Слайд 13. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли».
«Задонщина». Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей
Рублев. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
7. Установление автокефалии русской церкви. Внутри церковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
Слайд 2проблема монгольского влияния на Русь многомерна, в целом на развитие
культуры можно выделить как:
* Непосредственный эффект монгольского нашествия - разрушение
городов и уничтожение населения. Оборвались традиционные связи с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком, были уничтожены или разорены многие очаги культуры. Все это вело к культурной изоляции.
* Большинство исследователей исследователей древнерусской жизни отмечают приостановку культурного развития страны вследствие монгольского нашествия. Общее понижение культурного уровня, общее огрубение нравов были непосредственными результатами нашествия.
* Прямого воздействия монгольского права на русское не было, но в сфере уголовного права ужесточаются наказания: вводятся смертная казнь, наказания кнутом, пытки.
Слайд 3Заимствования у монголов сказались на военном деле, прежде всего на
устройстве конницы.
* В русском языке сохранилось много монгольских слов,
относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Какой-либо культурной налоговой политики у монголов не было, они всегда хотели взять возможно больше самыми грубыми приемами и средствами.
* Московские цари восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.
Слайд 4Культура России в XIV-XV веках
Литература
Устное народное творчество
-Былины и сказки (Враг-
татары)
Сказание о Щелкане, о Дюдюке.
- Песня об Авдотье Рязаночке
-сказки о
Бабе-Яге
- повесть о раззорении Рязани Батыем
Слайд 5Былинный эпос.
В 14-15 вв. Сказания о купце Садко
( богатый
новгородский купец).
Сказания о богатыре Василии Буслаеве –герой новгородского былинного
эпоса
"Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся монголам.
Слайд 6В культуре Х1У-ХУ вв. нашли отражение прежде всего борьба с
монгольским нашествием и процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
В литературе
с конца XIII в. появляются произведения о разорительном нашествии Батыя («Повесть о разорении Рязани Батыем»), о победах над ордынским полководцем Мамаем на Куликовом поле (Сказание о Мамаевом побоище), сожжении Москвы в 1382 г. (Сказание о нашествии хана Тохтамыша на Москву).
Боярин Сафоний Рязанец — по одной из версий автор поэтической повести «Задонщина» о победе русских войск в битве за Доном (Куликовской битве). Вторая часть повести воспевает согласованные действия русских князей (в частности, действия засадного полка Боб-рок-Волынца) во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем.
Слайд 7Литература
Жития
Житие Александра Невского
Жития князей погибших в Орде
Житие Сергия Радонежского (Епифаний
Премудрый – «плетение словес»)
Слайд 8Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый
составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей
Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского.
Жития
Слайд 9Летописание (летописи 14 века погибли)
Летописание ожило благодаря митрополиту Киприяну (Троицкая
летопись , общерусский свод, 1408)
- множество летописей в правление Ивана
III (как официальных, так и независимых)
Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. Появляется летописный свод «Русский хронограф», в котором проводится идея лидерства Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой.
Слайд 10Литература
Рассказы о путешествиях
Хождение Стефана Новгородца в Царьград (14)
Хождение на Флорентийский
Собор (15)
Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина
(о путешествии в Индию (15 век)
Слайд 11 Хождения
«Хождения за три моря»
Тверской купец Афанасий Никитин (за 30
лет до Васко да Гамма) ходил в Индию
Слайд 12Наиболее вероятный маршрут путешествия Афанасия Никитина из Руси в Индию,
и его возвращения, в 15 веке
Слайд 13На Руси, в Москве возводили каменные храмы.
По приказу Великого князя
Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского
Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
Слайд 14Архитектура
Много строил Иван Калита, но ничего не сохранилось
Слайд 15
В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан
Троице - Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории
Русского государства.
Слайд 16Троицкий собор Троице-Сергеевой лавры 1423г
Слайд 17Белокаменный кремль построен при Дмитрии Донском в 1367 году
Слайд 18Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в
Великом Новгороде
Церковь Фёдора Стратила́та на Софийской стороне конец 13 века
Слайд 19При Дмитрии Донском строительство продолжилось
Церковь Спаса Преображения на Ильине в
Новгороде
В 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую
каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.
Слайд 20
В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова
монастыря Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.
Слайд 21Кремль из кирпича построена при Иване III? итальянскими мастерами (Антон
Фрязин, Марк Фрязин, Антонио Солари)
Слайд 22Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной
площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего
Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства.
Слайд 23Существующий Архангельский собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством
итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века
и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном
Слайд 24
Грановитая палата в Московском Кремле
В 1487-1491 годах итальянские зодчие Марко
Фрязин (Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади
Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.
Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.
Слайд 25Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из
древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 году
по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Слайд 27Колокольня Ивана Великого- построена Боном Фрязиным в 1508
Слайд 283. Живопись.
Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как
Феофан Грек,
Андрей Рублёв,
Даниил Чёрный.
Слайд 29
Феофан Грек, живописец.
(ок.1340-после 1405)
Феофан Грек родился в Византии в 40-х
годах XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине.
Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде.
Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.
Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Слайд 31Феофа Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский
и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Спас Вседержитель.
Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г.
Донская икона Божией Матери
Слайд 32икона Феофана Грека - Успение Богородицы, 1392 год, оборот Донской
иконы Божией Матери
Слайд 33
Андрей Рублев
(ок.1360/70-1427)
Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом
живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря.
Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год).
Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи.
В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.
Слайд 34«Троица»
В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный
реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV
века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…
-?- Какова главная идея иконы?
Слайд 36Живопись14-15 века считается наибольшим расцветом иконописи
Андрей Рублев (1360-1430)
Спас в силах,
1408
Святая Троица, 1410-е.
Фрески Благовещенского собора,
иконостасУспенского собора во Владимире.
Слайд 37Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV
— начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева.
Одигитрия Смоленская.
1482 г.
Сошествие во ад. 1495—1504 гг.
Слайд 38Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасо-Прилуцкого монастыря.
Ок. 1503
г
Варвара Великомученица
Слайд 39На рубеже 14-15 веков появляется Иконостас перегородка отделяющая Алтарь, имеет
несколько рядов икон – чинов.
Слайд 40Иконостас Благовещенского собора
– работа Андрея Рублева
и Феофана Грека
Слайд 41Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси
(XIV-XV вв.) представлена также
классическими иконами новгородской школы («Чудо Георгия о змие»)
Слайд 42 Флорентийская уния, из-за которой начался процесс отделения Русской церкви
была утверждена 6 июля 1439 года. Согласно ее постулатам был
избран новый Киевский митрополит и его легат. Папский легат Исидор после подписания унии отправился в Москву, но противники этого документа прибыли раньше него. И провозгласили новый акт предательством», которое совершили греки. Тогда Византии было выгодно сотрудничать с Римом. Греки постоянно терпели нападки со стороны Турции, а также активно готовились к войне.
Слайд 43В декабре 1448 года церковный собор утвердил Иону митрополитом. На
соборе, кроме рязанского владыки, присутствовали епископы четырёх епархий: Ефрем Ростовский,
Варлаам Коломенский, Питирим Пермский, Авраамий Суздальский. Архиепископ Новгородский Евфимий II и тверской епископ Илия прислали повольные грамоты.
Слайд 44Сложность ситуации состояла в том, что Иона был избран собором
епископов только Северо-восточной Руси. Епископы Литвы в этом случае оказывались
не у дел, и была вероятна опасность сепаратистских настроений на западе митрополии. Однако этого не произошло. Ещё во время своего бегства из Москвы Исидор попытался закрепиться в Литве и таким образом отделить западные епархии, склонив их к принятию унии. Намерение это не увенчалось успехом уже вследствие позиции короля Казимира IV, разорвавшего отношения с Римом. В 1451 году Казимир особой грамотой признал Иону митрополитом Киевским, подтвердив его права на все церковные имения на территории своего государства
Слайд 45ереси:
стригольники: получили распространение в середине XIV в. в Новгороде и
Пскове; идеолог вероучения — новгородский дьякон Карп; происхождение названия неизвестно
(есть предположение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иисуса Христа пророком, но не Богом;
«Ересь жидовствующих» (иначе Новгородско-московская ересь) — идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы.
возникли в Новгороде, в дальнейшем получили распространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); название связано с тем, что ее последователи отвергали основное положение православного вероучения — учение о Святой Троице; требовали уничтожения внешних атрибутов христианского культа (икон, почитания мощей) и отказа от монастырского землевладения;
Входила невестка Ивана 3 Елена Стефановна, потом ссылка
В декабре 1504 года собор против еретиков.
Слайд 46 Главой течения в Русской православной церкви конца XV — середины
XVI веков являлся Иосиф Волоцкий, канонизированный в 1579 году.
Представители
этого течения считали, что монастыри имеют право владеть землёй и материальным имуществом, украшать церкви богатыми росписями и иконостасами, чтобы показать значимость и авторитет Русской церкви.Иосифляне резко осуждали еретическое движение, поддерживали монархическую власть, как Богом данную и считали православную церковь Русского государства главной преемницей Византии.
Главной задачей монастырей иосифляне считали просветительскую и благотворительную деятельность, помощь населению во время неурожаев и других бедствий.
Слайд 47Именно движение нестяжателей, возникшее в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, стало главным
оппонентом иосифлян. Нестяжатели выступали против монастырского землевладения, касались важных этических
вопросов, связанных со взглядами на православие, раскаявшихся еретиков и др. Духовными лидерами нестяжателей стали ученики преподобного Нила Сорского (нестяжателя, основателя скитского жительства на Руси) инок Вассиан (князь Патрикеев) и религиозный писатель и публицист Максим Грек.
Лидеры движения нестяжателей – Нил Сорский, позднее Максим Грек и Вассиан открыто критиковали церковных патриархов и обвиняли их в растущих аппетитах на землю и прочее материальное имущество, ведь это противоречило нормам христианской морали. Доставалось и светским властям, что привело к их опале и обвинению в ереси. Их обоих заточили в Иосифо-Волоцком монастыре, держали в суровых условиях.
Слайд 48 Иван Грозный руководствовался идеями иосифлян, утверждающими абсолютную царскую власть во
главе с царём – помазанником Божим. Идеи иосифлян легли в
основу официальной государственной идеологии Московского царства.
В противостояние между указанными религиозными течениями выступили и монархи.
Иван III поддерживал нестяжателей в вопросе о секуляризации церковных земель. Царю нужны были земли для поощрения подданных. Несмотря на разногласия с Волоцким в земельном вопросе, царь Иван не отправил его в опалу, а прислушался к его теориям о божественном происхождении великокняжеской власти.
Ещё при жизни Ивана III, «помогал» ему в управлении государством сын Василий (будущий царь Василий III), попавший под влияние Иосифа Волоцкого. В результате многие еретики были обречены на смерть. Карательная машина сжигала и гноила в тюрьмах вольнодумцев и тех государственных деятелей, которые имели прогрессивные взгляды и поддерживали ересь, а иосифляне приобрели большое влияние в государстве.
Слайд 49Религиозные споры и идеология
•Иосифляне (Иосиф Волоцкий) и нестяжатели(Нил Сорский) –
о собственности церкви (Иван III)
•ереси
•Теория «Москва – третий Рим»-
впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старца псковского Елеазарова монастыря Филофея
Слайд 51Культура Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Начало
книгопечатания и его влияние на общество. Публицистика. Исторические повести.
Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.
Слайд 52В начале XVI в. в послании Василию III (1505-1533) монах
Фило-фей обосновал идеологическую формулу московского самодержавия — «Москва — Третий
Рим». Москва была названа преемницей Византии, духовным оплотом православия. Государь всея Руси отныне мыслился как преемник византийских императоров.
Слайд 53Фольклор
Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами
Исторические
песни:
Песни о взятии Казани
Песни о Ермаке
XVI век
Слайд 54Просвещение
Школы
при
церквях
Монастыри – центры книжности
(книгописные мастерские и
библиотеки)
Бумага
с XIV века
С XV
века
полуустав и
скоропись
как и прежде…
Середина XVI в. – зарождение книгопечатания
Первая
типография –
1553 г.
1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
«Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)
Слайд 55Образование и письменность
Начало книгопечатанья 1564 год, Иван Федоров и Петр
Мстиславец, первая книга – «Апостол», В 1565 г. им был
издан «Часослов».
Появление учебников (Азбуковники)
Слайд 56Начало книгопечатания
Вскоре после издания «Часослова»
Иван Федоров
и Петр Мстиславец
перебрались в Литву,
а затем во Львов.
По одной версии причиной
его отъезда из Москвы стал поджог, устроенный переписчиками, по другой – обвинение в ереси, вызванное тем, что первопечатник вносил
в тексты изменения, заменяя старославянские слова русскими.
Букварь, изданный Иваном Федоровым
во Львове в 1574 г.
?
Слайд 57Литература
В Средние века люди читали исключительно религиозные книги:
труды святых
отцов, поучения, жития святых.
В 1542 г. в Новгороде
по повелению
архиепископа Макария (с 1542 г. митрополит) началось составление Великих Четьих-Миней.
Четьи-минеи. XVI в.
Минеи – книги, предназначенные для церковной службы
или чтения в течение определенного месяца.
Четьи – то есть предназначенные не для богослужения,
а исключительно для чтения.
Слайд 58Литература
Макарий ставил задачу собрать «все книги четьи,
яже в Русской
земле обретаются».
Великие Четьи-Минеи создавались более 20 лет.
В 12 больших томов
(свыше 27 тыс. страниц) вошли сгруппированные по месяцам жития святых
и вся литература, связанная с этими святыми:
сочинения отцов церкви, труды русских церковных писателей, послания митрополитов, церковные уставы и грамоты, различные «душеполезные» повести.
Многие произведения, читавшиеся на Руси в XV–XVI вв., сохранились только благодаря тому, что вошли в Минеи.
Слайд 59С именем сподвижника Ивана IV священника Сильвестра связано составление «Домостроя»
— своего рода энциклопедии быта XVI в. В основе «Домостроя»
— накопленный поколениями опыт по ведению хозяйства, воспитанию детей, взаимоотношениям в семье.
Слайд 60XVI век — время расцвета публицистики. Служилый человек И.С. Пересветов
в своих работах размышлял о смысле и правде жизни, рассуждал
о сильной государственной власти, создал образ идеального правителя.
В сочинениях Пересветов выступает обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян.
Продвижение по службе, по Пересветову, должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». Выступал за укрепление самодержавия в союзе с дворянством. Обличал вельмож и призывал к царской «грозе».
«Малая челобитная» (царю Иоанну)
«Большая челобитная» с программой политических реформ
«Сказание о Магмете-султане»
«Сказание о царе Константине»
«Сказание о взятии Константинополя турками»
Слайд 61Эта же тема присутствует в переписке царя Ивана Грозного и
князя Андрея Курбского — выдающемся литературном памятнике XVI столетия. В
письмах Андрею Курбскому Грозный царь выводит свою формулу деспотизма в ответ на обвинения Курбским Ивана IV в опалах и казнях.
Вся переписка между русским царем и Курбским составляет пять посланий.
Слайд 62Первое послание Курбского:
«Зачем, царь, сильных во Израиле истребил и воевод,
дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал,
и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной?».
«И еще, царь, говорю тебе при этом: уже не увидишь, думаю, лица моего до дня Страшного суда. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя перед безначальной Троицей, в которую я верую, и призываю на помощь херувимского владыки мать, надежду мою и заступницу, владычицу богородицу, и всех святых, избранников божьих, и государя моего князя Федора Ростиславича».
Слайд 63Ответ Ивана Грозного и первое его послание:
«Ты же ради тела
погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека
разъярившись, против бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом! Сбылись на тебе пророческие слова: «Кто думает, что он имеет, всего лишится». В том ли твое благочестие, что ты погубил себя из-за своего себялюбия, а не ради бога?».
«Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни».
Слайд 64Второе послание Андрея Курбского:
«И уже не знаю, что ты от
меня хочешь. Уже не только единоплеменных княжат, восходящих к роду
великого Владимира, различными смертями погубил и богатство их, движимое и недвижимое, чего не разграбили еще дед твой и отец твой, до последних рубах отнял, и могу сказать с дерзостью, евангельскими словами, твоему прегордому царскому величеству ни в чем не воспрепятствовали. А хотел, царь, ответить на каждое твое слово и мог бы написать не хуже тебя, ибо по благодати Христа моего овладел по мере способностей своих слогом древних, уже на старости здесь обучился ему: но удержал руку свою с пером, потому что, как и в прежнем своем послании, писал тебе, возлагаю все на божий суд: и размыслил я и решил, что лучше здесь промолчать, а там дерзнуть возгласить перед престолом Христа».
