Слайд 2
ОЩУЩЕНИЕ
Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга
отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, а также внутренних состояний
человека, которые воздействуют в данный момент на соответствующие органы чувствительности.
Слайд 4Строение анализатора
рецепторы, или органы чувствительности, преобразующие энергию внешнего воздействия в
нервные сигналы;
проводящие нервные пути, по которым эти сигналы передаются
в мозг и обратно к рецепторам;
корковые проекционные зоны головного мозга.
Слайд 7Основные закономерности ощущений
Чувствительность – способность человека иметь ощущения.
Временной порог
– минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.
Латентный
период – время между началом действия раздражителя и появлением ощущения.
Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя.
Слайд 8Пороги чувствительности
абсолютный порог
нижним абсолютным порогом ощущения – наименьшая сила раздражителя,
при которой возникает едва заметное ощущение;
верхний абсолютный порогом ощущения –
наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида;
диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений;
дифференциальный порог– наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.
Слайд 9Психофизиологические закономерности
Адаптация – изменение чувствительности анализатора в результате его
приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя.
Взаимодействие ощущений – изменение
чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств:
сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя.
синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
Слайд 10Контраст - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием
предшествующего или сопутствующего раздражителя
Слайд 11ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие ― это целостное отражение предметов и явлений объективного мира
при их непосредственном воздействии на наши органы чувствительности.
Слайд 12Общие закономерности восприятия
Целостность ― внутренняя органическая взаимосвязь частей и
целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а)
объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от составляющих его элементов.
Константность ― относительное постоянство восприятия образа.
Предметность ― восприятие объектов как обособленных в пространстве и времени отдельных физических тел.
Структурность восприятия ― узнавание различных объектов благодаря устойчивой структуре их признаков.
Осмысленность восприятия ― понимание связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмысленность восприятия проявляется в узнавании.
Категориальность ― обозначение и отнесение объектов, предметов и явлений окружающего мира к определенным категориям (к животным, растениям, предметам мебели, событиям общественной жизни и т. п.).
Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Слайд 13Виды восприятия
Критерии классификации восприятия:
ведущий анализатор в восприятии (зрительные, слуховые, осязательные,
кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия);
цель восприятия (преднамеренное и непреднамеренное восприятие);
степень
организации (организованное и неорганизованное восприятие) ;
направленность восприятия (внешненаправленное –восприятия предметов и явлений внешнего мира и внутренненаправленное – восприятие собственных мыслей и чувств);
форма отражения (восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира;восприятие человека человеком; восприятие времени; восприятие движений).
Слайд 14ВНИМАНИЕ
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или
определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Слайд 15Свойства внимания
Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном
объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального.
Устойчивость
внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
Распределение внимания – это возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности.
Переключаемость внимания – это способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые виды деятельности, соответствующие изменившимся условиям.
Слайд 16Виды внимания
В зависимости от активности личности:
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает
без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной
цели, без усилий воли.
Интенсивность раздражителя.
Новизна, необычность объектов.
Резкая смена, а также динамичность объектов.
Произвольное (преднамеренное) внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.
Целенаправленность.
Организованность.
Повышенная устойчивость.
Послепроизвольное внимание – внимание, наступающее после произвольного через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате чего сосредоточенность сохраняется в течение длительного времени без напряжения и волевых усилий.
Слайд 17Виды внимания
По характеру направленности:
Внешне направленное (перцептивное) внимание направлено
на окружающие объекты и явления.
Внутреннее направленное – внимание направлено
на собственные мысли и переживания.
Слайд 18Виды внимания
По происхождению:
Природное внимание – это врожденная способность
человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние
стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.
Слайд 19Виды внимания
По механизму регуляции:
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме
того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным
интересам и потребностями человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов.
Слайд 20Виды внимания
По своей направленности на объект:
сенсорное (направлено на
восприятие),
интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),
моторное (направлено на движение).
Слайд 21Виды внимания
По динамике интенсивности:
Статическим называется такое внимание, высокая интенсивность
которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на
протяжении всего времени ее выполнения.
Динамическое внимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.
Слайд 22ПАМЯТЬ
Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания,
сохранения и воспроизведения.
Слайд 23Свойства памяти
Объем – способность одновременно сохранять определенное количество
информации. Средний объем кратковременной памяти − 7 + 2 различных
элементов (единиц) информации.
Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.
Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.
Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.
Готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.
Слайд 24
Классификации видов памяти
По характеру участия воли:
непроизвольная память;
произвольная память.
По характеру психической
активности:
двигательная память;
эмоциональная (аффективная) память;
образная память (зрительная , слуховая осязательная, обонятельная,
вкусовая,
эйдетическая память);
вербально-логическая память.
По продолжительности сохранения информации:
сенсорная память,
кратковременная память;
оперативная память;
долговременная память.
По типу запоминаемой информации.
