Слайд 12.4.1. Рынок и рыночный механизм
Слайд 3На сегодняшний день, рынок - это, в какой-то степени, пространство,
в котором мы живем. И чем яснее вы понимаете, как
действует рынок, какое влияние на вас и на общество оказывает конкуренция - тем легче вам будет адаптироваться.
Слайд 5Рынок – совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями
и продавцами, а также посредниками по поводу движения товаров и
денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Слайд 6Условия возникновения рынка
Общественное разделение труда
Эконом. обособленность товаропроизводителей
Самостоятельность товаропроизводителей
Слайд 7Признаки рынка:
Нерегулируемое предложение
Нерегулируемый спрос
Нерегулируемая цена
Слайд 8Функции рынка:
Посредническая
Ценообразующая
Информационная
Регулирующая
Санирующая (оздоровительная)
Стимулирующая
Распределительная (социальная)
Слайд 9Черты рынка
Позитивные
Эффективно распределяются ресурсы
Стимулируется НТП
Удовлетворение потребностей человека и общества
Координация действий
людей
Негативные
Не гарантирует решение многих социальных проблем
Социальное неравенство
Тенденция к монополизации
Не решает
проблему внешних затрат
Не решает региональные проблемы
Способствует циклическому развитию
Слайд 11Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства:
Конкурентная среда
Наличие резервов роста экономики
(свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов)
Обеспечение подвижности ресурсов
Функционирование инфраструктуры
рынка
Слайд 13Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором их самостоятельными
действиями исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем
порядке воздействовать на общие условия обращения товаров или услуг на определенном рынке
Слайд 14Черты конкуренции
Позитивные
Снижение затрат
Ограничение возможности создания монополии
Выбор для потребителей
Гибкое реагирование экономики
на изменения
Улучшение качества продукции
Негативные
Постоянное разорение многих фирм
Неоправданно большие затраты на
рекламу
Использование нечестных методов борьбы
Экологические нарушения
Чрезмерная эксплуатация ресурсов
Слайд 16Совершенная (чистая) конкуренция – это тип конкуренции, при которой многочисленные
производители продают одинаковую продукцию, причем ни один из них не
состоянии контролировать цену.
Монополистическая конкуренция - это тип конкуренции, при которой многочисленные производители продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Олигополия - это тип конкуренции, при которой доминирует несколько фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Чистая монополия - это тип конкуренции, при которой существует лишь один продавец, создающий уникальный товар.
Определения
Слайд 17Включает в себя:
Биржи
Товарная
Фондовая
Труда
Институты, связывающие рынки в единое целое
Транспортная
сеть
Система коммуникаций
Информационные сети
Страховые компании
Суды
Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих
рыночное хозяйство
Слайд 21Найти два исключения (признаки рынка)
1) натуральное хозяйство; 2) конкуренция; 3)
экономическая свобода; 4) плановый способ распределения; 5) разделение труда; 6)
нерегулируемое предложение
Слайд 23Найти два исключения (монополистическая конкуренция)
1) Производство обуви, 2) производство стали;
3) ресторанный бизнес; 4) производство мебели;
5) железнодорожные перевозки; 6) аптеки
Слайд 25Выбрать верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики
Государство осуществляет централизованное
распределение ресурсов;
Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и
предложения;
Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов;
Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей;
Каждый вправе распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Слайд 27Выбрать верные суждения о функциях рынка
Рынок полностью регулирует денежное обращение
К
функциям рынка относится координация деятельности потребителей и производителей
Одной из черт
рынка является постоянное обеспечение высоких прибылей товаропроизводителей
Рынок всегда сохраняет гармонию общественных и личных интересов
Одной из функций рынка выступает рациональное распределение ресурсов и материальных благ
Слайд 29Установить соответствия
Примеры
А) На с/х рынке городка С. представлена продукция местных
фермерских и индивидуальных хозяйств
Б) Услуги телефонной связи в стране Р.
осуществляют три конкурирующие компании
В) В городе Д. большую популярность имеют многочисленные фирмы, оказывающие услуги по мелкому бытовому ремонту
Г) Компания «Соляной рай» является единственным поставщиком поваренной соли для продуктовых магазинов региона Б
Д) Компания «Цифровик» вывела на рынок города В сигнализацию с функцией смс-оповещения. Через непродолжительное время другие производители сигнализации ушли с рынка города
Виды рынков
Совершенной конкуренцией
Олигополии
Монополии
Слайд 31В стране Н. только три фармакологические компании выпускают лекарственные препараты,
пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведенного списка характеристики этого
рынка и запишите цифры
рынок товаров и услуг
фондовый рынок
монополия
национальный рынок
мировой рынок
олигополия
Слайд 33Основа рынка - _______(А), обеспечивающий как доведение решений одних хозяйствующих
субъектов до других, так и увязку этих решений через систему
цен и _______(Б) – столкновение экономических интересов товаропроизводителей.
Для функционирования рынка необходимы многообразие _______(В), экономическая свобода производителей, формирование цен под воздействием _______(Г), открытость экономики для иностранных _______(Д) – долгосрочных вложений капитала с целью получения дохода, наличие определенного (естественного) уровня _______(Е) – сущность которой заключается в том, что часть экономически активного населения, желающего работать, не может найти работу.
Слайд 35Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Составьте два
предложения: одно, содержащее информацию о негативных чертах конкуренции. и одно
предложение, раскрывающее сущность совершенной конкуренции
Слайд 36Рыночная конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за
лучшие условия производства и купли-продажи товаров и услуг.
Конкуренция приводит к
разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, также иногда используются нечестные методы борьбы.
Совершенная конкуренция предполагает существование рынка, на котором действует множество мелких фирм, создающих однородную продукцию.
Слайд 37Составить план на тему «конкуренция»
Слайд 38Понятие конкуренции
Типы конкурентных рынков
Чистая монополия
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Совершенная конкуренции
Черты конкуренции
Позитивные
Негативные
Влияние конкуренции на
бизнес
Слайд 39Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Закон предложения и
деятельность фирм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете
освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 401. Понятие предложения и закон предложения.
2. Факторы, влияющие на изменение
предложения:
а) ценовые
б) неценовые
3. Экономические цели деятельности фирмы:
а) максимизация прибыли;
б) минимизация
издержек.
4. Роль фирм в формировании предложения.
Слайд 41Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок и рыночный
механизм ценообразования». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете
освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 42Понятия “рынок” и “ценообразование”
Факторы, влияющие на цену товара в условиях
рынка:
а) величина затрат на производство и реализацию;
б) соотношение спроса и
предложения;
в) покупательская способность денег;
г) качество товара.
Рыночное ценообразование:
а) согласно закону спроса: Чем ниже цена, тем выше спрос.
б) согласно закону предложения: Чем выше цена, тем выше предложение.
Слайд 43Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три типа
(вида) конкуренции. (Сначала назовите тип (вид) конкуренции, затем приведите соответствующий
пример.)
Слайд 44Монополия - например, российский рынок железнодорожных перевозок, который полностью контролирует
одна компания РЖД
Олигополия - российский рынок услуг сотовой связи, большую
часть которого контролируют четыре крупных компании
Чистая (совершенная) конкуренция - рынок услуг по ремонту обуви