Слайд 1 2. Личность врача в коммуникативной деятельности. Социальная перцепция.
БГМУ кафедра педагогики
и психологии
Профессор Амиров Артур Фердсович
Слайд 5Направленность перцепции (восприятия)
Специфические черты
социальной перцепции
Социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных
предметов.
Воспринимаемый человек
стремится трансформировать
представление о себе в
благоприятную для своих
целей сторону.
Слайд 7Специфические черты социальной перцепции
Внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено чаще не
на самом реальном образе отражения воспринимаемого объекта, а на смысловых,
оценочных интерпретациях объекта восприятия и установках.
Слайд 8Специфические черты социальной перцепции
Восприятие социальных объектов характеризуется слитностью познавательных компонентов
с эмоциональными (аффективным) компонентами восприятия и зависимостью его от мотивационно-смысловой
структуры личности воспринимающего.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
Когнитивный
Способность понять человека,
его поступки и
причины поведе-
ния, «проникнуть в его мысли».
Эмоциональный
Способность прочувствовать
и
оценить его эмоциональное
состояние, «проникнуть в его
душу».
Поведенческий- способ-
ность адекватно реагировать на слова
и поступки партнера
Слайд 10Основные функции перцептивной стороны общения КД
В процессе социальной перцепции
(восприятия) осуществляется оценка партнера, попытка понять причины его поступков, прогнозирование
его поведения, создание собственной стратегии поведения.
Поэтому, перцептивная сторона общения предлагает реализацию следующих 4-х основных функций:
-оценка и познание партнера по общению;
-познание себя; -установление эмоциональных отношений;-организация деятельности.
Слайд 12Формирование первого впечатления
На первых этапах общения основная роль
отводится различным устойчивым схемам восприятия образа, поступков и чувств другого
человека.
Прежде всего это относится к формированию первого впечатления о партнере и связанных с этим процессом эффектах:
Слайд 13«Эффект ореола»
«Эффект ореола» проявляется в том, что общее благоприятное впечатление
приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот,
общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Данный эффект наиболее ярко проявляется в случае дифицита информации о партнере
Слайд 14«Эффект первичности»
«Эффект первичности» касается значимости порядка поступления информации о партнере
для составления мнения о нем. По отношению к незнакомому человеку
более значимой оказывается первая информация о нем,
полученная
из первого
источника
Слайд 15«Эффект новизны»
«Эффект новизны» заключается в том, что по отношению более
знакомому человеку наибольшей значимостью отличается последняя по времени поступления информация
о
нем.
Слайд 16«Эффект стереотипизации»
«Эффект стереотипизации» - восприятие, классификация и оценка воспринимаемого партнера
путем отнесения его к определенней социальной группе (этнической, профессиональной, возрастной)
с присущими ей средними чертами.
Стереотипизация возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать выводы на базе ограниченной информации.
Стереотипизация позволяет упростить и сократить процесс восприятия, хотя и не способствует точности образа. Чем ограниченнее прошлый опыт воспринимающего, чем он негативнее, тем вероятнее стереотипизация приведет к возникновению предубеждения.
Слайд 18Эффект Пигмалиона
(феномен оправдывающихся ожиданий)
Пигмалион и
Галатея
это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.
Слайд 19Царь Кипра, греческий скульптор Пигмалион, по легенде, создал статую девушки
удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук,
тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре Пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение Галатеей, Пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви…
В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался Пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая – Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, - его вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта Пигмалиона.
Слайд 20Эффект каузальной атрибуции
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин
действий другого человека особенно в условиях дефицита информации о действительных причинах
его действий.
Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:
соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;
соответствие действия культурным нормам.
Слайд 22Эффект каузальной атрибуции
Чем меньше мы о человеке знаем, тем более
склонны ему что-либо приписывать, придумывать о нем.
Если свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем сложившейся ситуацией, то для чужих успехов и неудач - всё с точностью наоборот.
Пример: «Мы опоздали на поезд, потому, что ты долго собиралась. Нет потому, что ты поздно вызвал такси……»
Слайд 23Эффект каузальной атрибуции
Г. Гибш и М. Форверг в ходе изучения
процесса каузальной атрибуции, обратили внимание на то что, схожесть собственного
и чужого представлений об одном человеке, значительнее в группах, связанных единой системой ценностей и деятельности.
К примеру, исследование показало, что существующие представления о пациентах и сущности их поведения у врачей разных больниц значительно не расходятся (Ганс Гибш).
Слайд 24Эффект авторитета
Врач может скорее убедить человека отказаться от курения,
чем коллега по работе.
По этой же причине реклама, стремящаяся
увеличить спрос на косметику или моющие средства, часто прибегает к услугам знаменитых спортсменов, телеведущих или кинозвезд.
Авторитет врача играет большую роль в установлении оптимального психологического контакта с больным, а следовательно, во многом определяет эффективность лечения. Хороший контакт, установленный между больным и врачом имеет исключительно важное значение на всех этапах лечебного процесса.
Отсутствие такого контакта может быть одной из основных причин неверной диагностики и безуспешного лечения.
Слайд 25Механизмы социальной перцепции
Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых
люди интерпретируют и оценивают других людей.
Слайд 26Основные механизмы социальной перцепции
Идентификация
такой способ познания другого, при котором
предположение о его внутреннем состоянии и возможном поведении строится, на
основе попытки поставить себя на его место, т.е. уподобить себя другому.
Врач добивается временного
«соединения» с пациентом, чтобы
прочувствовать эмоциональное
состояние и переживания
больного.
Слайд 27Идентификация
На механизм индентификации первым обратил внимание Дж. Холмс
и описал его на примере общения неких Джона и Генри.
Дж.
Холмс доказал, что в действительности в ситуации общения участвуют как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно такие же “позиции” со стороны Генри.
Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно тоже для Генри.
Слайд 28Эмпатия
Эмпатия (от греч. empatia — сопереживание) - постижение эмоционального состояния
другого. Ситуация партнера по общению не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».
ЭМПАТИЯ — проникновение в чувства, в состояние и переживания другого человека (сочувствие, соучастие, солидарность, сожаление, сопереживание, сорадость, сострадание, соболезнование).
Термин «эмпатия» введен в
психологию Э. Титченером (1909г.).
Слова
не нужны….
Сочувствие как особая форма эмпатии
Слайд 30Проявление эмпатии – тактильный контакт
Среди всех видов межличностной коммуникации
именно тактильные ощущения являются наиболее эффективным источником информации о партнере.
Прикосновения являются проявлением эмпатии, симпатии, духовного родства и воспринимаются непосредственно. Нуждается в дозировании.
Слайд 31Эмпатия
Различают
эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным
и аффективным реакциям другого человека;
когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных
процессах (сравнение, аналогия и т. п.);
предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют к примеру: сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним; сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Слайд 32Рефлексия
Рефлексия - осознание человеком того, как он воспринимается партнером по
общению. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и
состояний в коммуникациях и совместной деятельности. Важную роль в становлении личности врача играет рефлексивная практика.
Слайд 33Взаимопонимание
Взаимопонимание между отдельными людьми предполагает познание, осмысление интересов и позиций
друг друга.
Познание личности является сложным и динамичным процессом. Его структурные
элементы:
восприятие внешнего облика;
предположительное соотнесение внешних признаков с личностными качествами;
объяснение поведения, поступков, формирование первого впечатления;
понимание личности другого.
Слайд 34Взаимопонимание
Взаимопонимание достигается только при активном и внимательном слушании, стремлении обменяться
информацией, предоставить другому достаточную автономию, вести разговор на паритетных началах.
Взаимопонимание устанавливается полнее, если происходит обмен мнениями, опытом, ценностными ориентациями, проявляется эмпатия и уважение друг к другу.
Слайд 35Барьеры на пути к взаимопониманию
Барьеры на пути
взаимопониманию. Их
очень много:
антипатии, необщительность, молчаливость, недоверие, предубеждения, предвзятость, ревность, авторитарность, нереальное видение
другого - только как хорошего или только как плохого человека.
Слайд 36Экспектация (ожидания от человека)
Клятва Гиппократа – выражает основополагающие морально-этические принципы
поведения врача (впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии ок. 300
г. до н. э)
Международная клятва врача или более известная как «Женевская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации» (1948). Есть не что иное, как современный аналог клятвы Гиппократа. Содержит восемь принципов поведения врача.
Хельсинская декларация этических принципов проведения медицинских исследований с участием людей (1964). Хельсинкская декларация делает акцент на информированном согласии, тем не менее, допуская согласие представителя субъекта исследования, при условии, что он является недееспособным лицом.
Кодекс врачебной этики Р.Ф. Одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.
Слайд 37Экспектация
В отличие от официальных регуляторов поведения (кодексов, предписаний, должностных
инструкций и т.д.), ожидания, основанные на традиционных и стереотипных представлениях
могут носить неформализованный и не всегда осознаваемый характер, когда люди следуют социальным ролям.
(Пример: Стэнфордский тюремный эксперимент Ф.Зимбардо)
Слайд 38Самопрезентация
Деятельность и поведение, направленное на создание благоприятного впечатления о себе
(самопредъявление, самоподача, управление впечатлением – impression management, self-presentation)
Виды самопрезентации:
приобретающая (мотивация
достижения)
защитная (избегание неудач)
Слайд 39Самопрезентация врача
Врач может заслуживать доверие больного в том случае, если
он гармоничен, спокоен, уверен, но не надменен, его манера поведения
настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью
Для возникновения доверия к медицинскому работнику важно первое впечатление пациента от встречи с ним. Сюда относится мимика медицинского работника, его жестикуляция, тон голоса, выражение лица, манера разговора, а также его внешний вид
Слайд 41
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
профессор Амиров Артур Фердсович