Разделы презентаций


Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности

Содержание

Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности.
По материалам
http://russkiy-na-5.ru/articles/999

Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности. По материаламhttp://russkiy-na-5.ru/articles/999

Слайд 2Тропы —
это слова и выражения, использованные авторами текстов в

переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха,

синонимы и др.

Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.

Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности.

Слайд 3Анафора
 (= единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного

или нескольких предложений:
Август - астры, Август - звёзды, Август - грозди Винограда и

рябины...                   (М. Цветаева)

Анафора (= единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:Август - астры, Август -

Слайд 4Антитеза –
сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая.                    

(М. Цветаева)

Антитеза – сопоставление противоположного:Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая.                     (М. Цветаева)

Слайд 5Вопросно-ответная форма изложения –
изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил

телефон.  – Кто говорит?  – Слон.  - Откуда?  – От верблюда.                   (К.И. Чуковский)

Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:У меня зазвонил телефон.  – Кто говорит?  – Слон.  -

Слайд 6Восклицательное предложение –
предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На

письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. 

Сколько яблок! Яблок!

Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько

Слайд 7Гипербола -
преувеличение, например: 

Сто лет не виделись!

Гипербола - преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Слайд 8Градация –
расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия,

состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла

корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от

Слайд 9Диалектизм –
диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не

входит в пласт общего литературного языка.

Примеры: векша (белка), 
бурак (свёкла), 
закут (хлев), 
кочет

(петух), 
коты (лапти), 
новина (суровый холст).
Диалектизм – диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша

Слайд 10Инверсия –
изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе

или слову:

Белеет парус одинокий.                                    (М. Лермонтов)

Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:Белеет парус одинокий.                                    (М. Лермонтов)

Слайд 11Индивидуально-авторское слово -
авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста.

Пример (из базы заданий ФИПИ):

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды»

проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».
Индивидуально-авторское слово - авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. Пример (из базы заданий ФИПИ):И в этом

Слайд 12Ирония -
использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: 

Умный

какой! (в значении: глупый, дурак).

Ирония - использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).

Слайд 13Контекстные антонимы, контекстные синонимы –
слова, служащие антонимами либо синонимами только

в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба

была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.
Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах

Слайд 14Лексический повтор –
повтор слова:

Ветер, ветер - На всём божьем свете!     

                  (А.

Блок)

Лексический повтор – повтор слова:Ветер, ветер - На всём божьем свете!               

Слайд 15Литота –
преуменьшение: 

мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Литота – преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Слайд 16Метафора -
перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд. 

август - грозди  винограда

и рябины  ржавой - август!                      (М. Цветаева)

Метафора - перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд. август - грозди  винограда и рябины  ржавой - август!                     

Слайд 17Метонимия -
перенос по смежности:

выиграть золото, 
зал аплодировал, 
ставить Чехова.

Метонимия - перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Слайд 18Назывные предложения -
предложения с одним главным членом – подлежащим: 

Полдень.
Жарища

страшная.

Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Слайд 19Неполные предложения -
частотные в разговорной и художественной речи предложения, в

которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла

ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2).
Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный

Слайд 20Олицетворение -
наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: 

Небо над ним

содрогнулось. Небо хмурилось.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Слайд 21Параллелизм (= использование параллельных конструкций)
- сходное синтаксическое оформление соседних предложений:    
То

не ветер ветку клонит,  не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет,  Как осенний

лист дрожит.                        (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.                                             (М. Цветаева)

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:    То не ветер ветку клонит,  не дубравушка

Слайд 22Парцелляция -
деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные

как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного

разворачивания событий или их драматизма.

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для

Слайд 23Перифраза –
замена слова на описательное выражение: 

столица нашей Родины (Москва), 
город на

Неве (Санкт-Петербург)
столица Татарстана (Казань).

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины (Москва), город на Неве (Санкт-Петербург)столица Татарстана (Казань).

Слайд 24Пословица -
образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются

особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму

и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: 
На вкус и цвет товарищей нет. 
Волков бояться — в лес не ходить. 
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Пословица - образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер,

Слайд 25Просторечие  -
слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие

за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности,

грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: 
давеча, 
завсегда, 
тама, 
здеся, 
забулдыга, 
дохлятина, 
отродясь, 
улыбаюся, 
ихнего,н
е влазиет.
Просторечие  - слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи

Слайд 26Противопоставление -
сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству,

противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы.

Пример (из банка заданий ФИПИ): 

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление

Слайд 27Разговорные слова -
стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: 
электричка, 
растрёпа, 
нуднятина. 

Многие подобные

слова экспрессивно окрашены.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Слайд 28Риторический вопрос -
высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации,

а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:

Когда же это всё кончится? 
Где

брать терпение?
Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же

Слайд 29Риторическое обращение 
часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:   
Скучно жить на этом

свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М.

Цветаева)

Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:   Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)Милые спутники, делившие

Слайд 30Ряды однородных членов
Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он

право, Возможность или благодать  Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И

ножкой ножку называть?..              (А. Ахматова)

Ряды однородных членов Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать  Над

Слайд 31Сравнение –
сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим

общую черту или черту сходства: 
витрины, как зеркала, 
влюблённость промелькнула, как молния (=

молниеносно, быстро).
Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость

Слайд 32Сравнительный оборот –
развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), 

вроде.
 
Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота...   

                    (М. Цветаева)
Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка.               (М. Цветаева)

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.),     вроде. Стихи растут, как звёзды и

Слайд 33Термин -
слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки

и имеющее в силу этого ограниченное употребление: 
эпитет, 
перифраза, 
анафора, 
эпифора.

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Слайд 34Цитирование -
использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы

заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о

достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем

Слайд 35Эмоционально-оценочные слова: 
доченька, 
маленький мой, 
солнышко моё, 
вражина.

Эмоционально-оценочные слова: доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.

Слайд 36Эпитет –
определение:   
А он, мятежный, ищет бури,  Как будто в буре есть покой.   

          (М.Ю. Лермонтов)

Эпитет – определение:   А он, мятежный, ищет бури,  Как будто в буре есть покой.           

Слайд 37Эпифора –
(общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних

предложений с целью привлечь к ним особое внимание:  
Ведь звёзды были

крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика