Разделы презентаций


Эксперимент Лекция №9

Содержание

Эксперимент - это опытное воздействие отдельного фактора на интересующую исследователя переменную, установление отклика для проверки каузальных гипотез (то есть гипотез , устанавливающих причинно-следственную связь), или, говоря языком статистики, установление связи между

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Эксперимент Лекция №9

Эксперимент  Лекция №9

Слайд 2Эксперимент - это опытное воздействие отдельного фактора на интересующую исследователя

переменную, установление отклика для проверки каузальных гипотез (то есть гипотез

, устанавливающих причинно-следственную связь), или, говоря языком статистики, установление связи между зависимой и независимой переменными.

Эксперимент пришел в социологию из естественных наук.

Эксперимент - это опытное воздействие отдельного фактора на интересующую исследователя переменную, установление отклика для проверки каузальных гипотез

Слайд 3«Эксперимент - упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь изменяет некий

фактор, поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

Отличительная

особенность экспериментального метода - управление экспериментальным фактором (или «независимой переменной») и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «Зависимой переменной».

Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной».

Роберт Вудсворт, 1938

«Эксперимент - упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь изменяет некий фактор, поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты

Слайд 4Объект эксперимента
Индивид








Психологическое исследование
Малая группа









Социально -психологическое исследование
Социальная группа









Социологическое исследование

Объект экспериментаИндивидПсихологическое исследованиеМалая группаСоциально -психологическое исследованиеСоциальная группаСоциологическое исследование

Слайд 5Терминология
Зависимая переменная – реакция испытуемого (R)
Независимая переменная – стимул, силу

которого варьирует экспериментатор (S)
Дополнительные переменные – иррелевантные случайные стимулы, ведущие

к систематическим и случайным ошибкам
Иррелевантный – не существенный для данного эксперимента
Рандомизация – стратегия случайного распределения субъектов по различным режимам эксперимента и экспериментальным группам.

Цель эксперимента – установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменными, пытаясь при этом учесть систематические ошибки, возникающие вследствия воздействия иррелевантных стимулов

ТерминологияЗависимая переменная – реакция испытуемого (R)Независимая переменная – стимул, силу которого варьирует экспериментатор (S)Дополнительные переменные – иррелевантные

Слайд 6Факторы и виды зависимости
Виды зависимости

Причинной-следственные (каузальная)

Функциональные

Корреляционные

Виды факторов

Внутренние (связанные с психикой

испытуемых, например, дискомфорт, усталость и пр.)

Внешние (время суток, освещенность, присутствие

других лиц и пр.)
Факторы и виды зависимостиВиды зависимостиПричинной-следственные (каузальная)ФункциональныеКорреляционныеВиды факторовВнутренние (связанные с психикой испытуемых, например, дискомфорт, усталость и пр.)Внешние (время

Слайд 7Валидность
От англ. Valid – пригодный
Обоснованность выводов, получаемых в ходе исследования.

А также качество метода социального исследования, выражающееся в его соответствии

тому, для изучения чего он изначально был предназначен.

Для проведения качественного эксперимента необходимо оценить угрозы валидности и элиминировать их
ВалидностьОт англ. Valid – пригодныйОбоснованность выводов, получаемых в ходе исследования. А также качество метода социального исследования, выражающееся

Слайд 8Виды валидности

 Внешняя валидность (вид валидности, определяющий то, насколько результаты

конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных явлений /

объектов.)
 Операциональная валидность (частный случай внешней валидности, степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.)
 Конструктивная валидность (степень адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории, которая определяется правильностью употребления терминов той или иной теории.)
 Внутренняя валидность (достоверность относительно психики, реакций испытуемых)

Виды валидности Внешняя валидность (вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс

Слайд 9Угроза валидности 1
Надо доказать не только наличие ожидаемого эффекта в

результате воздействия, но и отсутствие того же эффекта в тех

случаях, когда воздействия не было
R O1 X O2
R O3 - O4
R – рандомизация (случайное распределение участников по группам)
О1, О2 – установки до и после воздействия
Х – воздействие
О3, О4 – установки контрольной группы, не подвергавшейся воздействию

Пример: влияние просмотра фильма на патриотические установки
Угроза валидности 1Надо доказать не только наличие ожидаемого эффекта в результате воздействия, но и отсутствие того же

Слайд 10Угроза валидности 2
Добровольцы
Исследователь может получить систематическую ошибку рандомизации, если в

одну группу отбирать только добровольцев, а во вторую отирать по

другим критериям.
Необходимо случайно распределять участников в экспериментальную и в контрольную группы.
Угроза валидности 2ДобровольцыИсследователь может получить систематическую ошибку рандомизации, если в одну группу отбирать только добровольцев, а во

Слайд 11Угроза валидности 3
Угроза валидности, связанная с внешними факторами
Время суток, погода,

время года и проч.
Фоновые факторы должны быть с равной

вероятностью распределены между участниками в экспериментальной и контрольной группах
Угроза валидности 3Угроза валидности, связанная с внешними факторамиВремя суток, погода, время года и проч. Фоновые факторы должны

Слайд 12Угроза валидности 4
Систематическая угроза валидности, когда фоновые факторы взаимодействуют с

независимой переменной. Например, изучается влияние6 тревожности человека на процесс принятия

решений. Если время эксперимента совпадает с сессией у студентов, и среди участников есть студенты, то уровень их тревожности будет высоким из-за сессии. В эксперименте воздействие тревожности в таком случае будет суммироваться, что исказит картину.
Угроза валидности 4Систематическая угроза валидности, когда фоновые факторы взаимодействуют с независимой переменной. Например, изучается влияние6 тревожности человека

Слайд 13Угроза валидности 5
Угрожать валидности эксперимента может предварительное тестирование.
R

X O1
R

O2
Предварительное тестирование вызывает реакцию участников на саму процедуру экспериментального тестирования (например, предварительный замер политических установок перед просмотром фильма)
Угроза валидности 5Угрожать валидности эксперимента может предварительное тестирование. R   X   O1R

Слайд 14Выборка для эксперимента
Критерий операциональной валидности: соответствие метода проверяемой гипотезе (бессмысленно

проверять влияние интеллекта бомжей на выборы депутатов Государственной думы)
Критерий внутренней

валидности: результаты, полученные в ходе эксперимента, должны распространяться на каждого члена группы
Критерий внешней валидности (репрезентативности): Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.


Выборка для экспериментаКритерий операциональной валидности: соответствие метода проверяемой гипотезе (бессмысленно проверять влияние интеллекта бомжей на выборы депутатов

Слайд 15Стратегии отбора экспериментальных групп
1) рандомизация;
2) попарный отбор;
3) рандомизация с выделением

страт (стратометрический отбор);
4) приближенное моделирование;
5) репрезентативное моделирование;
6) привлечение реальных групп.

Стратегии отбора экспериментальных групп1) рандомизация;2) попарный отбор;3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);4) приближенное моделирование;5) репрезентативное моделирование;6)

Слайд 16Этапы эксперимента
Первый этап
Постановка цели и задач

Построение плана эксперимента

Второй этап
Процесс активного

воздействия на мир, в результате которого образуется новое научное знание

Публикация

материалов эксперимента и описание методики для введения в научный оборот нового знания
Этапы экспериментаПервый этапПостановка цели и задачПостроение плана экспериментаВторой этапПроцесс активного воздействия на мир, в результате которого образуется

Слайд 17Типы экспериментов
По способу осуществления
Лабораторные
Реальные
Мысленные

По характеру ситуации
Лабораторные
Полевые
Контролируемые
Натурные (неконтролируемые)

По специфике используемых

факторов
Параллельные
Последовательные
По логической структуре
Однофакторные
Многофакторные
По предмету
Социологические
Педагогические
Психологические
Экономические и др.
По направленности
Проективные
Ретроспективные

Типы экспериментовПо способу осуществления ЛабораторныеРеальныеМысленныеПо характеру ситуацииЛабораторныеПолевыеКонтролируемыеНатурные (неконтролируемые)По специфике используемых факторовПараллельныеПоследовательныеПо логической структуреОднофакторныеМногофакторныеПо предметуСоциологическиеПедагогическиеПсихологическиеЭкономические и др.По направленностиПроективныеРетроспективные

Слайд 18Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент – это идеальный эксперимент, так как он

в полной мере соблюдает следующие критерии:
Максимальный контроль исследователя
Изоляция от посторонних

влияний.
Условия обоснованности (валидности) результатов в лабораторном эксперименте:
Надежное измерение зависимой переменной, которое может быть проверено другими исследователями
Экзогенные (внешние) переменные должны быть неизменны.
Лабораторный экспериментЛабораторный эксперимент – это идеальный эксперимент, так как он в полной мере соблюдает следующие критерии:Максимальный контроль

Слайд 19Пример лабораторного эксперимента по изучению эффективности лекарств
Экспериментальная группа






Дают лекарство, эффективность

которого изучается
Контрольная группа






Дают таблетки-пустышки, так называемые «плацебо»

Пример лабораторного эксперимента по изучению эффективности лекарствЭкспериментальная группаДают лекарство, эффективность которого изучаетсяКонтрольная группаДают таблетки-пустышки, так называемые «плацебо»

Слайд 20Полевой неконтролируемый эксперимент
Проводится в естественных условиях.
Цель: не столько проверка гипотез

о каузальной связи между переменными, сколько оценка эффективности методов воздействия.



Пример:
Всегда ли повышение заработной платы ведет к росту производительности труда? Эксперимент проводится в одном регионе, или на одном предприятии.
Как влияет отмена смертной казни на показатели преступности? Эксперимент может проводиться определенное время, и затем делаются выводы о влиянии экспериментальной переменной.
Полевой неконтролируемый экспериментПроводится в естественных условиях.Цель: не столько проверка гипотез о каузальной связи между переменными, сколько оценка

Слайд 21Контролируемый эксперимент
Лабораторные или реальные полевые эксперименты не всегда возможны, или

слишком рискованны. В таких случаях проводят эксперимент в условиях, имитирующих

реальность, но позволяющие полностью контролировать ситуацию.

Пример:
Обучение пилотов на тренажёрах, имитирующих полет самолёта.
Контролируемый экспериментЛабораторные или реальные полевые эксперименты не всегда возможны, или слишком рискованны. В таких случаях проводят эксперимент

Слайд 22Участники эксперимента
Параллельный эксперимент

Экспериментальная группа
Контрольная группа

Эксперимент проводится одновременно в обеих группах,

но на одну оказывает влияние независимая переменная, а на другую

нет.

Последовательный эксперимент

Эксперимент проводится сначала до воздействия независимого фактора, а затем после.


Исследователь Экспериментальная группа Контрольная группа

Участники экспериментаПараллельный экспериментЭкспериментальная группаКонтрольная группаЭксперимент проводится одновременно в обеих группах, но на одну оказывает влияние независимая переменная,

Слайд 23Проективный и ретроспективный эксперимент
Проективные эксперименты

Направлены в будущее
Ориентирован на воплощение в

ре­альность определенной картины будущего: исследователь путем введения в поток событий

экспериментального фактора, проектирует наступление опреде­ленных следствий.

Пример: Моделирование избирательной кампании

Ретроспективные эксперименты

Направлены в прошлое: совершая его, исследователь анализирует информацию о прошлых событи­ях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывавших уже со­вершившиеся или совершающиеся следствия.

Пример: Эксперимент Валинса

Проективный и ретроспективный экспериментПроективные экспериментыНаправлены в будущееОриентирован на воплощение в ре­альность определенной картины будущего: исследователь путем введения

Слайд 24Стэнфордский тюремный эксперимент
Эксперимент, который был проведен в 1971 г. В

Стэнфордском университете психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент был посвящен изучению реакции

человека на ограничение свободы, на тюремные условия жизни, и на влияние навязанной человеку социальной роли на его поведение.

Стэнфордский тюремный экспериментЭксперимент, который был проведен в 1971 г. В Стэнфордском университете психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент был

Слайд 25Стэнфордский тюремный эксперимент
Добровольцы играли роли охранников и заключенных. Жили они

в условной тюрьме, построенной в подвале факультета психологии. Охранники и

заключенные быстро приспособились к своим ролям, и стали возникать по-настоящему опасные ситуации.
В каждом третьем «охраннике» обнаружились садистские наклонности.
«Заключенные» были сильно травмированы данным экспериментом, и его пришлось остановить раньше запланированного времени.
Стэнфордский тюремный экспериментДобровольцы играли роли охранников и заключенных. Жили они в условной тюрьме, построенной в подвале факультета

Слайд 26Эксперимент Аша
Студенты приглашались для «проверки зрения». В действительности изучался конформизм,

а именно то, как на одного студента оказывалось влияние другими

участниками группы, которые давали неправильные ответы.







В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37 %, в то же время в контрольной группе один ошибочный ответ дал только один человек из тридцати пяти. 

Эксперимент АшаСтуденты приглашались для «проверки зрения». В действительности изучался конформизм, а именно то, как на одного студента

Слайд 27Эксперимент Валинса (1966)
Двум группам из мужчин-испытуемых показывали десять фотографий женщин

из
журнала «Плейбой». В начале эксперимента участники исследования экспериментальной группы были

подключены к устройству, которое якобы рисовало кривую их сердцебиения. Играющий в наушниках сердечный ритм не был их собственным. Руководитель эксперимента заранее определил, при демонстрации каких фотографий пульс будет учащаться либо замедляться. Таким образом симулировалось ощущение состояния спадающего или возрастающего возбуждения.
В конце эксперимента испытуемые должны были оценить  по шкале привлекательности отдельные фотографии.

Анализ результатов показал, что связь между изменением частоты сердцебиения и степенью привлекательности существует. Ощущаемое испытуемыми возбуждение (например, «мой пульс участился, значит эта девушка привлекательна») оказывало влияние на ранжирование.
Эксперимент Валинса (1966)Двум группам из мужчин-испытуемых показывали десять фотографий женщин изжурнала «Плейбой». В начале эксперимента участники исследования

Слайд 28Эксперимент Милгрэма
Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли

на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший

роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом. «Учитель» уходил в другую комнату и садился за стол перед прибором-генератором. Генератор представлял собой ящик, на лицевой панели которого были размещены 30 переключателей от 15до 450 В, с шагом в 15 В. Экспериментатор поясняет «учителю», что при нажатии на каждый из переключателей к ученику подводится соответствующее напряжение, при отпускании переключателя действие тока прекращается. »Учитель» зачитывал «ученику» список ассоциативных пар слов, которые «ученик» должен был запомнить. Затем «учитель» зачитывал первое слово из пары и четыре варианта ответа. «Ученик» должен был выбрать правильный вариант и нажать соответствующую кнопку. В случае ошибки «учитель» сообщал, что ответ неверен, нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока, и затем сообщал правильный ответ. Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение с шагом в 15 В вплоть до 450 В. При достижении 450 В экспериментатор требовал, чтобы «учитель» продолжал использовать последний выключатель (450 В). После трёхкратного использования последнего переключателя эксперимент прекращался. На самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары.
Эксперимент МилгрэмаУчастникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый

Слайд 29Результаты теста Милгрэма
26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали

увеличивать напряжение до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение

закончить эксперимент. Лишь пятеро испытуемых (12,5 %) остановились на напряжении в 300 В, когда от жертвы появились первые признаки недовольства (стук в стену) и ответы перестали поступать. Ещё четверо (10 %) остановились на напряжении 315 В, когда жертва второй раз стучала в стену, не давая ответа. Двое (5 %) отказались продолжать на уровне 330 В, когда от жертвы перестали поступать как ответы, так и стуки. По одному человеку — на трёх следующих уровнях (345, 360 и 375 В). Оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.
«Что может заставить нас поступать таким образом?». Милгрэм уверен: в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику».
Результаты теста Милгрэма26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение до тех пор, пока исследователь

Слайд 30Эксперимент и наблюдение
Эксперимент в социологическом исследовании органически связан с наблюдением.

Но если наблюдение ис­пользуется в первую очередь для формулирования гипотез,

то со­циальный эксперимент ориентирован на проверку сформулиро­ванных гипотез. Эксперимент позволяет установить причинно-следственные зависимости внутри изучаемых социальных объек­тов и в их связях с другими объектами.


577

Эксперимент и наблюдениеЭксперимент в социологическом исследовании органически связан с наблюдением. Но если наблюдение ис­пользуется в первую очередь

Слайд 31Значимость эксперимента
позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах,



дает воз­можность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы,

позволяет получать практически

зна­чимые результаты, которые можно реализовать для оптимизации функционирования изучаемого объекта,

дает исследователям возможность изучить не только явные, но и латентные функции изучаемого объекта,

открывает для исследователей пространство для форму­лирования и обоснования новых теоретических концепций.
Значимость эксперимента   позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах, дает воз­можность подтвердить или опровергнуть

Слайд 32Литература 1. Бабосов Е.М. Общая социология. Минск, 2004. С. 560-577. 2. Девятко

И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. С. 57-75. 3. Гречихин В.Г.

Эксперимент в социологическом исследовании // Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
Литература  1. Бабосов Е.М. Общая социология. Минск, 2004. С. 560-577.  2. Девятко И.Ф. Методы социологического

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика