Слайд 2 Содержание нейропсихологии (основные положения и методы) позволяет практическим специалистам представить
себе не только внешние проявления тяжелых нарушений развития, но и
их внутреннюю картину, сокрытую от глаз за черепными сводами. Это относится к безречевым детям-алаликам (ТНР), детям с асоциальными вариантами онтогенеза, в частности с РАС и др.
Слайд 3Александр Романович Лурия
(16 июля 1902 Казань — 14 августа 1977
Москва)
советский психолог,
создатель новой научной дисциплины - НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ,
сотрудник
Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.
Термин нейропсихология является составным:
Нейрон (нервная клетка)
+
Психея (душа)
Составной характер термина отражает составной характер самой нейропсихологии
Слайд 5ФРАНЦ ГАЛЛЬ
(1758—1828)
— австрийский врач и анатом, создатель псевдонаучной доктрины
о связи психики человека с рельефом черепа – френологии.
Учение Ф.Галля
содержало идею, противоречащую общепринятым представлениям о том, что работает как единое целое. Он выдвинул точку зрения о том, что разные области мозга предназначены для разных функций и даже свойств характера человека.
Слайд 6П. Брока
(1824-1880)
французский хирург,
анатом и антрополог
В конце XIX в. П.Брока
и К.Вернике открыли центры речи,
названные в последствии их именами.
По их данным, эти центры всегда располагались
в левом полушарии.
К. Вернике
(K. Wernicke)
(1848-1904)
нем. психонев
ролог
Слайд 7НЕЙРО-
ПСИХОЛОГИЯ
НЕЙРО
ФИЛОСОФИЯ
НЕЙРО-
ФАРМАКОЛОГИЯ
НЕЙРО-
БИОЛОГИЯ
НЕЙРО-
ХИМИЯ
НЕЙРО-
ФИЗИКА
НЕЙРО-
ПЕДАГОГИКА
НЕЙРО-
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
НЕЙРО-
ПСИХИАРТИЯ
НЕЙРО-
ПЕДИАТРИЯ
Слайд 8Центр нейропедиатрии
в Берлине
Центр п а т о л о
г и и р е ч и и
н
е й р о р е а б и л и т а ц и и
в М о с к в е
Слайд 11Клиническая нейропсихология
(структура когнитивных нарушений вследствие очаговых
и неочаговых поражений головного мозга, нейропсихологическая, в т.ч. топическая диагностика,
и нейрокоррекция.
Нейропсихология детского возраста
(возрастная нейропсихология или нейропсихология развития) – изучение особенностей последствий мозговых поражений у детей и их терапии.
Нейропсихология старческого возраста (геронтологическая)– изучение природы и терапии различных старческих дегенераций (слабоумия).
Нейропсихология творчества
мозговые основы талантливости, гениальности
Слайд 12
УНИВЕРСАЛЬНАЯ
Этиология – причина, происхождение какого-либо явления, в частности заболевания
или нарушения.
Клиника и синдром– картина патологического состояния или болезни, совокупность
определяющих его симптомов.
Патогенез (в нейропсихологии) — мозговые механизмы патологических последствий заболевания или неблагополучий развития.
СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
гнозис и агнозия
праксис и апраксия
модальность
(модально-специфические и модально-неспецифические явления)
кинестетические (афферентные) и кинетические (эфферентные) сигналы
Слайд 13Изображения мозга сегодня заменили в качестве символа науки в целом
планетарную
модель атома Нильса Бора в роли символа науки
Слайд 14Основные методы нейровизуализации :
ЭЭГ - электроэнцефалографические исследования
КТ
- компьютерная томография
ЯМР - ядерно-магнитный резонанс
МРТ - магнтино-резонансная томография;
ОФЭКТ - однофатонно-позитронная томография и др.
