Слайд 18 класс
Выполнил: учитель технологии
МБОУ «СОШ №40» Терехов С.А.
Профессиональное образование
Слайд 3Вопрос: Представители каких профессий изображены на слайде?
Значит о чем пойдет
речь на нашем занятии?
Действительно, сегодня мы с вами на
занятии познакомимся с системой профессионального образования РФ.
Слайд 4Тема занятия: «Профессиональное образование»
Слайд 5Цель занятия:
Формирование первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и
о возможностях получения профессионального образования различных уровней.
Слайд 6 Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом
многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас
нужно…
… задуматься о будущем
… выбрать работу по душе
… найти свое место в жизни
Слайд 7Система профессиональной подготовки кадров в России
Слайд 8ВИДЫ ПРОФИЛЕЙ
Физико-математический профиль
Вступительные экзамены: физика, информатика, геометрия.
Профильные предметы: математика, информатика
и ИКТ, физика.
Слайд 9Естественнонаучный профиль
Вступительные экзамены:
а) биология, география;
б) физика, химия.
Профильные предметы:
химия, биология, география, физика.
Слайд 10Социально-экономический профиль
Вступительные экзамены: обществоведение, география.
Профильные предметы: экономика, право, философия, социология,
политология, география.
Слайд 11Гуманитарный профиль
Вступительные экзамены: история, литература.
Профильные предметы: русский язык, литература, иностранный
язык, история, философия, искусство.
Слайд 12Информационно-технологический профиль
Вступительные экзамены: информатика, физика.
Профильные предметы: математика, информатика и ИКТ,
физика.
Слайд 13Художественный профиль
Вступительные экзамены: литература, история.
Профильные предметы: русский язык, литература, иностранный
язык, история, философия, искусство.
При поступлении в профессиональные учебные заведения (технику, институты и др.)
следует обязательно убедиться в наличии лицензии, выданной учебному заведению органами лицензирования на определенную профессиональную деятельность.
Слайд 16?
Что надо
учитывать при выборе профессии?
Слайд 17При выборе профессии
необходимо учитывать факторы:
"Хочу"
"Могу"
"Надо"
Слайд 18Фактор ХОЧУ:
желания личности;
интересы;
склонности.
Слайд 19Фактор МОГУ:
познание себя;
возможности личности;
способности;
уровень знаний;
психологические особенности личности;
состояние здоровья.
Слайд 20Фактор НАДО:
знание профессиональной сферы;
определение необходимых путей и средств достижения цели;
потребности
рынка труда в кадрах.
Слайд 21Результат:
Рациональное соотношение образов
«хочу»
- «могу» - «надо»
и есть формула выбора
профессии.
Зона
оптимального
выбора
Слайд 22Алгоритм выбора профессии
Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси
взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете
и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну
Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.
Слайд 23Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без
которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, нам необходимо
научиться различать понятия «профессия», «специальность», «должность».
Слайд 24Профессия
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний
и опыта и являющийся обычно источником существования.
Слайд 25Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в
зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
Слайд 26Специальность
Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил
человека в рамках той или иной профессии.
Слайд 28Ориентироваться в мире профессий позволяет их классификация
Классификация профессий – это
объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
Слайд 29Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики
Промышленность
Строительство
Сельское хозяйство
Лесное хозяйство
Транспорт
Связь,
доставка и сбыт
Здравоохранение
Наука, образование, искусство, культура
Юриспруденция
Торговля
ЖКХ
Органы управления
Система массовых коммуникаций
Слайд 30Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов.
Основными признаками
этой классификации являются:
предмет труда (когда человек работает, его внимание
направлено не на отрасль, а на предмет);
цель труда (с предметом надо что-то сделать);
орудия труда (в любом труде есть орудия);
условия труда (человеку важно в каких условиях протекает его работа).
Слайд 31В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять
типов
Человек-природа
Человек-человек
Человек-техника
Человек-знаковая система
Человек-художественный образ
Слайд 32В зависимости от цели труда профессии разделяются на классы:
1. гностические
цель – распознать, различить, оценить, проверить(контролер, следователь, врач, сборщик часов,
эксперт,и др.)
2. преобразующие цель – обработать, упорядочить, организовать, собрать (слесарь, портной, водитель, преподаватель, паркетчик);
3. изыскательские цель – изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (модельер, программист, писатель, ученый, художник, конструктор и др.)
Слайд 33Классы профессий подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда
Ручного
труда
Машинно-ручного труда
Автоматизированные и автоматические системы, аппараты
использование функциональных средств организма)
столяр,
хирург монтажник, ювелир, музыкант
токарь, водитель, машинист, оператор
Сталевар, печатник, программист, оператор
преподаватель, актер, дирижер, режиссер
Слайд 34Специалисты разных профессий работают в различных условиях. По условиям труда
можно выделить четыре группы профессий.
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
(секретарь, бухгалтер, экономист, сборщик часов и др.);
Труд с пребыванием на открытом воздухе (агроном, пастух, геолог, лесник и др.);
Труд в необычных условиях (летчик, водолаз, артист цирка, каскадер, шахтер и др.);
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей (врач, писатель, юрист, адвокат, учитель и др.)
Слайд 35Домашнее задание
Составить профессиограмму интересующей вас профессии.