«Лучше, подумал я, возложить надежду свою на всемогущего бога, в трех лицах прославляемого, ибо ему открыта моя душа и видит он, что чувствую я себя ни в чем перед тобой не виноватым. А посему подождем немного, так как верую, что мы с тобой близко, у самого порога ожидаем пришествия надежды нашей христианской — господа бога, Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь».
Слайд 65Второе послание Ивана Грозного:
«А с женой моей зачем вы меня
разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены,
не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди. А ты для чего взял стрелецкую жену? А если бы вы с попом не восстали на меня, ничего бы этого не случилось: все это случилось из-за вашего самовольства».
Слайд 66Третье послание Курбского:
«А мог бы ты и о том вспомнить,
как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя
шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям Избранной рады, достойнейших советников твоих, и как потом, когда прельстили тебя жестокие и лукавые льстецы, губители и твои и отечества своего, как и что случилось: и какие язвы были богом посланы — говорю я о голоде и стрелах, летящих по ветру, а напоследок и о мече варварском, отомстителе за поругание закона божьего, и внезапное сожжение славного града Москвы, и опустошение всей земли Русской, и, что всего горше и позорнее, царской души падение, и позорное бегство войск царских, прежде бывших храбрыми; как некие здесь нам говорят — будто бы тогда, хоронясь от татар по лесам, с кромешниками своими, едва и ты от голода не погиб!».
«А еще посылаю тебе две главы, выписанные из книги премудрого Цицерона, известнейшего римского советника, жившего еще в те времена, когда римляне владели всей вселенной. А писал он, отвечая недругам своим, которые укоряли его как изгнанника и изменника, подобно тому, как твое величество, не в силах сдержать ярости своего преследования, стреляет в пас, убогих, издалека огненными стрелами угроз своих понапрасну и попусту».
Слайд 67Литература
Популярный в XVI в. жанр
– воинская повесть.
О взятии Казани
рассказывает «Сказание вкратце от начала царства Казанского».
Автор идеализирует Ивана IV:
«Быть
велми премудр, и храбр, и усерд, и крепко силен телом, и легок ногами аки пардус, и подобен во всем деду своему».
Русские воины «вси на Казань дыхающе дерзостию брани и гневом, аки огонь».
«Сказание вкратце
от начала царства Казанского».
Сокращенное название –
«Казанская история».
Список XVI в.
Слайд 68Литература
В «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков», написанной
уже после смерти Ивана Грозного, рассказывается об осаде Пскова польским
войском в 1581 г.
Автор придерживается традиционной манеры:
польский король изображен «лютым зверем»,
он «высокогорделив», а Литва «»гордонапорна»,
в то время как русское воинство «христолюбиво».
Автору «Повести» неважно, каков реальный Стефан Баторий.
Традиция велит изображать врага сугубо отрицательно – таким и выглядит Баторий в «Повести».
Слайд 69«Степе́нная кни́га» — один из крупнейших памятников русской исторической литературы
XVI века, повествующий о русской истории с древнейших времён до
1560-х гг. Она вобрала в себя значительное число произведений древнерусской книжности, иногда частично, а иногда даже полностью. Также она содержит ряд уникальных известий, достоверность которых не выяснена.
Писалась она по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария, вероятно, для царя Ивана IV Васильевича Грозного. Составитель Степенной книги – протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Андрей (будущий митрополит Афанасий).
«Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории. Разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича до Ивана IV (включительно). В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья. Эта 'августовская легенда' основана на Сказании о князьях Владимирских.
Слайд 70«Сказание о князьях Владимирских» — памятник русской литературы XVI века,
использовавшийся в политических целях. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих
князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в т.ч. Шапка Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.
«Сказание» использовалось в дипломатии Василия III и Ивана IV. Легенды о происхождении великих князей от Августа вошли в Государев родословец (1555), Степенную книгу
Слайд 71Архитектура
Федор Конь -Линия обороны Москвы – Белый город, крепость
в Смоленске
появляется шатровый стиль
- Активно строятся монастыри
Слайд 72Архитектура
В архитектуре XVI в.
как никогда раньше проявилось стремление ввысь,
к вертикали.
Самым ярким его выражением
стала первый на Руси
каменный
шатровый храм –
церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г.
В одном летописном сообщении говорилось, что шатровые церкви строили «на деревянное дело»,
т.е. по образцу традиционных деревянных шатровых храмов.
Декоративность храму придавало сочетание красного и белого цветов.
Церковь Вознесения
в Коломенском.
Слайд 73Архитектура
Церковь Вознесения в Коломенском – шатровый бесстолпный храм высотой 58
м.
Почти половина высоты храма – восьмигранный шатер.
Здание не имеет
алтарных апсид, благодаря чему зрительно полностью подчинено осевому движению по вертикали.
Внутри храм невелик,
т.к. сложная задача
поддержания каменного шатра решена за счет утолщения стен
в нижней части здания
(2/3 площади).
Церковь Вознесения
в Коломенском.
Слайд 74Архитектура
Неподалеку от Коломенского,
за оврагом, в селе Дьякове,
в 1547
г. по приказу Ивана IV
был построен
храм Усекновения главы
Иоанна Предтечи.
Вокруг центрального столпа, имеющего вид многоярусной башни, расположены четыре
восьмигранных придела.
Так традиционное пятиглавие сочетается здесь с приемами башенного, столпообразного
и шатрового зодчества.
Звонница напоминает
о псковском зодчестве.
Церковь Усекновения главы
Иоанна Предтечи в Дьякове.
Слайд 75Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм.
1510-е гг.
Слайд 76Собор Покрова на рву.
1555-61 гг.
Покровский собор был построен в
1555—61 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии
Казани и победе над Казанским ханством.
По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела
Слайд 77Архитектура
Во второй половине XVI в. строились и традиционные пятиглавые храмы.
Софийский
собор в Вологде возведен в 1568–1570 гг.
по распоряжению Ивана
IV в подражание Успенскому собору Московского Кремля.
Первоначально он тоже именовался Успенским,
а Софийским стал в 1612 г.
Софийский собор в Вологде.
Собор долго стоял недостроенным из-за отъезда Ивана IV
из Вологды (якобы на него со сводов собора упал камень).
Достроен собор в 1687 г. при Федоре Ивановиче.
Слайд 78Архитектура
Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен
в 1559–1588 г. на
вклад Ивана IV.
Также явно подражает ставшему каноническим Успенскому собору
Московского
Кремля,
но отличается от него тяжеловесной массивностью.
Отделка собора совершалась
при Федоре Ивановиче.
Успенский собор
Троице-Сергиевого монастыря.
Слайд 79Архитектура
В XVI в. сооружались
не только храмы, но и крепостные
укрепления.
В 1535–1538 гг., при Елене Глинской были выстроены укрепления Китай-города:
2,6 км, 12 башен.
Спасские (Водяные) ворота
Китай-города.
Худ. А.М. Васнецов.
Схема Китайгородской стены.
Название происходит от «киты» – связки жердей, использовавшихся
при строительстве.
Слайд 80Архитектура
В 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь ) возвел
укрепления
Белого города:
9 км стен, 29 башен,
11
проездных ворот.
Белокаменные стены были обложены кирпичом и оштукатурены.
?
Мясницкие ворота Белого города.
Худ. А.М. Васнецов.
Слайд 81Архитектура
В 1596–1600 гг.
Федор Конь
построил
укрепления Смоленска:
6,5 км стен,
38 башен
на расстоянии 150–160 м
друг от друга.
Современники считали крепость
неприступной.
В 1609–1611 гг. Смоленск более двух лет отбивал
атаки польских войск,
а в последний раз крепость оборонялась против штурма в 1812 г.
Смоленский Кремль.
Угловая башня.
Арх. Федор Конь.
Слайд 82Живопись
Монументальное искусство XVI в. представлено, в частности, фресками Благовещенского собора
Московского Кремля.
Стенопись собора
выполнена в середине XVI в.,
после московского
пожара 1547 г.
Расположение композиций,
особенно евангельского цикла, рисунок, передача ритма, фон, колорит – все это связывает фрески Благовещенского собора
с живописью начала XVI в.,
с эпохой Дионисия.
Апокалипсис.
Снятие пятой печати.
