Разделы презентаций


УРОК : исходные теоретические положения и требования времени

Содержание

ПЛАНПонятие «УРОК». Исходная идея и общая функция урока.Поиск критериев классификации урока методистами 1960-1980-х гг.Понятия «тип урока», «форма урока», вид урока.Урок в условиях ФГОС и системно-деятельностного подхода.Требования к современному уроку истории (лаб.з.)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1УРОК : исходные теоретические положения и требования времени
Семёнова Л.Н., к.и.н.,

доцент
ЛГУ им. А.С. Пушкина

УРОК : исходные теоретические положения и требования времени Семёнова Л.Н., к.и.н., доцентЛГУ им. А.С. Пушкина

Слайд 2ПЛАН
Понятие «УРОК». Исходная идея и общая функция урока.
Поиск критериев классификации

урока методистами 1960-1980-х гг.
Понятия «тип урока», «форма урока», вид урока.
Урок

в условиях ФГОС и системно-деятельностного подхода.
Требования к современному уроку истории (лаб.з.)
ПЛАНПонятие «УРОК». Исходная идея и общая функция урока.Поиск критериев классификации урока методистами 1960-1980-х гг.Понятия «тип урока», «форма

Слайд 31. Понятие «УРОК». Исходная идея и общая функция урока
5 сентября

1931 г.

Основная форма организации обучения в школе.
Урок –

это основная форма организации учебного процесса, динамичная и вариативная, при которой в рамках точно установленного времени (45 мин.) учитель занимается с постоянным составом учащихся (сегодня: не менее 25 чел.) примерно одного возраста (класс) по твёрдому расписанию (количество уроков определяет Учебный план школы), используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, воспитания и развития (содержание определяют учебные программы и стандарт).

1. Понятие «УРОК». Исходная идея и общая функция урока 5 сентября 1931 г. Основная форма организации обучения

Слайд 41. Понятие «УРОК». Исходная идея и общая функция урока
5 сентября

1931 г. (классно-урочная система, урок)

Основная форма организации обучения в

школе.
Урок – это основная форма организации учебного процесса, динамичная и вариативная, при которой в рамках точно установленного времени (45 мин.) учитель занимается с постоянным составом учащихся (сегодня: не менее 25 чел.) примерно одного возраста (класс) по твёрдому расписанию (количество уроков определяет Учебный план школы), используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, воспитания и развития (содержание определяют учебные программы и стандарт).

1. Понятие «УРОК». Исходная идея и общая функция урока 5 сентября 1931 г. (классно-урочная система, урок) Основная

Слайд 5Поразмышляем вместе с учителем истории: в чём магия урока?

Поразмышляем вместе с учителем истории:  в чём магия урока?

Слайд 7Преимущества урочной системы (А.А. Вагин)
Можно решать многообразные учебно-воспитательные задачи с

применением различных методов.
Можно сочетать групповую, коллективную, индивидуальную формы работы.
Представляет внутреннее

единство и законченность (урок имеет свою тему, цель и задачи, план и т.д.), даже если тема растянута на несколько уроков.
Уроки взаимосвязаны между собой, создавая единый неразрывный процесс обучения.

Преимущества урочной системы (А.А. Вагин)Можно решать многообразные учебно-воспитательные задачи с применением различных методов.Можно сочетать групповую, коллективную, индивидуальную

Слайд 82. Поиск критериев классификации урока методистами 1960-1980-х гг.

2. Поиск критериев классификации урока методистами 1960-1980-х гг.

Слайд 93. Понятия «тип урока», «форма урока», вид урока.
ТИП УРОКА –

понятие, связанное с варьированием структуры урока в соответствии с дидактической

целью.
4 типа:
урок изучения (освоения) нового материла;
урок проверки знаний (контрольный урок);
повторительно-обобщающий урок;
комбинированный урок.
ФОРМА УРОКА – понятие, отражающее основной способ подачи материала, ведущий метод.

традиционные
(лекция, лабораторные и практические занятия, семинар)

нетрадиционные
(игровые, дискуссионные, оценочные)

ВИД УРОКА – разнообразие вариантов внутри формы.

3. Понятия «тип урока», «форма урока», вид урока. ТИП УРОКА – понятие, связанное с варьированием структуры урока

Слайд 10 4. Урок в условиях ФГОС: урок организации деятельности учащихся (системно-деятельностный подход)
Деятельность

– специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание

которой составляет её целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средства, результат и процесс познания.

4. Урок в условиях ФГОС: урок организации деятельности учащихся (системно-деятельностный подход)

Слайд 11Проблема
Есть ли общие элементы структуры у всех уроков, как

понимать эффективность и продуктивность занятия, что понимается под оцениваем и

может ли быть безоценочное обучение?
Проблема Есть ли общие элементы структуры у всех уроков, как понимать эффективность и продуктивность занятия, что понимается

Слайд 12Основные блоки занятия (урока)
Организационный
Мотивационный
Информационный
Аналитический
Оценочный
Рефлексивный

Основные блоки занятия (урока) ОрганизационныйМотивационныйИнформационный Аналитический ОценочныйРефлексивный

Слайд 13Основные блоки занятия (урока)
Организационный
Мотивационный
Информационный
Аналитический
Оценочный
Рефлексивный

Основные блоки занятия (урока) ОрганизационныйМотивационныйИнформационныйАналитический ОценочныйРефлексивный

Слайд 151. Организационный блок
Целеполагание (цель, задачи, ожидаемые результаты –

новое и актуальное!)
Инструкции и пояснения для выполнения заданий
Вводное

слово учителя
Распределение по группам и
конструирование пространства
Выработка правил работы (определение норм, процедур)
1. Организационный блок Целеполагание (цель, задачи, ожидаемые результаты – новое и актуальное!) Инструкции и пояснения для выполнения

Слайд 16О. – в ходе занятия учащиеся смогут
- называть определённые теории

и факты
- давать характеристики явлениям
- формулировать основные причины событий
- находить

на карте
- называть принципы
цитировать и т.п.
ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ
Р. – анализировать, систематизировать, сравнивать, отбирать, конструировать, обсуждать, играть роль и т.п.
В. – понимать, уважать, разделять мнение, оппонировать, занимать позицию, делать выбор, уважать мнение и позицию другого и т.п.
ТЦУ урока
О. – в ходе занятия учащиеся смогут- называть определённые теории и факты- давать характеристики явлениям- формулировать основные

Слайд 17О понятиях
Умения по видам деятельности
(Традиционная классификация)

Универсальные
учебные действия
(ФГОС)
Информационные

(поиск, отбор, фиксация, воспроизведение информа-ции из источников).
Интеллектуальные (анализ, син-тез, сравнение,

оценка и пр.)
Организационные (мотивация, целеполагание, планирование, выбор средств, способов деятельности, само-контроль, коррекция результатов).
Практические (формы и способы решения задач, опыт самостоятельной познавательной деятельности)


Познавательные (поиск, отбор, анализ, синтез информации, спосо-бы решения задач и пр.).
Коммуникативные (передача информации, сотрудничество)
Регулятивные (мотивация, целе-полагание, планирование, выбор средств, способов деятельности, самоконтроль, коррекция резуль-татов)
Личностные (самопознание, са-мооценка, самомотивация, соотне-сение своих поступков с нравст-венно-этическими принципами)


О понятиях Умения по видам деятельности (Традиционная классификация)Универсальные учебные действия(ФГОС)Информационные (поиск, отбор, фиксация, воспроизведение информа-ции из источников).Интеллектуальные

Слайд 182. Мотивационный блок – ключевой в системе деятельности и основное

условие успешного обучения
Мотивация – это побуждение к активности (внутренняя, внешняя)

и определяющее направленность деятельности.
Два типа мотивации – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
Интерес – это форма проявления и выражения потребностей и мотивов учащегося.

Мотивацию можно рассматривать как предпосылку, условие и результат учебной деятельности ученика.

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Джон Равен (род. в 1936 г.)
2. Мотивационный блок – ключевой в системе деятельности и основное условие успешного обученияМотивация – это побуждение к

Слайд 19Варианты мотивации на уроке истории
Постановка проблемы
Тема:«Модернизация в

странах Европы, США и Японии» (10 кл.)
Слово учителя: Та или

иная историческая эпоха имеет свои символы. Два из них вы видите на изображении. Возведённые в конце XIX века в разных странах и на разных континентах они стали символом одной и той же эпохи.
? – Что здесь изображено? Где это находится? Что вы об этом знаете? Что они символизируют? Есть ли у них общее?

Варианты мотивации на уроке истории   Постановка проблемыТема:«Модернизация в странах Европы, США и Японии» (10 кл.)Слово

Слайд 201 вар. На доске: С.Ушаков, барокко, Славяно-греко-латинская академия, крестово-купольный храм,

«Житие протопопа Аввакума, А. Рублёв».
- Что объединяет эти понятия?

(история культуры России) и чем они отличаются? (разные периоды, отрасли культуры).
2 вар. Исключите лишнее. Объясните причины исключения.
3 вар. Иллюстративный материал по количеству учащихся.
ВОПРОСЫ:
- Что объединяет все материалы?
- Как может быть сформулирована тема урока?
- Какие вопросы мы можем рассмотреть в рамках темы? И т.д.

Крицкая Н.Ф. Русская культура в XVII в. (урок истории в Х классе) // ПИШ, 2012. № 1. С. 14-19.

1 вар. На доске: С.Ушаков, барокко, Славяно-греко-латинская академия, крестово-купольный храм, «Житие протопопа Аввакума, А. Рублёв». - Что

Слайд 21Приёмы повышения мотивации
постановка проблемы;
занимательное изложение, необычная форма изложения

материала;
эмоциональность речи учителя;
познавательные игры;
ситуация спора и

дискуссии;
анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся);
создание ситуации нехватки знаний по определённым вопросам;
наглядность (картина, фотография, карикатура, схема, диаграмма,
график, фрагмент фильма и т.п.);
афоризмы, пословицы, поговорки;
рассмотрение событий, имеющих большой общественный резонанс;
отрывки из художественных произведений;
документы;
незаконченные предложения или незаконченные фрагменты с
пропущенными словами;
парадоксальная ситуация;

Приёмы повышения мотивации постановка проблемы; занимательное изложение, необычная форма изложения материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры; ситуация

Слайд 223. Информационный блок
Данный блок ориентирован на получение информации из разных

источников:
учитель (не главный);
текстовые документы;
графические источники;
электронные ресурсы;

видеоматериалы;
статистика;
артефакты;
изображения
Главный результат обучения – формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.

3. Информационный блокДанный блок ориентирован на получение информации из разных источников: учитель (не главный); текстовые документы; графические

Слайд 234. Аналитический блок
Методисты отмечают: если в уроке (занятии) присутствует аналитический

блок, то здесь учитывается деятельностный подход в образовательном процессе.

4. Аналитический блокМетодисты отмечают: если в уроке (занятии) присутствует аналитический блок, то здесь учитывается деятельностный подход в

Слайд 245. Оценочный блок
Безоценочного обучения не бывает и быть не

может по своей природе.
Виды оценивания в школе:
- формализованное (отметки);

- вербальное;
- самооценка;
- взаимооценивание;
- графическое;
- визуальное (смайлики).

Оцениваются учебные результаты,
а не личностные особенности.
5. Оценочный блок 	Безоценочного обучения не бывает и быть не может по своей природе.Виды оценивания в школе:

Слайд 25Лист полученных знаний
на занятии
Инструкция: Оцени свои знания, которые ты

получил сегодня на занятии. Поставь галочку в квадратике под смайликом.

Лист полученных знаний на занятииИнструкция: Оцени свои знания, которые ты получил сегодня на занятии. Поставь галочку в

Слайд 26Самооценка умения использовать
блок-схему при работе с материалом

Самооценка умения использовать блок-схему при работе с материалом

Слайд 27ПОПС-формула (оценивание)

ПОПС-формула (оценивание)

Слайд 286. Рефлексивный блок
Рефлексия - это способность человека взглянуть на себя

со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости

перестроить их на новый лад.


«Отражённый свет» - В. Даль

Рефлексия (от позднелатинского «reflexio» – «обращение назад», «отражение»)

6. Рефлексивный блокРефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки,

Слайд 29Набор рефлексивных вопросов
Что показалось вам сегодня трудным?
Каким способом была решена

поставленная задача, нельзя ли было иначе?
Что, в изученном сегодня, для

вас самое главное?
Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?
Почему вы выбрали именно эти задания?
О чём хотелось бы поговорить подробнее?
Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?
Заметили ли вы свои успехи в …?
Набор рефлексивных вопросовЧто показалось вам сегодня трудным?Каким способом была решена поставленная задача, нельзя ли было иначе?Что, в

Слайд 30Возможные формы рефлексии (обмен мнениями)
- синквейн;
- 5 слов

об уроке;
- сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться

со слова «Оказывается …»;
- что получилось, благодаря чему, что учесть в будущем;
- выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке ;
- выскажите свою точку зрения по вопросам: Что нового узнали? Какой опыт приобрели? Какую работу проводили? Как могут другие использовать полученное на практике? Что было самым трудным? Что было интересным? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?

Обратите внимание! Главное внимание необходимо уделять самому процессу учения, выделить трудности, установить обратную связь, присвоить полученный опыт.
Возможные формы рефлексии (обмен мнениями) - синквейн; - 5 слов об уроке; - сформулируйте предложение об уроке,

Слайд 31УРОК СЕГОДНЯ (выводы)
1. Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.
2. Это

учебное сотрудничество.
3. Это активные и интерактивные формы работы.
4. Самостоятельность и

самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).
5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант, организатор).
6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).
УРОК СЕГОДНЯ (выводы)1. Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.2. Это учебное сотрудничество.3. Это активные и интерактивные

Слайд 32Использованные источники
Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и

обществознания / Г.О. Аствацатуров, канд.ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2009.

– 127 с.
Иоффе, А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе, 2012. № 1. – С. 7-13.
Кревер, Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах : Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

Использованные источники Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания / Г.О. Аствацатуров, канд.ист. наук. –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика