Разделы презентаций


3. Этнические процессы, способы образования этнических групп

Содержание

Этнос – динамическая система. Для него характерны не только преемственность, непрерывность развития, но и изменения во времени – этнические процессы. Этнический и расовый состав населения стран, регионов и даже целых частей

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Выполнила студентка группы 19НППм1 Хаметова Гульнара Рафиковна
3. Этнические процессы,

способы образования этнических групп

Выполнила студентка группы 19НППм1  Хаметова Гульнара Рафиковна 3. Этнические процессы, способы образования этнических групп

Слайд 2 Этнос – динамическая система. Для него характерны не только преемственность,

непрерывность развития, но и изменения во времени – этнические процессы.

Этнический и расовый состав населения стран, регионов и даже целых частей света претерпевают довольно быстрые изменения.
Этнос – динамическая система. Для него характерны не только преемственность, непрерывность развития, но и изменения во времени

Слайд 3 Многие исследователи считают, что к этническим относятся те процессы, которые

ведут к изменениям этноса, этнической принадлежности людей. По мнению Ю.

В. Бромлея, это чрезвычайно сужает понятие этнических процессов (ЭП). Любое изменение любого компонента этноса является происходящим в нем процессом, следовательно, может быть квалифицировано как этнический процесс.
Этническими называются процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов материальной и духовной культуры, языка, социальной структуры, самосознания.
Многие исследователи считают, что к этническим относятся те процессы, которые ведут к изменениям этноса, этнической принадлежности людей.

Слайд 4 Среди этнических процессов выделены этноэволюционные и этнотрансформационные. Процесс называется этноэволюционным

в том случае, когда при изменении отдельных компонентов этнос или

какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, то есть их этническое самосознание не изменяется; при этнотрансформационном процессе оно меняется, и этническая принадлежность человека становится иной.
Среди этнических процессов выделены этноэволюционные и этнотрансформационные. Процесс называется этноэволюционным в том случае, когда при изменении отдельных

Слайд 5 В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы

подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое

разделение.
В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое

Слайд 6 Этноразделительные процессы характеризуются отделением от этноса той или иной общности,

и, когда он образует несколько новых групп, каждая из них

становится новым самостоятельным народом. Подобного рода процессы особенно характерны для племенных отношений, тогда разделение этноса происходило в результате истощения ресурсной базы в пределах племенной территории. Именно эти процессы и лежат в основе расселения человека – миграции по земному шару из области (или областей) формирования Человека разумного. Процессы этнического разделения и связанные с ними массовые миграции послужили основанием для возникновения многих народов.
Этноразделительные процессы характеризуются отделением от этноса той или иной общности, и, когда он образует несколько новых групп,

Слайд 71. При этнической парциации происходит разделение прежде единого этноса на

несколько более или менее равных частей, причем ни один из

новых не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии – слияния). Так, в результате рассечения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.

2. При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции). Этническая сепарация вызывается разными причинами: переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.
1. При этнической парциации происходит разделение прежде единого этноса на несколько более или менее равных частей, причем

Слайд 8 Уже с древнейших времен среди этнических процессов преобладает этническое объединение.

Это сближение или слияние отдельных этносов в зависимости от глубины

процесса. И здесь выделяют процессы консолидации, ассимиляции и интеграции.
1. Этнической фузией называется процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Этнической фузией может быть названо слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский народ.
Процесс этнической фузии протекает с различной скоростью, которая зависит от уровня социального и этнического развития страны, интенсивности хозяйственных и иных связей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия.
Уже с древнейших времен среди этнических процессов преобладает этническое объединение. Это сближение или слияние отдельных этносов в

Слайд 9 2. Процессы этнической (национальной) консолидации – это слияние нескольких родственных

по языку и культуре этнических единиц в одну этническую общность

(теленгитов, челканцев, кумандинцев, телеутов в алтайский народ). В определенном отношении они обратны процессам этноразделительным, поскольку объединяются родственные в этнолингвистическом отношении народы, разделившиеся ранее в силу каких-либо причин. Процессы этнического объединения весьма различны по своему характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего для любой его формы свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц. Постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия.
2. Процессы этнической (национальной) консолидации – это слияние нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в

Слайд 10 3. К процессам этнической ассимиляции относится растворение небольших групп (или

отдельных представителей одного народа) среди другого народа, и существует два

их вида – насильственный и естественный.
Этническая ассимиляция весьма распространена в экономически развитых странах, особенно в тех, где много иммигрантов. Она состоит в растворении прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, для одной стороны (ассимилируемых) это будет процесс изменения этнического самосознания, для другой же стороны (тех, кто ассимилирует) этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание ассимилирующего народа останется прежним.
3. К процессам этнической ассимиляции относится растворение небольших групп (или отдельных представителей одного народа) среди другого народа,

Слайд 11 4. Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая

во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно

различающихся между собой по языку и культуре этносов и в появлении у них ряда общих черт. В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ. Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, обладающих элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т.д.). Хотя межэтническая интеграция представляет собой в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у межэтнической общности позволяет все же говорить о какой-то самой начальной стадии этнической трансформации.
4. Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного

Слайд 125. Довольно редкий ныне тип этнообъединительных процессов – этногенетическая миксация,

в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не

связанных родством. Иногда он как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако в отличие от нее имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер. В свою очередь, завершив в целом формирование нового этноса, этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию. Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. К примеру, башкирский этнос образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп и включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы.
6. Под межэтнической интеграцией понимается взаимодействие существенно различающихся по своим языково-культурным параметрам основных этнических единиц (племен, народностей, наций), ведущее к появлению новых этнических черт. С подобными процессами связано формирование в рамках многонациональных государств этнополитических общностей (советский народ и пр.).

5. Довольно редкий ныне тип этнообъединительных процессов – этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем

Слайд 137. Аккомодация (адаптация, приспособление) – это врастание людей в новую

этническую среду или прилаживание этой среды к ним для взаимного

сосуществования. В верховьях Конго народы банту и пигмеи живут в таком симбиозе. Без помощи пигмеев банту не пойдут в лес, где они могут заблудиться, а пигмеи не обходятся без их ножей, посуды и прочих предметов.
8. Аккультурацию как процесс взаимопроникновения культур часто используют как синоним европеизации культуры и хозяйства в развивающихся странах.

7. Аккомодация (адаптация, приспособление) – это врастание людей в новую этническую среду или прилаживание этой среды к

Слайд 14Этническое развитие дискретно, то есть прерывисто. Это связано с внутренними

и внешними процессами, влияющими на функционирование этносов, а следовательно и

на их существование. В специальной литературе выделяются следующие способы существования этносов:
• зарождение;
• расширение;
• снижение уровня активности, или распад;
• переход в гомеостаз, то есть статическое состояние этноса.
Под зарождением понимается процесс образования этноса в ходе сецессии, или ассимиляции. Это первичный этап образования этнической общности, если рассматривать его во временном плане.
Вторым этапом существования и развития этноса является расширение. Под ним подразумевается укрепление связей внутри этноса, а также увеличение количества его членов за счет ассимиляции соседних этнических групп. В ходе расширения этническая группа постоянно прогрессирует, так как внутри данного этноса происходят внутренние психологические процессы, обусловливающие его непрерывное развитие.
Этническое развитие дискретно, то есть прерывисто. Это связано с внутренними и внешними процессами, влияющими на функционирование этносов,

Слайд 15Появление дискриминационных процессов внутри этноса способствует соответственно падению уровня этнического

самосознания, обесцениваются национальные идеи, так как личные мотивы начинают превалировать

над национальными. Как результат мы наблюдаем снижение уровня активности этноса. На таком этапе этнос становится наиболее уязвимым, что может привести к внешней агрессии со стороны других этнических общностей либо к его ассимиляции соседними общностями и к последующему распаду вследствие утраты территории, культуры, языка и единства.
Процесс распада либо снижения активности этноса может трансформироваться в гомеостаз, при котором этнос находится в статическом состоянии. Гомеостаз представляет собой подвижное равновесное состояние этнической общности, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам.
Появление дискриминационных процессов внутри этноса способствует соответственно падению уровня этнического самосознания, обесцениваются национальные идеи, так как личные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика