан определить
порядок имитации пожаров, разрушений, аварий на коммунально-энергетических сетях, организовать ограждение (оцепление) и обозначение этих участков. Разработать, исходя из местных условий, инструкцию по мерам безопасности на предстоящем учении и организовать ее изучение со всем личным составом.
Слайд 80
Ответственность за соблюдение мер безопасности возлагается
на руководителей формирований, участвующих в учении. Они обязаны изучить с
личным составом инструкцию, указать порядок обозначения опасных участков (мест), убедиться в исправности техники и транспорта.
Слайд 81 На учениях запрещается:
— перевозить личный
состав и технику на необорудованных автомобилях, а имитационные средства и
другие предметы, опасные в обращении, — на транспорте совместно с людьми;
— эксплуатировать неисправную технику;
— становиться на тросы, находиться под стрелами подъемных кранов, под ковшами экскаваторов и на завалах в момент работы на них инженерной техники;
Слайд 82
— размещать личный состав, обозначающий «пострадавших» в местах движения и
работы техники;
— на остановках выходить на левую сторону, находиться между
машинами и отдыхать под ними, курить у емкостей с горючими веществами;
— сжигать дымовые шашки и подрывать имитационные гранаты ближе 50 м от личного состава и легковоспламеняющихся материалов;
— входить в задымленные помещения без кислородных изолирующих противогазов, газодымозащитных комплектов или гражданских противогазов с гопкалитовыми патронами;
Слайд 83
— запускать двигатели и трогаться с места без тщательного осмотра
машины и прилегающей местности;
— бросать взрывпакеты, выпускать осветительные и сигнальные
ракеты в расположение формирований, а также в направлении легковоспламеняющихся веществ;
— производить земляные работы без согласования с соответствующими местными органами;
— пить сырую воду из непроверенных источников.
Слайд 844. Руководители формирований обязаны проводить следующие мероприятия по обеспечению безопасности
выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ:
— вести тщательную разведку объектов
предстоящих работ;
— строго выполнять правила действующих инструкций по технике безопасности при работе со средствами механизации, пневмо - и электроинструментом, взрывчатыми веществами и огнеопасными средствами
Слайд 85
— производить крепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих
обвалом;
— осуществлять установку предупредительных (сигнальных) знаков в местах производства работ:
—
до начала учений провести тренировки расчетов инженерной техники по работе на ней в средствах защиты,
Слайд 865. При проведении учений в холодное время
необходимо:
— обеспечить личный состав теплой одеждой и обувью;
— ознакомить его
с мерами по предупреждению обморожения;
— осуществлять перевозку людей автобусами или на машинах, оборудованных тентами.