Разделы презентаций


Лекция 8. Формы научного психологического знания

Содержание

Научная проблемаОбъективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес; это задача, решение которой нельзя получить путем логического преобразования имеющегося научного знания.Решение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция 8. Формы научного психологического знания

Лекция 8. Формы научного психологического знания

Слайд 2Научная проблема
Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс

вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес; это

задача, решение которой нельзя получить путем логического преобразования имеющегося научного знания.
Решение научной проблемы связано с выходом за пределы известного знания, поиском новых фактов, теоретических данных.
Научная проблемаОбъективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или

Слайд 3Проблема содержит противоречие между теорией и практикой, старыми знаниями и

новыми фактами и т.д.
Это познавательная ситуация, выражающаяся в невозможности

объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания.
Решение проблемы начинается с поиска и анализа фактов.
Проблема содержит противоречие между теорией и практикой, старыми знаниями и новыми фактами и т.д. Это познавательная ситуация,

Слайд 4Актуальность исследования
 должна показать, обосновать, почему эту проблему необходимо решать именно

в данный момент, какова будет ее теоретическая или практическая значимость.



Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:
1) необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое «белое пятно» в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия;
2) потребность в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
3) потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
4) потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, воспитания, тренировки, коррекции, реабилитации, лечения, используемых в различных сферах деятельности;
5) потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения 

Актуальность исследования должна показать, обосновать, почему эту проблему необходимо решать именно в данный момент, какова будет ее теоретическая

Слайд 5Цель исследования
предполагает ответ на вопрос: для чего вы это

делаете? Предполагает то, чего вы желаете достичь. Это — желаемый

конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным.
Основанием для постановки цели работы обычно могут быть:
1) обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент;
2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
 
Цель исследования предполагает ответ на вопрос: для чего вы это делаете? Предполагает то, чего вы желаете достичь.

Слайд 6Объект исследования
— что фиксируется — характеристики, свойства, качества, присущие объекту.
Еще

С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал:

«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п., — т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто нам не дано...» 
Объект исследования — что фиксируется — характеристики, свойства, качества, присущие объекту.Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей

Слайд 7 объектами психологической науки выступают: психика и весь мир психических явлений, присущие

своим конкретным материальным носителям: индивиду, группе людей, высшему животному, сообществу таких животных.
Причем именно

эти конкретные психические явления, присущие индивиду, группе, и являются объектами психологического исследования.
 объектами психологической науки выступают: психика и весь мир психических явлений, присущие своим конкретным материальным носителям: индивиду, группе людей, высшему животному, сообществу таких

Слайд 8Предмет исследования
— что необходимо выявить, вскрыть какие закономерности, взаимосвязи, отношения, особенности,

динамику психических процессов, явлений и т.д.

Предмет исследования — что необходимо выявить, вскрыть какие закономерности, взаимосвязи, отношения, особенности, динамику психических процессов, явлений и т.д.

Слайд 9Вот как определяется предмет психологии в учебном пособии, вышедшем под

редакцией А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна

и Б. М. Теплова в 1962 г.: «...психология изучает законы психической деятельности в ее развитии. Эти законы вскрывают, как совершается отражение объективного мира в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности» 
Вот как определяется предмет психологии в учебном пособии, вышедшем под редакцией А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева,

Слайд 10в качестве предмета психологического исследования могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные

сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, видов поведения,

деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т.д., присущие их материальным носителям (отдельному индивиду, группе людей, высшим животным, сообществам таких животных).
в качестве предмета психологического исследования могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств

Слайд 11Гипотеза
Форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда факторов,

истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, имеющее своим

назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер; это предположение о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования.
ГипотезаФорма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда факторов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в

Слайд 12Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки, обоснования.
В ходе

доказательства выдвинутых гипотез:
Одни становятся истинной теорией;
Другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются;
Третьи

отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.
Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки, обоснования.В ходе доказательства выдвинутых гипотез:Одни становятся истинной теорией;Другие видоизменяются,

Слайд 13Качество гипотезы определяется мерой ее способности охватывать как исследуемый круг

явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые

явления.
Сила гипотезы измеряется тем, насколько она способна предсказать новые факты.
Она должна отвечать требованию принципиальной проверяемости, верифицируемости.
Качество гипотезы определяется мерой ее способности охватывать как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе

Слайд 14Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпирический характер.
Различают:
Описательные;
Объяснительные;
Каузальные (причинно-следственные);
О связях

между переменными;
Количественные гипотезы.

Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпирический характер.Различают:Описательные;Объяснительные;Каузальные (причинно-следственные);О связях между переменными;Количественные гипотезы.

Слайд 15Гипотетический конструкт
Объяснительный компонент в экспериментальных и других эмпирически нагруженных гипотезах,

задающих интерпретацию устанавливаемым зависимостям исходя из положений определенной теории.

Гипотетический конструктОбъяснительный компонент в экспериментальных и других эмпирически нагруженных гипотезах, задающих интерпретацию устанавливаемым зависимостям исходя из положений

Слайд 16Концепция
Определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая

идея для его освещения.

КонцепцияОпределенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для его освещения.

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика