Слайд 1
Разработка алфавитно-предметного указателя (АПУ)
Кудревич И.В.,
заместитель заведующего библиотечно-информационным центром
2011
ГБОУ
ДПО СО «Институт развития образования»
Библиотечно-информационный центр
Слайд 2Технологические процессы каталогизации
Каталогизация – это совокупность процессов, обеспечивающих создание и
функционирование библиотечных каталогов.
Каталогизация включает процессы аналитико-синтетической переработки информации, процессы организации,
ведения и редактирования каталогов и управления системой каталогов и технологическими процессами каталогизации.
К важнейшим процессам каталогизации относятся составление библиографической записи, систематизация и предметизация, которые являются процессами аналитико-синтетической переработки информации.
Слайд 3Понятийный аппарат
Аналитико-синтетическая переработка; АСП: Преобразование документов в процессе их анализа
и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и
представление информации в виде, соответствующем запросу
(ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность,
библиография. Термины и определения»)
Слайд 4Понятийный аппарат
Предметизация – предметное индексирование средствами языка предметных рубрик.
(ГОСТ 7.74-96
«Информационно-поисковые языки.
Термины и определения»)
Систематизация – вид индексирования, при котором
содержание документа и (или) запроса выражено классификационными индексами в соответствии с правилами какого-либо классификационного информационно-поискового языка (ИПЯ)/ классификационной системы.
(Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги. – М., 2002. – С. 81.)
Индексация – присвоение данным или документам классификационных индексов в соответствии с правилами какого-либо классификационного информационно-поискового языка.
(ГОСТ 7.74-96 «Информационно-поисковые языки.
Термины и определения»)
Слайд 5Система каталогов и картотек.
Алфавитно-предметный указатель
Вспомогательный аппарат, представляющий алфавитный перечень предметных
рубрик, раскрывающих содержание отраженных в СК и СКС документов с
указанием соответствующих классификационных индексов
Выполняет функцию контроля над процессом систематизации
Служит «ключом» к СК - основному каталогу, раскрывающему содержание библиотечного фонда
Слайд 6Основные принципы и общая методика составления АПУ
АПУ к СК дополняет
каталог предметным аспектом и повышает справочно-информационную эффективность каталога.
Слайд 7Отличительные особенности указателя
Основное отличие АПУ от предметного каталога заключается в
том, что в нем нет карточек с описаниями произведений печати.
АПУ не является самостоятельным аппаратом, непосредственно обеспечивающим выдачу информации.
Слайд 8Отличительные особенности указателя
В АПУ отражаются только горизонтальные связи предмета в
каталоге (межотраслевые и внутриотраслевые), в противоположность вертикальным связям (от общего
к частному, от целого к части и т.п.), присущим структуре СК, например:
в СК
74.2 Общеобразовательная школа. Педагогика школы
74.20 Педагогика школы (теория образования, обучения и воспитания)
74.200 Теория и методика воспитания
74.200.25 Традиции и их роль в воспитании
74.200.5 Отдельные направления воспитания школьников
в АПУ к СК
Воспитание 74.00
в высших учебных заведениях 74.58
детей в семье 74.9
школьников 74.200
социология 60.56
Слайд 9Требования, предъявляемые к указателю. Эффективность АПУ
Содержание АПУ
Терминология АПУ
Форма АПУ
Слайд 10Структура указателя
АПУ к СК представляет собой алфавитный перечень предметных рубрик,
отражающих наименования различных предметов: отраслей знания, научных дисциплин, явлений, процессов,
событий, личных имен, наименований коллективов, региональных понятий и др.
Основной структурной единицей АПУ является предметная рубрика (краткая словесная формулировка, отражающая предмет) + индекс соответствующей рубрики СК.
Слайд 11Структура указателя
В АПУ включаются справочные карточки, не дающие конкретного индекса,
но раскрывающие методику систематизации , путь поиска литературы в СК.
В
указатель включаются также ссылочные карточки, связывающие семантически близкие, но лексически различные понятия.
Справочные и ссылочные карточки включаются в единый алфавит.
Слайд 12Отбор заголовков и подзаголовков предметных рубрик
В качестве заголовков ПР отражаются
на одном уровне все виды понятий (объекты, методы, исследования, структура,
свойства, процессы, явления, отношения, территории и пр.) независимо от того, являются ли они первичными или вторичными в структуре каждого отраслевого раздела каталога.
Методика отражения в АПУ отдельных категорий предметов различна и зависит от значимости предмета; системы классификационных отношений объекта и его признаков; степени распространения, применения, влияния предмета.
Первый фактор определяет методику отбора заголовков ПР, а второй и третий – методику отбора подзаголовков.
Слайд 13Язык указателя. Формулировки предметных рубрик
Наиболее важным требованием, предъявляемым к языку
ПР, является соответствие формулировок терминологии, общепринятой в науке.
В качестве заголовков
и подзаголовков ПР употребляются существительные, прилагательные и причастия, выполняющие функции существительных, существительные в сочетании с прилагательными, глаголами, числительными , наречиями.
Слайд 14Форма указателя. Виды предметных рубрик
АПУ представляет собой систему ПР, оформленных
на каталожных карточках. На каждую каталожную карточку вписывается одна ПР.
В
АПУ включаются различные по форме ПР: простые, сложные (гнездовые), справочные и ссылочные.
Простая ПР
Библиография 78.5
Библиотечное дело 78.3
Сложная ПР
Библиотечное дело 78.3
экономика 65.497.8
Слайд 15Справочно-ссылочный аппарат указателя
Справочно-ссылочный аппарат АПУ отражает связи между отдельными терминами,
знакомит с принятой терминологией.
Ссылочный аппарат указателя состоит из общих (отсылок)
и частных ссылок.
Общая ссылка «см.» направляет в алфавитном ряду АПУ от непринятого термина к принятому термину
Частная ссылка «см. также» показывают перекрестные связи предметов и употребляются в указателе сравнительно редко.
Слайд 16Примеры предметных рубрик
Программы
внеклассного чтения 74.200.585.00
для компьютеров 32.973.26-018.2
ответственность за создание, использование
и распространение вредоносных компьютерных П. 67.408
учебные для общеобразовательной школы
74.200
Слайд 17Примеры предметных рубрик
Стандарты
в библиотечном деле 78.3
демографических показателей 60.723
документов
60.844
в образовании 74.202
Слайд 18Пример отсылки
ФГОС
см. Федеральные государственные образовательные стандарты
Слайд 19Примеры предметных рубрик
Федеральные государственные образовательные стандарты 74.202
Слайд 20Примеры предметных рубрик
Каталоги
библиотечное дело 78.3
каталогизация 78.37
каталоги
детских библиотек 78.39
издательское дело 76.17
издательский каталог
я7
экономика 65
промышленные каталоги я87
Слайд 21Обучение
дидактика 74.202
информатизация 74.20
методы обучения
и организации учебного процесса 74.202.5
населения поведению в экстремальных
ситуациях 68.9
средства обучения 74.202.15
Примеры предметных рубрик
Слайд 22Ресурсы
библиотечные
в образовании 74.04(2)
информационные 32.81
природные 41.8
трудовые 65.240
экономические 65.011
Примеры предметных рубрик