фМРТ- функциональная МРТ
СКУЛЬПТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КОРЫ МОЗГА (СДЕЛАНА ИЗ МЕДНОЙ ПРОВОЛОКИ)
И НАХОДЯЩЕГОСЯ ПОД НЕЙ БЕЛОГО ВЕЩЕСТВА
Дуглас Филдз
Национальный институт детского здоровья и развития человека
Слайд 15Модально-специфические отделы коры головного мозга:
Височный – слуховой
Затылочный - зрительный
Теменной - тактильный
2% от общего веса тела
20-25% кислорода
70% глюкозы
Слайд 17Гермес Трисмегист
«Что наверху —
то и внизу,
что внизу —
то и наверху».
Слайд 19Салли Сэйтл
Скотт Лилиенфельд
Необходимо внести ясность в раздутые спекулятивные рассуждения вокруг
перспектив нейронаук
Методы нейровизуализации мозга не читают мысли и чувства человека
Слайд 231.Центральная часть – древняя,
мозг рептилий.
Отвечает за ежесекундное функционирование
организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на
внешнюю стимуляцию («бежать или сражаться»).
2. Средний мозг –
мозг млекопитающих.
Участвует в регуляции функций внутренних органов,обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования. Наиболее важна лимбическая система. Она отвечает за эмоции - эмоциональный мозг.
Человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке.
3. Неокортекс - (кора больших полушарий ЧЕЛОВЕКА).
Слайд 26ВПФ
Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — одно из
основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р.
Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.
А.Р.Лурия: «Высшие психические функции— психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом
Слайд 27ЧТО ТАКОЕ СОЗРЕВАНИЕ ВПФ?
Нейроны мозга от рождения пусты, они не
имеют врожденной специализации, не умеют работать
Они вынуждены учиться этому
прижизненно.
Как?
Путем освоения самых разных объектов внешнего мира (ОВМ).
Как?
ОВМ попадают в определенную область мозга через рецепторы органов чувств и связываются там с областями, куда попали образы других. Образы объектов внешнего мира становятся содержанием нейронов мозга. Попав в мозг, различные образы других ОВМ В мозге они обрабатываются соответствующими мозговыми механизмами: осмысливаются, запоминаются, ассоциативно связываются между собой.
Слайд 29Метод диффузионно-тензорной МРТ регистрирует направление движения молекул воды.
Томограф строит
трехмерную модель расположения проводящих путей мозга.
Проект
«Коннектом человека»
Слайд 30Важно помнить, что ни одна из
структур мозга не работает изолировано.
Все они соединены миллионами
сложных связей.
Слайд 31ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ НУЖНЫ ЭТИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ БЕЛЫЕ ВОЛОКНА?
Для того, чтобы
обеспечить функциональное взаимодействие между собой всех областей мозга.
Особенно это
важно в период наиболее активного когнитивного развития человека, т.е. в детстве при формировании различных ВПФ.
Слайд 32Большая часть нарушений развития детей объясняется неполноценностью проводниковых связей!
В чем
же она состоит?
Прежде всего это задержка или отсутствие процессов миелинизации.
Причины
этого остаются пока не уточненными, но задача продвинуться в этом направлении – одна из наиболее актуальных в области нейронаук наших дней.
Распространены и подтверждаются аппаратурно теории недоношенности плода, нарушения микроэлементного обмена, желудочно-кишечных и других интоксикаций на головной мозг, диетологическая непереносимость (бесказеиновые и безглютеновые диеты).
Остро дискусионной остается роль прививок.
Слайд 33 Миелинизация – это
процесс покрытия аксонов особым веществом миелином. Состояние миелинизации белых волокон
мозга отражает степень зрелости структур мозга.
Духовская М.А.
Харьковская медицинская академия последипломного образования, 2016 г.
Эффективное обнаружение аномалий миелинизации зависит от метода визуализации и понимания нормального прогрессирования этого процесса в зависимости от возраста.
МИЕЛИНИЗАЦИЯ
Слайд 37Гно́зис (гно́сис)
(от греч. γνώσις — «знание», узнавание).
Центральное
понятие учения гностицизма.
В нейропсихологии и неврологии - собирательное понятие для
процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (напр., зрительный и слуховой гнозис, стереогноз и т. д.).
Нарушения гнозиса носят названия
АГНОЗИИ
Слайд 38Каждый из видов гнозиса имеет подвиды, входящие в одну и
ту же модальность, внутри которой он занимает свое особое место.
Зрительный
гнозис:
предметный — различение предметов и их изображений различной степени сложности
цветовой — различение цветов
пальцевый — различение пальцев
симультанный - восприятие целостного изображения
лицевой — запоминание и узнавание лиц
буквенный и цифровой — узнавание букв и цифр
оптико-пространственный — зрительное опознание частей пространства
Каждый из этих видов зрительного гнозиса может нарушаться и выступать в виде соответствующих агнозий.
Слайд 39Слуховой гнозис:
неречевой - различение природных, предметных и музыкальных шумов
речевой
— различение на слух речевых единиц
Тактильный гнозис:
кожный — различение прикосновений
к коже
стереогноз — различение предметов на ощупь
аутотопогнозис — представление о схеме тела
Обонятельный и вкусовой гнозис —
различение запахов и оттенков вкуса
Каждый из этих видов гнозиса может нарушаться и выступать в виде соответствующих агнозий.
Слайд 41Праксис (греч. praxis - действие) - способность к произвольному практическому
предметному действию.
Праксис надстраивается над гностическими функциями.
Учение о праксисе
разработано
немецким неврологом и психиатром
Hugo Liepmann (1863-1925)
Ему принадлежит идея кинестетического праксиса (позы) и кинетического («идеаторного эскиза, наброска действия»). Такой эскиз действия включает 3 звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.
Слайд 421 – зона афферентного артикуляционного праксиса
2 – зона эфферентного артикуляционного
праксиса
Слайд 43Предметный праксис – оперирование предметами
Символический праксис – умение совершать предметные
действия без предметов (жесты и язык глухих "амслен").
Виды праксиса по
отнесенности к действующему органу:
Кистевой и пальцевый праксис (обощенно мануальный) – имеет особо важное приспособительное значение (истоки – игры, разнообразие игрушек).
Нарушение каждого из этих видов праксиса носит название АПРАКСИИ
Слайд 44Оральный праксис (ОрПр) – способность совершать произвольные движения органами оральной
полости.
Артикуляционный праксис (АртПр) - способность произносить звуки речи и их
серии – слова.
АртПр афф. – афферентный (произнесение отдельных звуков речи) – КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ
АртПр эфф. – эфферентный (произнесение серий артикулем – слов)- КИНЕТИЧЕСКИЙ
Слайд 46К нелокальным ВПФ относятся функции внимания, памяти, мышления, эмоций, воли.
Их нарушения возникают при поражении или патологическом функционировании
значительной площади мозга и неизбежно отрицательно влияют на состояние речи, особенно в период ее развития. В последующем речь менее зависима от их состояния, но не абсолютно.
Нарушения нелокальных ВПФ могут быть также причиной задержек в созревании локальных функций - неречевых видов гнозиса и праксиса - зрительного гнозиса, слухового, кистевого пальцевого праксиса и др. Их состояние особенно значимо в довербальной фазе психического развития. В последующем они получают относительную автономию от речи.
Слайд 48 Причины нарушений базисных по отношению к речи ВПФ могут быть
разными. Особенно значимы органические поражения головного мозга, особенно перинатального характера.
Наиболее частые из них:
ГИДРОЦЕФАЛИЯ - чрезмерно большой размер головы в сравнении с нормативным, особенно ее черепной части. В ней скапливается избыточная спинно-мозговая жидкость, приводящая к разбуханию вещества мозга. Особенно увеличивается в размерах лобная часть головы. Иногда она как бы нависает над лицом ребенка. На лице из-за повышенного давления на кровеносные сосуды выражен венозный рисунок;
МИКРОЦЕФАЛИЯ – чрезмерно маленький размер мозга
ОПУХОЛИ МОЗГА, оказывающие давление на желудочки;
ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ МОЗГА.
Слайд 49ГИДРОЦЕФА́ЛИЯ (водя́нка головно́го мо́зга)
Гидроцефалия — заболевание, характеризующееся избыточным скоплением цереброспинальной жидкости
в желудочковой системе головного мозга.
Слайд 50 Принято различать эволюционные мутации, происходящие у всей популяции или же
мутации, появившиеся впервые у данного индивидуума. Если мутирует новый, популяционный
ген, то виновата Среда или несостоятельность медицинских мер. Возникнув однажды, они могут передаваться по наследству. Не все генные мутации ведут к патологии.
Полезно знать и то, что группа крови человека, которая является врожденным признаком и остается неизменной в течение всей жизни, определяется парой генов, полученных по одному от каждого из родителей. При переливаниях влитой крови у одних людей эритроциты донора склеиваются с их собственными эритроцитами, у других сворачиваются. Тогда говорят о несовместимости групп крови.
Слайд 51 У детей они сводятся в основном к неблагоприятным условиям жизни,
насыщенным неврогенными и стрессогенными событиями. Значимо также неправильное воспитание, проявляющееся
в невнимании к ребенку, к видам его деятельности, режиму жизни, или же, напротив, в гиперопеке, лишающей необходимой активности.
Слайд 52 К числу причин, вызывающих отклонения в психическом развитии, относятся нестандартные
взаимоотношения между полушариями мозга (нестандартный профиль полушарной асимметрии). Они являются
врожденными и в большинстве случаев обусловлены функциональной гиперактивностью правого полушария. В ранние периоды онтогенеза ведущим у ребенка является правое полушарие.
Слайд 53 Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных и
закономерных связей между предметами и явлениями объективной реальности.
В мышлении отражаются
не только внешние, воспринимаемые свойства предметов, но и внутренние, существенные связи и отношения.
В изучение мышления и сознания значительный вклад внесли проблему Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, О.К.Тихомиров и др. Истоки теорий мышления восходят к представлениям таких мыслителей как Ларош Фуко и Конфуций.
Слайд 54Виды нарушений мышления соответствуют видам самого мышления:
Нарушения наглядно-действенного мышления
Нарушения наглядно-образного
мышления
Нарушения вербально-логического мышления
Нейродинамические нарушения мышления:
Нарушение контроля
Патологическое истощение мыслительных процессов
Увеличение времени
осмысления
Расстройства наглядно-образного мышления
Фрагментарность
Соскальзывание на побочные ассоциации
Резонерство
Несамостоятельность осмысления сюжета
Слайд 55Память — это высшая психическая функция, обеспечивающая способность запоминания, хранения
и извлечения информации.
В изучение памяти, существенный вклад внесли:
Лурия, Хомская,
Соколов, Корсакова Микадзе, Симерницкая и др.
Е.Д.Хомская определяет память также как сохранение информации о раздражителе после того как его действие прекратилось.
Для хранения информации необходимо упрочение (консолидация) ее следов. Оно достигается за счет многократных подкреплений запоминаемого. Человек может хорошо запоминать что-либо, но недолго хранить это в памяти или же плохо извлекать из памяти то, что в ней содержится.
Слайд 56Они делятся :
Биологическая
Импритинговая
Долговременная и кратковременная
Модально-специфическая
(зрительная, слуховая, тактильная и
др.) и модально-неспецифическая
Слайд 57Модально-неспецифические нарушения
Забывание текущих событий
Сужение объема отставленного запоминания
Тормозимость следов интерференцией
Контаминации, “побочные
вставки”
Конфабуляции
Реминисценции
Нарушение воспроизведения порядка стимулов
Модально-специфические нарушения
Модально-специфические нарушения
Амнезии на стимулы какой-либо из
модальностей:
Вербальные
Зрительные
Двигательные
Нарушения памяти на лица
Слайд 58 Внимание — сосредоточение сознания на каком-либо объекте или явлении действительности.
Внимание обеспечивает:
1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных
2) удержание,
сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель
3) регуляцию и контроль протекания деятельности.
Физиологической основой внимания является общая активация мозга, связанная с деятельностью ретикулярной формации, расположенной в „глубине“ мозга.
Слайд 59 Распространенный в настоящее время синдром дефицита внимания СДВГ часто диагностируется
ошибочно. Не учитывается мотивированность ребенка к предлагаемому виду деятельности. Отсутствие
интереса к нему приводит к импульсивности действий.
При условии, что в каких-то видах деятельности ребенок способен подолгу и внимательно действовать, диагноз дефицита внимания неправомерен. В этом случае следует признать, что ребенок был немотивирован к предложенному виду деятельности
Виды внимания:
а) сенсорное; б) двигательное; в) эмоциональное;
г) интеллектуальное.
По уровням они делятся на непроизвольное и произвольное внимание.
По отнесенности к модальностям они делятся на :
Модально-специфическое внимание (избирательность внимания в зависимости от отнесенности к анализоторной системе).
Модально-неспецифическое внимание определяется состоянием ретикулярной формации.
Слайд 60Существуют несколько форм нарушений внимания:
а) сенсорное; б) двигательное; в)
эмоциональное;
г) интеллектуальное.
Модально-неспецифические нарушения:
Непроизвольное угасание ориентировочного рефлекса
Неугасание ориентировочного рефлекса
Нарушение избирательности
при восприятии стимулов
Произвольные трудности концентрации внимания
“Полевое поведение”
Флуктуация
Модально-специфические нарушения:
Игнорирование одного из двух стимулов одной модальности, предъявляемых билатерально (при способности воспринять их по отдельности)
Слайд 61В разработку проблемы внесли большой вклад
А.Н.Леонтьев, П.К.Анохин, К.В.Судаков, Уильям
Джемс, Карл Ланге, Вудвортс, Кэррол Изард. и др.
Эмоции
(от лат. emovere – возбуждать, волновать). Это особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни.
Существует общий эмоциональный язык. Это общий опыт эмоциональных переживаний, включая мимику и жесты. Этот опыт гораздо шире и разнообразнее индивидуального опыта человека.
Слайд 621. Снижение интенсивности эмоциональной деятельности:
снижение и усиление эмоциональной активности,
эйфория,
депрессия,
эмоциональный паралич
2. Неконтролируемое эмоциональное реагирование на события:
тревога, страх,
агрессия, ригидность, невротизм с вегетативным компонентом
Слайд 63 Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания.
Лица с физиологическим аффектом признаются вменяемыми.
Патологический аффект – кратковременное психическое
расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией.
Слайд 64Лица совершившие правонарушения в таком состоянии признаются невменяемыми
Слайд 65Апатия
Эмоциональная амбивалентность
Эмоциональная неадекватность
Эмоциональная лабильность
Слабодушие
Гипертимия
Эйфория
Мория
Экстаз
Дисфория
Тревога
Страх
Гнев
Сензитивность
Эмоциональная холодность
Эмоциональная тупость
Слайд 66Художница говорит, что нарисовать эти иллюстрации ей помогли воспоминания о
собственном детстве, и о том, как она сама объясняла себе
то, что происходило вокруг.
Пьеретта Диаз
"Пешеходный переход"
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ФАНТАЗИИ
Американский фотохудожник Джошуа Хоффайн (Joshua Hoffine)
Слайд 67ВОЛЯ - способность человека к сознательно саморегулировать свое поведение.
Адекватность
эмоций жизненным ситуациям лежит в основе выработки воли.
При нарушениях
воли человек не достигает поставленных в жизни целей.