эпизодическая память;
семантическая память;
память на общую информацию.
По осознаваемости воспроизведения информации.
эксплицитная память;
имплицитная память.
Слайд 25Процессы памяти
Запоминание – процесс, направленный на усвоение и сохранение
информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают непроизвольное и
произвольное запоминание.
Сохранение – это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение – это один из самых активных и творческих процессов, он заключается в восстановлении информации, извлечении ее из памяти.
Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.
Слайд 26МЫШЛЕНИЕ
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в
ее существенных связях и отношениях.
Слайд 27Мыслительные операции
Анализ – мысленное расчленение, разложение предмета или явления на
составные части. Идеальный анализ в отличие от практического позволяет разделить
неделимые свойства и явления (сущность от явления, причину от следствия и т. д.), не разрушая и не нарушая эти процессы. Анализ неразрывно связан с синтезом.
Синтез – это мысленное объединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое. Анализ и синтез являются основой для сравнения.
Сравнение – сопоставление предметов и явлений с точки зрения их качественной близости или удаленности. В процессе сравнения выделяются свойства, качества, элементы, которые одинаковы у разных предметов и явлений. Сравнивая различные предметы, явления, устанавливаются сходство, различие, тождество, подобие и т. д., что является основой для классификации.
Классификация – это объединение предметов и явлений в группы на основе какого-то признака или группы признаков. Признак (сходства, различия и т. д.) является основой классификации.
Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны. Абстрагируясь, выделятся общие признаки для разных предметов, на основе которых следует обобщение.
Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков. Одной из форм мысленного обобщения являются понятия.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения понятия выводятся суждения о принадлежности единичного явления к какому-то их классу.
Слайд 28Мыслительный процесс
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и
отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов,
входящих в него. Любое понятие относится к группе сходных предметов. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и общие.
Суждение – отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные.
Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают трех видов:
индуктивные (предполагают вывод частного суждения из общего),
дедуктивные (вывод общего суждения из частных),
по аналогии (основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести и по другим признакам).
Слайд 29Виды мышления
Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию
действительности.
Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с
помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности.
Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации.
Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.
Словесно-логическое мышление.
Абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.
Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения,
Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью.
Логическое мышление.
Интуитивное мышление.
Слайд 30ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Представление – это создание, конструирование конкретных образов предметов и явлений,
которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые мы
когда-либо воспринимали.
Основными функциями представлений являются:
сигнальная,
регулирующая,
настроечная.
Слайд 31Виды представлений
По видам анализаторов:
зрительные (образ человека, предмета, пейзаж),
слуховые (представления
музыкальной мелодии),
обонятельные (представления запаха цветов, травы, леса),
осязательные (представления предмета, к
которому прикасался ранее),
двигательные (например, представления движений своего тела и конечностей при прыжке) и др.
По степени обобщенности:
единичные представления – основаны на восприятии одного, конкретного предмета (ель, береза),
общие – это представления, обобщенно отражающие множества сходных предметов (дерево, березовая роща и т. д.).
По степени проявления волевых усилий:
Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.
Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли и памяти человека.
По продолжительности:
Оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности.
Кратковременные представления – это представления весьма непродолжительные по времени.
Долговременные представления – представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.
Слайд 32ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе
ранее воспринятых.
Слайд 33Виды воображения
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по
собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
творческое
воссоздающее.
Пассивное
воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
преднамеренное,
непреднамеренное.
Слайд 34Формы проявления воображения
мечты,
грезы,
галлюцинации,
сновидения.
Слайд 35Приемы и способы процесса воображения
Агглютинация – "склеивание", комбинация, слияние
отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
Акцентирование
или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.
Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.
Слайд 36Функции воображения
Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими.
Регулирование
эмоциональных состояний.
Формирование внутреннего плана действий.
Планирование и программирование деятельности.
Управление психофизиологическим
состоянием организма.
Слайд 37РЕЧЬ
Речь – это сложившаяся исторически форма общения человека с
другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.
Язык
– это система знаков, способ передачи социального опыта. Язык существует и реализуется через речь.
Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.
Слайд 38Функции речи
1. Семантическая (обозначающая, отражающая) функция – обозначает возможность использования
речи для сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств
для сообщения их другому.
2. Коммуникативная функция – обозначает возможность процесса общения между людьми, где речь выступает в качестве инструмента общения.
3. Эмоциональная (экспрессивная, выразительная) функция – способность языка передавать внутренние состояния, желания, эмоции и т. д.
4. Функция воздействия (регуляторная функция).
Слайд 39Виды речи
Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств,
воспринимаемых на слух.
Письменная речь – вербальное общение при помощи
письменных текстов.
Внутренняя речь – это использование языка вне процесса реальной коммуникации.
Внутренняя речь – использование языка вне процесса реальной коммуникации.
Жестовая речь – это способ межличностного общения людей при помощи системы жестов.