Слайд 120. Процесс размещения ребенка в замещающую семью
Слайд 2План
1. Выбор оптимального места размещения
Подготовка и вовлечение родителей
Подготовка ребенка
А. грудной
возраст
Б. дошкольный возраст
В. школьный возраст
Г. подростковый возраст
Слайд 3Литература
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия.
Помощь. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения;
Генезис, 2005
Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: Профессиональная замещающая семья. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Генезис, 2006
Служба раннего вмешательства: Методические рекомендации для
практической работы с детьми в службе ранней помощи / Л.В.
Блохина, С.В. Калинина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сиву-
хина, И.И. Торопова. – М.: Национальный фонд защиты детей от
жестокого обращения, 2007
Райкус Дж.С., Хьюз Р.С. Cоциально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: В 4 т. / Пер. В. Прохожий. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008. – Т. 1: Концептуальные основы социальной работы с детьми
Райкус Дж.С., Хьюз Р.С. Cоциально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: В 4 т. / Пер. В. Прохожий. – СПб.: Питер, 2009. – Т. 2: Планирование и семейно-ориентированная социальная работа
Слайд 4Райкус Дж.С., Хьюз Р.С. Cоциально-психологическая помощь семьям и детям групп
риска: практическое пособие: В 4 т. / Пер. В. Прохожий.
– М.: Эксмо, 2009. – Т. 3: Развитие и благополучие детей
Райкус Дж.С., Хьюз Р.С. Cоциально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: В 4 т. / Пер. В. Прохожий. – М.: Эксмо, 2009. – Т. 4: Размещение и стабильные условия жизни
Служба раннего вмешательства: Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи / Л.В. Блохина, С.В. Калинина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. – 2-е изд., доп. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010
Деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия и работа со случаем / Авт. коллектив: С.П. Борзов, Н.Г. Королева. – М., 2009 107с
Слайд 6Замещающая семья
– семья, взявшая на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося
без попечения родителей;
создается на основании акта органа опеки и попечительства
о назначении опекуна (попечителя);
при возмездной форме опеки в дополнение заключается соответствующий договор;
усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.
Слайд 71 этап
изучение семейной истории ребенка и его отношения к предстоящему
семейному устройству;
проводится диагностика индивидуальных потребностей ребенка в заботе и
уходе.
На основании полученных результатов разрабатывается характеристика ребенка и рекомендации по подбору замещающей семьи для него
Слайд 82 этап
разрабатывается индивидуальный план подготовки ребенка к устройству в замещающую
семью.
Проводится цикл индивидуальных и групповых занятий, направленных на преодоление
негативных последствий травматического опыта ребенка, на формирование психологической готовности к проживанию в замещающей семье, на формирование базовых навыков, необходимых для успешной адаптации в замещающей семье.
Слайд 9. Документальное сопровождение
❒ Индивидуальный план подготовки ребенка к устройству
в замещающую семью
❒ Характеристика индивидуальных особенностей ребенка и рекомендации
по подбору замещающей семьи
❒ Журнал учета посещаемости занятий
❒ Журнал учета рабочего времени специалистов
❒ Папка специалиста (психолога, социального педагога) содержит
расписание работы специалиста, протоколы обследований, консультаций и заключения и рекомендации по их результатам, программы проводимых занятий и используемые методики
❒ Бланки диагностики
❒ План работы с семьей по программе сближения
❒ Журнал учета супервизий
❒ Отчеты о супервизорских сессиях
Слайд 10анализ личного дела и медицинских документов ребенка, уточняя
История пребывания ребенка
в семье, имеющийся опыт семейного воспитания и семейной жизни
Причины лишения
ребенком семейной опеки
Статус ребенка, определяющий возможные формы семейного устройства
История пребывания ребенка в интернатных условиях, характеристика ребенка
Имеющийся опыт семейного устройства и ресурсы, включая возвращение в кровную семью или устройство в родственную семью
Состояние здоровья ребенка
Иные факторы, влияющие на семейное устройство ребенка
Слайд 11Уточняет у воспитателя
Сформированность навыков самообслуживания, опрятности и личной гигиены
Характер сна,
бодрствования, аппетит, темперамент
Характер отношений со взрослыми и детьми в группе.
