Слайд 1Технология модульного обучения студентов
Слайд 2
Ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный
и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом
нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает.
М.Монтень
Слайд 3Технология модульного обучения
Разработчик:
Дж. Рассел /60-ые годы, США/
Сущность:
модуль – учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и
предписывающий обучающемуся действия /Modular instruction, 1974/.
Идеи технологии:
идея смешанного программирования;
идея блочной подачи учебного материала;
наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля.
Слайд 4Технология модульного обучения
В отечественной педагогике проблему модульного обучения разрабатывали П.А.Юцявичене
/Юцявичене. Основы модульного обучения. – Вильнюс, 1989/,
проблемно-модульного обучения –
М.А.Чошанов
/Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996/.
Слайд 5Что такое «Модуль?»
это основное средство модульного обучения, которое является законченным
блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий
и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.
Слайд 6Модуль в широком смысле
Учебный элемент в форме стандартного пакета
(комплекта), состоящего из следующих компонентов:
точно сформулированная учебная цель;
список необходимого оборудования,
материалов и инструментов;
список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи;
собственно учебный материал в виде текста лекций;
методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному учебному элементу;
контрольные (проверочные) работы разных типов для обучающих и инспекторских целей;
электронный учебник двух типов: обучающий и контролирующий.
Слайд 7Модуль как единица профессиональной деятельности
модульная единица - выделяемая логически, относительно
самостоятельная единица профессиональной деятельности с точно
обозначенным началом и концом, «ансамбль» элементарных единиц деятельности
учебные элементы – элементарные единицы деятельности, являющиеся составными частями деятельности когнитивного, психомоторного и эмоционально-ценностного характера, обеспечивающие эффективное выполнение модульной единицы
Слайд 8Учебный элемент
Раздел модуля, посвященный изложению законченной темы.
Как правила одна дисциплина
включает от 5 до 8 учебных элементов.
Слайд 9Новшество – переход
к модульным программам
Модульная программа как средство саморазвития
и самообразования.
Модульная программа как инструмент развития управления.
Модульная программа как инструмент
повышения квалификации.
Слайд 10Принципы модульного обучения
модульности
структурирования содержания обучения
динамичности
действенности и оперативность знаний, и их
системы
гибкости
осознанной перспективы
разносторонности методического консультирования
паритетности
Слайд 11Вариант модуля № 1
Блок «входа» (входной контроль)
Блок обобщения
Теоретический блок
Блок генерализации
Блок
выхода
Слайд 12Блок «входа» (входной контроль)
Дидактическая функция
– актуализация тех
опорных знаний умений и навыков, которые необходимы для усвоения данного
модуля.
Слайд 13Блок «входа» (входной контроль)
На что обратить внимание?
Контрольные тесты
(задачи, практические операционные задания) могут быть снабжены указателем, отсылающим студента
к тому учебному материалу, который необходим для успешного выполнения данного теста.
Входной контроль предполагает учет предыдущих междисциплинарных связей (преемственность учебного материала).
Слайд 14Блок обобщения
Дидактические функции:
постановка проблемы, на решение которой и
направлен этот модуль;
системное представление структуры данного модуля.
Слайд 15Блок обобщения
Формы предъявления материала:
генеалогическое дерево, технология которого основывается на
методе восхождения от абстрактного к конкретному;
фреймовая сетка;
блок-схема, которую
часто называют опорным конспектом;
продукционная модель (алгоритм, инструкция).
Слайд 16Теоретический блок
Дидактические функции:
изложение основного содержания /в теории вопроса/;
развитие культуры
мышления.
Логика конструирования материала совпадает со схемой
решения проблемы.
Слайд 17Блок генерализации
Дидактическая функция
– конечное обобщение содержания модуля
путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания
виде.
Этот блок может быть представлен в тех же формах, что и блок обобщения.
Слайд 18Блок выхода
Дидактические функции:
а) обучающая;
б) контролирующая;
в) обратной связи.
Формы выходного контроля
варьируются в зависимости от полного, сокращенного или углубленного вариантов модуля.
Слайд 19Вариант модуля № 2
Целевой блок – функция целеполагания;
Информационный блок
– изложение учебного материала;
Методический блок – вариативность способов и путей
усвоения содержания обучения, выбор индивидуальных троп;
Блок контроля и оценки знаний – осуществление текущего и итогового контроля, обеспечивающего в совокупности циклическое управление на всех его этапах.
Слайд 20Вариант модуля № 3
Учебные цели
Детальное оглавление модуля
Краткое содержание модуля
Структурная схема
/место модуля в модульной программе/
Учебный элемент модуля
Тесты, кейсы, упражнения по
материалу модуля
Библиографический список
Глоссарий
Слайд 21Учебный элемент модуля
Учебные цели элемента /детализация и конкретизация учебных целей
модуля/
Конкретная ситуация /кейс/, представляющая основные проблемы элемента
Основной текст учебного элемента,
включая «боксы с примерами и упражнениями»
Выводы и заключения
Слайд 22Цели являются
наиболее сильным
мотиватором
деятельности
человека
Слайд 23Как разработать модуль?/Выдвижение целей и задач/
Цели: определяется совокупность основных целей
и эталоны их достижения, на которые должен ориентироваться студент.
Задачи:
формулируются в деятельностном аспекте и предъявляются студентам в начале обучения.
Слайд 24Как разработать модуль?
Алгоритм подготовки учебного материала:
Формулируются задачи обучения.
Строится контроль за
усвоением этих задач.
Конструируется учебный материал, помогающий студенту освоить тему (опора
на идею соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).
Слайд 25Подготовка учебного материала
в рамках модуля
Слайд 26Как разработать модуль?
Особенности контроля:
Обучающимся указываются задачи, они знакомятся с
критериями оценки.
Контрольные задания составляются с целью определить уровень усвоения,
закрепить усвоенное, диагностировать трудности.
Проводится эталонный контроль (по критериям результативности обучения).
Оценка результатов усвоения отдельного студента не зависит от уровня результатов в группе.
Слайд 27Меняются роли?
Особенности преподавания – расширение спектра ролей:
диагноста,
консультанта,
мотиватора,
источника информации.
Особенности обучения:
позиция студента – активная, самостоятельная;
темп учения
– индивидуальный;
самоконтроль;
выбор средств, форм и методов обучения.
Слайд 28Достоинства модульного обучения
Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого
обучающегося.
Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
Задается
индивидуальный темп учебной деятельности.
Поэтапный модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.
Возможность рейтингового контроля.
Слайд 29Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность технологии модульного обучения
Качественная
разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие потребности,
интересы и особенности студенческого возраста.
Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.
Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки.
Слайд 30Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность технологии модульного обучения
Варьирование
проблемных и творческих задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной
деятельности обучающихся.
Применение наряду с основными дидактическими материалами дополнительных источников информации.
Сочетание контроля с самоконтролем обучающихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.
Слайд 32Технологии, применяемые в модульном обучении
Дискуссия
Метод конкретной ситуации
Проигрывание ролей
Применение аудиовизуальных средств
Технология
организации группового взаимодействия
Другие