Слайд 14.9. СМИ в политической системе
Слайд 2
Средства массовой информации - организационно-технические комплексы быстрой передачи и массового
тиражирования информации (словесной, звуковой, визуальной), охватывающие большую аудиторию и публично
действующие на постоянной основе по принципу широковещательного канала
(Котова, Лискова - триактив за 11 класс)
Слайд 3Отличительные признаки:
Публичность
Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических
средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете)
Неограниченный круг
потребителей
Движение основного информационного потока в одну сторону - от СМИ к потребителю
Непостоянный состав аудитории
Слайд 4С появлением СМИ в политике произошла настоящая революция
Слайд 5Революция в политике
Прямое общение политических лидеров с населением делает ненужным
участие в этом процессе партий, которые начинают терять своё значение
в политической системе
Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения
Возможно всепроникающее воздействие власти на все сферы общественной жизни (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием
Слайд 6Функции СМИ:
информационная - удовлетворение потребности населения в информировании о событиях
через газеты, радио, телевидение
формирование общественного мнения - сопровождение рассказа о
событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определенных политических ценностей, идеологии и т.д.
образование + социализация граждан - предоставление населению таких сведений, которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
Слайд 7Функции СМИ:
осуществление общественного контроля за действиями власти - информируют население
о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней. Власть, благодаря этому,
стремится обеспечить себе положительную оценку.
выражение общественных интересов - выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоев населения, их потребностей и оценок, что дает власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
объединение граждан - мобилизация граждан на единые действия
Слайд 8Роль СМИ:
именно СМИ определяют, какую информацию следовать предоставлять населению, какие
темы обсуждать, а какие замалчивать
темы, неприятные для власти могут игнорироваться
в СМИ или же подаваться фрагментировано, в искаженном виде, в следствие чего у населения не может сформироваться адекватного мнения
эффективное средство манипулирования общественным мнением со стороны СМИ
создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности иллюзорных идей о ценностях, ситуациях в стране, мире, которые воспринимаются людьми на вере, без критического осмысления
Слайд 10Выбрать верные суждения о СМИ
СМИ всегда дают зеркальное отражение действительности
Сила
СМИ состоит в их возможностях прямой связи с общественностью
СМИ являются
одним из основных инструментов политического процесса
СМИ, взятые сами по себе, всегда выступают инициаторами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп
СМИ играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного мнения
Тематический сборник Баранова и Шевченко
Слайд 12Назовите любые три функции СМИ и проиллюстрируйте каждую из них
примером
ФИПИ
Слайд 13информационная - телевизионная программа “Время” ежедневно информирует население России о
важнейших событиях, произошедших в стране и мире
функция формирования общественного мнения
- в некоторых телевизионных программах события сопровождаются оценочными суждениями и комментариями, что влияет на мнение зрителей
функция выражения общественных интересов - в телевизионной программе “Живу в Ижевске” рассматриваются проблемы, актуальные для горожан, проводятся опросы, что позволяет узнать реальные настроения населения
Слайд 14
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу
тему «СМИ в политической системе». План должен содержать не менее
трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ФИПИ
Слайд 151. Понятие СМИ.
2. Функции СМИ в политической жизни общества:
а) выбор
и комментирование информации;
б) политическая социализация;
в) формирование общественного мнения и т.д.
3.
Роль СМИ в предвыборных кампаниях:
а) предвыборная агитация;
б) информирование о политических программах партий и кандидатов;
в) психологическое воздействие на избирателя.
4. Виды СМИ:
а) электронные (телевидение и радиовещание);
б) печатные;
в) Интернет СМИ.
5. Принципы отбора информации СМИ.
Слайд 16“ Пресса - руководительница общественного мнения”
(Ги де Мопассан)
Слайд 17Примеры:
история - Франклин Рузвельт и его выступления по радио
сегодня (СМИ)
- российские СМИ, активно поднимающие вопрос о том, что в
выборы президента Дональда Трампа вмешалась РФ
Ежедневный пророк из Гарри Поттера