Фреска южной стены Благовещенского собора
Московского Кремля.
Слайд 83Живопись
- Иконы – после Стоглавого собора (1550)приняты образцы изображения
святых, Икона становиться более информативной.
Церковь воинствующая). Ок. 1550-1560 г
написана, вероятно,
по заказу царя Иоанна Васильевича IV Грозного после покорения Казани.
Слайд 84Живопись
Во второй половине XVI в.
в иконографии становится популярен мотив
Страшного Суда.
Во втором пришествии Христос будет судить живых и мертвых,
причем праведные будут удостоены райского блаженства,
а грешные окончательно
ввергнуты в ад.
Страшный Суд.
Вторая половина XVI в.
Из собрания А.В. Морозова.
ГТГ.
Слайд 85Живопись
В конце XVI в. сложилось особое направление иконописи, сосредоточившее внимание
на живописной технике.
Оно именуется «строгановской школой» по имени купцов Строгановых,
которые ему покровительствовали.
Главной задачей мастеров строгановской школы
стало изображение
утонченной внешней красоты,
изящества фигур и облачений.
Внутренний мир персонажей
уходит на второй план.
Никита-воин.
Икона Строгановской школы.
Прокопий Чирин.
Слайд 86Прикладное искусство
В XVI в. получило новое развитие оружейное дело.
Русские
мастера научились отливать огромные пушки («затинные пищали»).
Им давали имена:
Лев, Медведь, Онагр…
В 1586 г. пушечный мастер Андрей Чохов отлил
Царь-пушку весом 40 т,
с каналом ствола 89 см!
Пушку украшал львиная голова и богатый орнамент, а также фигура царя Федора на коне.
Царь-пушка.
Мастер А. Чохов.
Вопреки известному заблуждению
Царь-пушка могла стрелять!
Слайд 87Прикладное искусство
Высокого мастерства достигло в XVI в. художественное шитье, особенно
изготовление церковных облачений.
Мастера искусно подбирали цвета, создавали сложные орнаменты
и композиции.
К
концу XVI в. шитье стали украшать драгоценными камнями.
Оплечье фелони. Фрагмент.
Вклад кн. П. Щенятева в Троице-Сергиев
монастырь.
Слайд 89Культура России в 17 веке.
Повышенный интерес к истории, образованию
Изменилось отношение
к западу
Начало обмирщения культуры
Слайд 90Образование и посвящение
--Школа в Немецкой слободе, частные школы, домашнее обучение.(Симеон
Полоцкий, Морозов- учителя Алексея Михайловича.
- Славяно-греко- латинская академия в Москве,(Братья
Лихуды, 1687г.
-Создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина- Нащокина, Голицына) библиотек.
-Рост печатной продукции (Букварь В. Бурцева, Псалтырь и Часослов, Грамматика М. Смотрицкого)
-Накопление научных знаний (перевод европейской научной литературы)
Слайд 91 Литература
-Историческая повесть("Повесть о взятии Азова«, «Сказание об осаде Троице
-Сергиева Монастыря» – Авраам Палицын , Временник Ивана Тимофеева)
- бытовая
повесть("Повести о Горе- Злосчастье")
- возникновение автобиографических произведений ("Житие протопопа
Аваакума")
-Сатирических произведений ("Повесть о Ерше Ершовиче«, Шемякин суд»)
-поэтические произведения Симеона Полоцкого
Слайд 92Архитектура
Успенский храм (1628 г.) - уникальный памятник древнерусского зодчества. За
необычайную красоту эта церковь получила название "Дивная".
Церковь "Троицы в
Никитниках« Построена в 1631—1634 годах на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы
Слайд 93Коломенский дворец (также Дворец царя Алексея Михайловича) — деревянный царский
дворец, построенный в селе подмосковном селе Коломенском во второй половине
XVII века.
Слайд 94Теремной
дворец
московского
кремля.
Нарышкенское
Барокко
Слайд 95Церковь покрова в Филях. Москва.
Слайд 96Церковь Рождества Богородицы. Москва.
Слайд 97Живопись
Иконы Симона Ушакова ("Спас Нерукотворный", "Владимирская
Богоматерь«, Троица)
роспись церкви Троицы в
Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле
(Гурий Никитин),
Возникновение жанра парсуны (портрета)