Слайд 1Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности.
По материалам
http://russkiy-na-5.ru/articles/999
Слайд 2Тропы —
это слова и выражения, использованные авторами текстов в
переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха,
синонимы и др.
Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.
Слайд 3Анафора
(= единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного
или нескольких предложений:
Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и
рябины...
(М. Цветаева)
Слайд 4Антитеза –
сопоставление противоположного:
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)
Слайд 5Вопросно-ответная форма изложения –
изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:
У меня зазвонил
телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
- Откуда?
– От верблюда.
(К.И. Чуковский)
Слайд 6Восклицательное предложение –
предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На
письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Сколько яблок! Яблок!
Слайд 7Гипербола -
преувеличение, например:
Сто лет не виделись!
Слайд 8Градация –
расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия,
состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:
В углу стояла
корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
Слайд 9Диалектизм –
диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не
входит в пласт общего литературного языка.
Примеры: векша (белка),
бурак (свёкла),
закут (хлев),
кочет
(петух),
коты (лапти),
новина (суровый холст).
Слайд 10Инверсия –
изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе
или слову:
Белеет парус одинокий.
(М. Лермонтов)
Слайд 11Индивидуально-авторское слово -
авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста.
Пример (из базы заданий ФИПИ):
И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды»
проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».
Слайд 12Ирония -
использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла:
Умный
какой! (в значении: глупый, дурак).
Слайд 13Контекстные антонимы, контекстные синонимы –
слова, служащие антонимами либо синонимами только
в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.
Изба
была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.
Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.
Слайд 14Лексический повтор –
повтор слова:
Ветер, ветер -
На всём божьем свете!
(А.
Блок)
Слайд 15Литота –
преуменьшение:
мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.
Слайд 16Метафора -
перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.
август - грозди
винограда
и рябины
ржавой - август!
(М. Цветаева)
Слайд 17Метонимия -
перенос по смежности:
выиграть золото,
зал аплодировал,
ставить Чехова.
Слайд 18Назывные предложения -
предложения с одним главным членом – подлежащим:
Полдень.
Жарища
страшная.
Слайд 19Неполные предложения -
частотные в разговорной и художественной речи предложения, в
которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.
Она пришла
ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2).
Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.
Слайд 20Олицетворение -
наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами:
Небо над ним
содрогнулось. Небо хмурилось.
Слайд 21Параллелизм (= использование параллельных конструкций)
- сходное синтаксическое оформление соседних предложений:
То
не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний
лист дрожит.
(Русская народная песня)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)
Слайд 22Парцелляция -
деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные
как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного
разворачивания событий или их драматизма.
Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.
Слайд 23Перифраза –
замена слова на описательное выражение:
столица нашей Родины (Москва),
город на
Неве (Санкт-Петербург)
столица Татарстана (Казань).
Слайд 24Пословица -
образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются
особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму
и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры:
На вкус и цвет товарищей нет.
Волков бояться — в лес не ходить.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Слайд 25Просторечие -
слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие
за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности,
грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы:
давеча,
завсегда,
тама,
здеся,
забулдыга,
дохлятина,
отродясь,
улыбаюся,
ихнего,н
е влазиет.
Слайд 26Противопоставление -
сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству,
противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы.
Пример (из банка заданий ФИПИ):
Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.
Слайд 27Разговорные слова -
стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи:
электричка,
растрёпа,
нуднятина.
Многие подобные
слова экспрессивно окрашены.
Слайд 28Риторический вопрос -
высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации,
а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:
Когда же это всё кончится?
Где
брать терпение?
Слайд 29Риторическое обращение
часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:
Скучно жить на этом
свете, господа! (Н.В. Гоголь)
Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М.
Цветаева)
Слайд 30Ряды однородных членов
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он
право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И
ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)
Слайд 31Сравнение –
сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим
общую черту или черту сходства:
витрины, как зеркала,
влюблённость промелькнула, как молния (=
молниеносно, быстро).
Слайд 32Сравнительный оборот –
развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.),
вроде.
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота...
(М. Цветаева)
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)
Слайд 33Термин -
слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки
и имеющее в силу этого ограниченное употребление:
эпитет,
перифраза,
анафора,
эпифора.
Слайд 34Цитирование -
использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы
заданий ФИПИ):
Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о
достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».
Слайд 35Эмоционально-оценочные слова:
доченька,
маленький мой,
солнышко моё,
вражина.
Слайд 36Эпитет –
определение:
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в буре есть покой.
(М.Ю. Лермонтов)
Слайд 37Эпифора –
(общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних
предложений с целью привлечь к ним особое внимание:
Ведь звёзды были
крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")