Слайд 2 О поэтах, как о реках, надо судить, когда они
в своих берегах. Иная речка весной так разольётся, что кажется
необозримо широкой, непостижимо глубокой, а спадёт полая вода – и нет могучей реки.
Иное – Сергей Есенин.
Слайд 3Он родился 21 сентября (3 октября) 1895 в деревне Константиново
Рязанской губернии.
Начал писать стихи с 9 лет.
«Мы не знаем,
как рождаются великие поэты – тайна сия велика есть, - но почему они рождаются, мы знаем…»
Детство и юность
Слайд 5Айседора Дункан
Революция
Детство и юность
Стихи последних
лет
Имажинизм
Литературный дебют
и успех
Трагический
финал
"Москва
кабацкая"
"Радуница"
Есенин
Слайд 6Среди первых впечатлений Есенина — духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами,
и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909),
он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты»
Слайд 7Константиново
Пахнет рыхлыми
драченами
;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы
лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки
попелиц
,
А на лавке за солонкою
–
Шелуха сырых яиц.
Слайд 8С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В.
Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников
в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912 году.
Их совместные выступления с Н.А.Клюевым со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
Литературный дебют и успех
Слайд 9 И выйдет девушка к тебе,
Водой окатит из колодца,
Чтобы в суровом
октябре
Ты мог с метелями бороться.
Поэт обладал каким-то
чувственно-телесным зрением. В его стихах мир всегда объёмен, а человек космичен. Звёзды, Луна, Солнце, Млечный Путь в его стихах стали деталями человеческого быта. И это не формальный поэтический приём, как утверждали некоторые критики, а мироощущение, вынесенное из школы природы. Да, в творчестве Есенина много чувства, но сколько и ума!..
Слайд 10
Не в смутном угаре были сочинены
пророческие строки, которым ещё будут изумляться наши далёкие потомки:
Века всё
смелют,
Дни пройдут,
Людская речь
В один язык сольётся.
Историк, сочиняя труд,
Над нашей рознью улыбнётся.
Сергею Есенину никто не выдавал охранных грамот. Главным и постоянным хранителем его поэтических ценностей был народ. Не в метафорическом смысле, как мы привыкли говорить, а в буквальном.
Слайд 11
***Первый сборник стихов Есенина — «Радуница» (1916) — восторженно приветствуется
критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и
природный вкус автора.***
…Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1914
«Радуница»
Слайд 12Революция
В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С
воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица»,
«Инония», «Небесный барабанщик» и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни.
В 1917 году Есенин призван в армию, где до Февральской революции служит санитаром в военном поезде.
Слайд 13Эпоха трёх русских революций дала нам трёх богатырей: Александра Блока,
Владимира Маяковского и Сергея Есенина, на долю которого выпала крестьянская
застава.
Слайд 14Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом,
В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются
в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» — литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве.
Имажинизм
Слайд 15 Поэт переписывался с другом детства Гришей Панфиловым. Читая эту переписку,
чувствуешь, что были у них свои Воробьёвы горы, на которых
они, подобно Герцену и Огареву, дали клятву служения истине и свободе. Кроме того, в этих письмах обнаруживаешь нравственный кодекс совсем юного Есенина, который было бы неплохо принять и сегодня каждому начинающему поэту. Вот главные устои этого своеобразного кодекса:
«В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение».
«Гений для меня – человек слова и дела…»
«Живи так, как будто сейчас же должен умереть, ибо это есть лучшее стремление к истине».
«Зачем завидовать тому, кто обладает талантом, - я есть ты, и мне доступно всё, что доступно тебе».
«Не избегай сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь о нём иметь представления».
Слайд 16Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами
плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не
плачется - на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
- Есенин и природа не отделимы друг от друга.
Слайд 17«Москва кабацкая»
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы
«развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет
брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).
Слайд 19Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой
Дункан, которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по
Европе, сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов).
Слайд 22Стихи последних лет
В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки:
стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим
понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и др.
Слайд 26Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась
дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в
жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
(1923)
Слайд 32Уход из жизни
Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных
разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит
в Ленинград, семь раз — в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен...»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой.
Слайд 34 Всё, всё: и любовь к деревне, и любовь к природе,
и любовь к женщине, и любовь к самой поэзии –
всё слилось в его душе, в его творчестве в одну огромную любовь, которая обостряла его чувства, поднимала его над сутолокой литературных школ и школок, формировала его как поэта и человека.
Он любил Родину не слепо, ибо хорошо знал её, обворованную, измотанную борьбой, начавшую свою индустриализацию с зажигалок. Но он гордился тем, что она дала миру Ленина, открыла дерзкий путь к новому. Огромная любовь к Родине дала Сергею Есенину право сказать:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Слайд 35 Исследователь А.А. Козловский пишет: Ранние стихи Есенина полны звуков,
запахов красок . . . Звенит девичий смех, раздается «белый
перезвон» берез, звенят удела, «со звоном плачут глухари», заливаются бубенцы.
Другой исследователь замечает, что в ранних стихах Есенина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитый мир, родина, данная человеку для жизни». Все здесь мило поэту.
Итак, ранняя лирика поэта – это своего рода «драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте».
Слайд 36Его ранняя лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют
в ней по-своему осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной,
освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога:
Земля моя золотая! Осенний светлый храм!
Христианство в ранней лирике Есенина носит народный характер. Традиции идут скорее не от Библии, и не от книжной культуры Православия, а от православия народного.
Чисто формально используются мотивы и образы, характерные для полуапокрифического жанра “духовных стихов”, да и для народного фольклора вообще.
Слайд 37Народное православие с самых древних времен причудливо переплелось с язычеством.
В каждом нищем-бродяге может жить сам Христос, и его можно
пожалеть, как брата:
И может быть пройду я мимо
И не замечу в тайный час.
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.
Вся природа, как и характерно для языческого сознания, предстает одушевленной, мистически преобразованной, антропоморфной. О язычестве раннего Есенина говорит и название его первой книги “Радуница”. Радуница — это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом богини-матери, земли, творящей силы природы. Спас также предстает чуть ли не языческим божеством.
Слайд 39Лирический герой ранней лирики Есенина — откровенный язычник:
Счастлив, кто в
радости убогой.
Живя без друга и врага.
Пройдет проселочной дорогой,
Молясь на копны и стога.
И природа, на которую он молится, одушевляется, наделяется качествами, свойственными только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет личные качества. Стихи Есенина — это заклинание природы, они переполнены прямыми обращениями:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка.
Что загляделась в пруд?
Слайд 41Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная, стройная
картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего до
него в литературе еще не говорили.
Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством. Он использует песенно-частушечные размеры:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха,
и это придает его лирике особенную музыкальность.
Ранняя лирика Есенина в художественной форме выражает мироощущение простого русского крестьянина, но не исчерпывается им. а повествует об общечеловеческих ценностях — любви к родной природе, родной стране, к близким людям.