Наличие
любимого занятия, хобби, увлечения
Предпочитаемые занятия в свободное время
Отношение к поручениям, соблюдению режима и правил.
Преобладающий способ реагирования в незнакомой, стрессовой ситуации.
Отношение ребенка к возможному семейному устройству, проявляемое в повседневной жизни
Слайд 12Как и когда ребенок спит, ест, чем обычно питается
Есть ли
признаки энуреза, ночных кошмаров, спит со светом или без
Принимает ли
он лекарства
Как его утешать, когда он расстроен
Слайд 13Подготовка ребенка
Объяснить, почему он уезжает из семьи
Наладить с ребенком доверительные
отношения
Он должен чувствовать, что у него есть небезразличный к его
судьбе человек, который готов его поддержать, он должен стать связующим звеном между домом и родителями
Рассказать, что его ждет в новой семье
Слайд 14
Устанавливает контакт с ребенком, формирует мотивацию на сотрудничество
Проводит диагностику, занося
в протокол все результаты
Обрабатывает и интерпретирует результаты диагностики
Составляет заключение
Составляет программу
индивидуальных и групповых занятий для организации помощи ребенку в преодолении выявленных в процессе диагностики нарушений и подготовки к семейному устройству
Слайд 15Обращает внимание
Поведение в режимные моменты
Отношение к занятиям, работоспособность в
процессе структурированной деятельности
Общий фон настроения и его устойчивость
Преобладающий тип защитных
форм поведения
Поведение в конфликтных ситуациях
Способы саморегуляции в ситуациях, вызывающих тревогу
Характер игр, взаимодействие с детьми в различных ситуациях
Характер продуктивной деятельности (рисунки, поделки, сочинения и т.д.)
Характер двигательной активности
По результатам наблюдений психолог выбирает мишени для реабилитационной работы и проводит ее.
Слайд 16Выбор оптимального места размещения
Ребенок должен разместиться в место, где существует
возможность создать для него оптимальную атмосферу
Расположено место в максимальной близости
от дома
Количество перемен в жизни ребенка должно быть минимальным
Замещающая семья должна по мере возможности принадлежать к той же этнической, культурной и социально-экономической группе, что и биологическая семья
Слайд 17Грудной возраст
Минимизировать количество перемен, к которым должен приспособиться
Перемены должны вводиться
как можно медленнее и постепенно, иначе возникнут расстройства привязанности и
доверия
Рассказать и показывать фото новой мамочки
Слайд 19Дошкольный возраст
Объяснять простым конкретным языком
Рассказывать о ближайших переменах
(поедем на машине
к тете Н и дяде П. с мамочкой ты можешь
говорить по телефону…)
Применять игру, разыграть с игрушками
Слайд 20Младший школьный возраст
Опираться на чувства, которые вызывает будущее размещение
Рассказать о
новой семье
Ответить на вопросы
Заверить ребенка, что он может всегда обратиться
к своему воспитателю, если он не понимает какого-нибудь правила поведения
Слайд 21Подростковый возраст
Назвать проблему
Объяснить, что размещение обеспечит ему безопасность и нормальный
уход – это безопасное место
Заверить, что их члены семьи получают
необходимую помощь
Подробно рассказать с чем он столкнется в новой среде
Переживают вопрос о верности своим биологическим родителям и отношению к этому новой семьи
Замещающие родители должны быть готовы защитить их от нападок и неприятностей со стороны окружающих
Они могут принимать участие в выборе замещающей семьи
Наладить с ними отношения, расположить, чтобы они делились своими тревогами в период адаптации
Слайд 23Психолог организует встречу с кандидатами в замещающие родители, на которой
знакомит кандидатов с психологическими особенностями ребенка, проясняет мотивы выбора для
ребенка именно их семьи, выясняет ожидания кандидатов от принятия ребенка в семью, оценивает ресурсы и «слабые места» семейной системы, проясняет взгляды членов семьи на воспитание, предполагаемые методы решения конфликтных ситуаций в отношениях с ребенком.
Слайд 24Оценивает совместимость ребенка и кандидатов в замещающие родители.
Социальный педагог
совершает визит в семью, оценивает соответствие условий возрасту и индивидуальным
потребностям ребенка, наличие системы социальной поддержки семьи.
Слайд 25Проведение заочного знакомства детей с потенциальными замещающими родителями
Специалист беседует
с ребенком, информирует его о желании семьи познакомиться, рассказывает о
составе семьи, знакомит с фотографиями членов семьи.
Он помогает ребенку оценить полученную информацию, обсуждает положительные стороны семьи, с которой предстоит познакомиться, создает положительный настрой на встречу,
оказывает ребенку эмоциональную поддержку, помогает справиться с эмоциональным напряжением.
Слайд 26Проведение очного знакомства детей с замещающими семьями
организует очную встречу ребенка
и семьи на территории организации, создает безопасные условия для общения,
способствуют установлению контакта между потенциальными родителями и ребенком, учитывая возраст, индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения, организует их взаимодействие.
Помогает ребенку в поддержании беседы, сохранении чувства достоинства и реализации права на свои привычки
Слайд 27Временное помещение детей на выходные или каникулы
Воспитатель проводит беседу с
ребенком о предстоящей поездке в семью, ее целях, продолжительности, дальнейших
перспективах, напоминает о соблюдении необходимых правил.
Психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, отвечает на возникшие у ребенка вопросы, при необходимости, обучает методам саморегуляции, которые ребенок сможет использовать самостоятельно в эмоционально напряженных ситуациях.
Социальный педагог сопровождает ребенка в семью, помогает ребенку освоиться на новом месте, напоминает о возможности обратиться к специалистам при необходимости
Слайд 28Беседы с детьми и с семьями после визита детей в
семьи
Психолог обсуждает отдельно с семей и с ребенком их впечатления
и результаты визита, оказывает психологическую поддержку ребенку и родителям.
Слайд 29В беседе он способствует формированию адекватного восприятия образа будущей семьи
и места ребенка в ней.
Обсуждение результатов желательно проводить в течение
1-3 дней с момента визита.
Слайд 30Психолог оценивает впечатления членов семьи об опыте пребывания ребенка в
семье, выясняет удачные и сложные моменты во взаимодействии семьи и
ребенка.
Дает рекомендации по развитию контакта и отношений с ребенком, при необходимости консультирует по вопросам отношений с другими детьми в семье.
Консультирует по вопросам нарушений и формирования привязанности и отвечает на возникающие у членов семьи вопросы
Слайд 31Уточняется у семьи
Организация личного пространства ребенка (спальное и учебное место,
игрушки, расположение личных вещей)
Способы согласования правил поведения и общения
в семье
Согласование режимных моментов, включая моменты специализированного ухода и занятий с ребенком, связанных с его развитием или состоянием здоровья
Участие ребенка в организации быта и досуга семьи
Слайд 32Беседы о готовности
Психолог организует беседу с ребенком, выясняет мотивацию ребенка
на продолжение отношений с семьей, при необходимости, корректируя ее.
Оценивает готовность
ребенка к постоянному проживанию в семье, качество контакта между членами семьи и ребенком, степень взаимной симпатии.
Готовит заключение о возможности размещения ребенка в этой семье.
Слайд 33Типичные трудности
Невозможность установления контакта специалиста с ребенком
Нет кандидатов для
приема ребенка, способных решать его проблемы и осуществлять его развитие
и коррекцию
Слайд 34Родители настаивают на выборе конкретного ребенка вопреки рекомендациям специалистов и
высоким рискам семейной адаптации ребенка