Слайд 13. Введение
(сложные вопросы)
Слайд 3Следует добавить, что человек познаёт мир в процессе разнообразной деятельности,
поэтому ребёнку проще объяснить сложные понятия в процессе игры, а
взрослому человеку на примере реальных операций трудовой деятельности.
Как это работает?
Познание мира всегда начинается с живого созерцания, т.е. на основе чувственного восприятия осуществляются первичные познавательные процессы. На их основе создаются абстрактные образы, которые закрепляются на практике.
Слайд 4Обратите внимание, что формы познания в некоторых учебниках и пособиях
называют "уровни" или "стороны" познания, что порой и сбивает с
толку выпускников на экзамене.
Слайд 5Как запомнить, если совсем не запоминается?
Слайд 7Итак, форм познания ТРИ, но на ЕГЭ спрашивают только чувственное
и рациональное.
Слайд 8Чувственное познание основано на ощущениях, которые Вы непосредственно испытываете.
Слайд 9Все эти ощущения позволяют "закрепить" чувственный образ, который останется в
памяти как представление.
На основе этого абстрактного образа формируется понятие, которое
благодаря чувственному опыту будет прочно усвоено.
Овладев понятиями человек свободно может формулировать из них любые простые суждения и даже делать более сложные по своей конструкции умозаключения.
С помощью воображения (абсолютно любой человек) при слове "лимон" сможет не только представить его абстрактный образ, но и почувствовать вкус и запах. Что подтверждает связь рационального познания не только с чувственным, но и с иррациональным.
Слайд 10Какие особенности есть у каждой формы познания?
Для того, чтобы окончательно
усвоить эту тему необходимо выделить специфические черты каждой формы познания.
Они пригодятся не только для понимания этого вопроса, но и для составления развернутого плана (задание № 28)
Слайд 11Следует понимать, что чувственное познание – это не эмоциональное отношение
к действительности, а способ получения той или иной информации о
ней.
С помощью рационального познания делаем обобщения и выводы, опираясь на чувственный опыт.
Рациональное познание не равно научному, хотя и основано на анализе и оценке действительности посредством абстрактного мышления.
Слайд 12Как особый вид познавательной деятельности наука имеет определенные задачи:
Слайд 13Все они между собой тесно связаны.
Слайд 15Всегда обращайте внимание на ключевые слова и словосочетания:
"теоретическое обобщение", "объективное
знание", "изучение закономерностей и причин".
Но будьте очень внимательны. Лёгкие
задания не всегда так просты как кажутся с первого взгляда.
Слайд 21Необходимо запомнить, что эмпирический уровень научного познания основан на чувственном
опыте и наблюдении за объектом. Полученные таким путём данные фиксируются
и становятся научными фактами.
Главная задача эмпирического закона – точно зафиксировать полученные в процессе наблюдения или эксперимента данные. Закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных, называют эмпирическим законом.
Всеобщий научный закон на основе этих данных выводит универсальную формулу, которую можно применить многократно при соблюдении определённых условий.
Слайд 22Трудно понять разницу между эмпирическим законом и законами науки.
Слайд 25Следует запомнить, что эмпирический уровень научного познания связан с конкретными
приборами. Если в задании говорится о наблюдении, измерении, контроле, установлении
каких-либо величин, то смело выбираем эмпирический уровень познания.
Когда в вариантах ответов речь заходит о формулировке научных законов или гипотез, то перед Вами теоретический уровень познания.
Слайд 30Развернутый план по теме «Многообразие путей познания мира».
Ваша задача
– выбрать те пункты, которые уже знали, или те, которые
легко запомнить. Важно, чтобы они были из разряда сущностных (т.е. раскрывающих суть темы).
Слайд 31Так как познание – это вид деятельности, то структуру Вы
уже давно знаете. Действуйте по аналогии (т.е. в соответствии со
структурой деятельности составляйте структуру познания, общения, труда и т.д.).
Слайд 33Пункты шестой и седьмой как раз относятся к таким особо
значимым. Количество подпунктов может быть и меньшим (на ЕГЭ нужно
всего по ТРИ).
Слайд 34Помните, что учебник даёт базовый минимум: обыденное, научное, религиозное. Этого
вполне достаточно, чтобы получить максимальные баллы.
Слайд 35Содержание 10 пункта в плане не обязательно, но может пригодиться
в заданиях № 26 или № 27.
Последний пункт должен содержать
итоговое умозаключение.
Слайд 36Социальное познание
Социальное познание интересует учёных разных специальностей. Они изучают отдельные
проблемы, которые в кодификаторе соединены в один вопрос (1.3. Виды
знаний).
Изложение этого вопроса "размыто" по разным разделам нескольких учебников, поэтому сложно собрать материал воедино.
Слайд 42Спецификой социального познания является то, что учёные изучают людей используя
разные источники.
Слайд 43Субъект социального познания (например, психолог) может анализировать объект в процессе
непосредственных отношений и взаимодействия, где источником будет социальная действительность в
которой находится объект изучения:
Слайд 44Известно о 43 клинических случаях из психоаналитической практики Зигмунда Фрейда,
однако из всех этих работ самыми известными являются пять случаев,
описывающих соответственно работу психоанализа с разными психическими расстройствами:
«Фрагмент анализа одного случая истерии» (1901, опубликован в 1905, дополнен в 1925), известный как Случай Доры (настоящее имя пациентки — Ида Бауэр; на момент начала работы с Фрейдом ей исполнилось 19 лет) описывает работу психоанализа с истерией. Причинами развития конверсионных симптомов стали длительная болезнь отца девушки, любовная связь отца с госпожой К. и попытки мужа любовницы отца, господина К., соблазнить саму Дору.
«Анализ фобии пятилетнего мальчика» стал известен как Случай Маленького Ганса (1907—1908, опубликован в 1909), описывает психоанализ фобий и страхов. Мальчик боялся укуса белой лошади, которую Фрейд интерпретировал как образ отца Ганса. Что характерно, Фрейд лечил мальчика не лично, а косвенно, через общение с отцом.
«Заметки об одном случае невроза навязчивости» (1907, опубликован в 1909), вошедший в историю как Случай человека с крысой (или Человека-крысы), психоанализ невроза навязчивых состояний.
«Психоаналитические заметки об одном автобиографическом случае паранойи (dementia paranoides)» (1911) или Случай Шребера, где Фрейд дает интерпретацию паранойи, парафрении и шизофрении.
«Из истории одного детского невроза» (1910—1914 и 1917—1918, опубликован в 1918), известный как Случай человека с волками (или Человека-волка), описывает психоанализ психозов и пограничных расстройств.
Слайд 45Историк, как субъект социального познания, изучает свой объект опосредованно через
исторические источники:
Слайд 46Когда мы сравниваем несколько понятий, то лучше запоминаем