Разделы презентаций


CОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРА

- 2 – Методология анализа социальной конструкции гендераСторонники теории социальной конструкции гендера (СКГ) опровергают тезис о том, что социальное определяется биологическим.СКГ - социологическая теория, направленная против феминизма (изучение механизмов формирования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция 4 . CОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРА
ПЛАН

Методология анализа социальной конструкции

гендера
Теоретические источники, ресурсы создания гендера и сферы конструирования гендерных отношений


Лекция 4 . CОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ГЕНДЕРАПЛАНМетодология анализа социальной конструкции гендераТеоретические источники, ресурсы создания гендера и сферы

Слайд 2- 2 –
Методология анализа социальной конструкции гендера
Сторонники теории социальной

конструкции гендера (СКГ) опровергают тезис о том, что социальное определяется

биологическим.
СКГ - социологическая теория, направленная против феминизма (изучение механизмов формирования социального статуса как женщин, так и мужчин) и биологического детерминизма.
Е.Здравомыслова и А.Тёмкина определяют гендер как социальный статус, обусловливающий индивидуальные возможности выбора и построения жизненного сценария.
Социальные статусы реализуются в рамках культурного пространства определенного сообщества. Это означает, что гендеру как статусу соответствует гендерная культура.
Поэтому можно сказать, что для гендерных исследований (ГИ) методологически значимыми являются 2 концепции:
1.1. теория социальной конструкции гендера и
1.2. теория гендерной системы.
Первая сфокусирована на динамические измерения гендерной культуры, т.е., на процесс ее создания и воспроизводства в процессе социализации - в диахронном аспекте. Вторая представлена анализом гендерных измерений социальной структуры общества – в синхронном срезе.
- 2 –  Методология анализа социальной конструкции гендераСторонники теории социальной конструкции гендера (СКГ) опровергают тезис о

Слайд 3- 3 -
Общим основанием для всех направлений и подходов в

ГИ является представление о гендере как социальном конструкте. В его

основе лежат 3 группы характеристик:
биологический пол;
полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе;
гендерный дисплей – многообразие проявлений мужественности и женственности, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского поведения и взаимодействия.
Гендер не исчерпывается понятием «роль», или «совокупность ролей», предписываемых обществом по признаку пола. Именно поэтому И. Гоффм ан ввел понятие «гендерный дисплей», т.е. множество культурных составляющих пола.
Суть гендерного дисплея представлена множеством явных и размытых культурных кодов разных полов, проявляющихся в социальном взаимодействии. В них есть элементы устойчивости и изменчивости. Поэтому представления о мужественности и женственности могут быть различны у представителей различных слоев, этно-культурных групп и разных поколений.

- 3 -Общим основанием для всех направлений и подходов в ГИ является представление о гендере как социальном

Слайд 4- 4 -
Каждый индивид реально располагает набором возможных социальных ролей,

на основании которого, в соответствии со своими склонностями и приоритетами,

выстраивает собственную модель гендерного типажа на личностном уровне предпочтений.
Основное положение теории социальной конструкции реальности, и СКГ как ее варианта, представлено утверждением о том, что индивид усваивает культурные образцы=паттерны на протяжении всей жизни в процессе первичной и вторичной социализации.
Для ГС оказывается значим и процесс ресоциализации (термин Э.Гидденса), означающий разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения в новых неосвоенных ситуациях. Здесь результатом становится процесс усвоения или выработки новых норм.
В процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества – это диахронное измерение социологического анализа. Синхронный аспект гендерной культуры описывается в терминологии гендерной системы.
Понятие «гендерная система» неоднозначно. Существует несколько вариантов ее определения:
- 4 -Каждый индивид реально располагает набором возможных социальных ролей, на основании которого, в соответствии со своими

Слайд 5- 5 -
совокупность отношений между полами;
институты, поведение и

социальное взаимодействие, предписываемые в соответствии с полом;
совокупность гендерных контрактов,

предполагающих обязательность выполнения определенных ролей и функций.
В патриархатной гендерной системе (с мужским доминированием) основными гендерными контрактами будут: контракт кормильца, главы семьи – для мужчины; и контракт жены, матери, домохозяйки – для женщины.
Эти базовые контракты в период индустриального и пост-индустриального общества для среднего (образованного) класса заменяются контрактом равного статуса, поскольку изменяются ценностная, культурная и собственно гендерная системы. Суть этого контракта – в выравнивании положения, прав и возможностей мужчины и женщины в публичной и приватной сферах.
Для теории СКГ методологически значимым является и понятие «деконструкция». Деконструкция гендерных отношений проясняет причины их возникновения и детерминанты актуального состояния.
- 5 - совокупность отношений между полами; институты, поведение и социальное взаимодействие, предписываемые в соответствии с полом;

Слайд 6- 6 -
С современных позиций считается, что комплексный анализ гендерных

отношений должен основываться на следующем алгоритме:
изучение сконструированного гендера =

актуальный срез;
деконструкция гендерных отношений - выявление сущностных оснований = диахронный срез;
реконстркуция гендера – анализ направленности возможных изменений = проективный срез.
2. Теоретические источники, ресурсы создания гендера
и сферы конструирования гендерных отношений
Теории социального конструирования гендера и гендерной системы являются социологическими и формируются в рамках пост-классического дискурса. Базовыми основаниями для них стали 3 теории:
теория социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана;
теория драматургического интеракционизма И.Гоффмана;
этнометодология Г.Гарфинкеля.
2.1. Теория социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана (ТСКР)
Питер Бергер известен как автор социологии интерпретации. Ее суть – в обосновании согласования человеческой автономии и принудительной силы социальной структуры. С позиций этого подхода, в конце 80-х гг. ХХ столетия и была разработана совместная теория Бергера-Лукмана.
- 6 -С современных позиций считается, что комплексный анализ гендерных отношений должен основываться на следующем алгоритме: изучение

Слайд 7- 7 -
Основополагающий тезис разрабатываемой теории состоит в том, что

социальная реальность является одновременно субъективной и объективной. Объективность определяется ее

независимостью от индивида. Субъективность же состоит в том, что она постоянно создается также каждым конкретным индивидом. Особенностью теории стало то, что в фокусе оказались мир повседневности, изучение обыденных навыков и практик.
Одним из срезов обыденного стало взаимодействие «мужского» и «женского». Гендер начал рассматриваться как системная характеристика социальной реальности, постоянно создаваемая во взаимодействии и воспроизводимая в различных сферах.
2.2. Теория драматургического интеракционизма И.Гоффмана (ТДИ)
И.Гоффман – один из авторов нового направления – социологии повседневности, представленной анализом случайных и мимолетных социальных контактов. Задача направления – разработать механизмы преодоления распада общения. Основной метод – инсценировка различных видов социального взаимодействия , по аналогии с драмой. Здесь субъект – результат и источник социального взаимодействия. Т.е., каждый субъект – и мужчина, и женщина – не только усваивают и воспроизводят, но и создают гендерные правила и отношения.
- 7 -Основополагающий тезис разрабатываемой теории состоит в том, что социальная реальность является одновременно субъективной и объективной.

Слайд 8- 8 -
По существу, идея создания гендера предполагает возможность изменения

социальной структуры. В предельном случае эти изменения фиксируются в несоответствии

приписанного статуса, т.е. биологического пола и достигаемого статуса – гендера, конструируемого социальными, культурными и психологическими средствами.
С этих позиций, считается: что гендерный статус достигается к 5 годам; что гомосексуалисты и транссексуалы также являются субъектами социальных групп и общества в целом, следовательно, их нужно изучать социологически – не как патологию, а как варианты нормы.
В результате был сформулирован вывод о том, не только роли, но и принадлежность по полу приписывается индивидам в процессе взаимодействия.
2.3. Этнометодология Г.Гарфинкеля
Г.Гарфинкель, ученик Т.Парсонса занимался социологическим анализом методов, используемых людьми для описания и осмысливания своей деятельности. Именно этнометодологией были инициированы исследования по деконструкции пола.
К созданию новой теории и нового направления его подтолкнул случай с Агнес, а именно – изучение явления транссексуальности.
Этот пример, ставший нарицательным и хрестоматийным, показывает, как гендер создается через взаимодействие, и как он его же структурирует.
- 8 -По существу, идея создания гендера предполагает возможность изменения социальной структуры. В предельном случае эти изменения

Слайд 9- 9 -
События происходили в США в 60-е гг. Агнес

с рождения считалась мальчиком и воспитывалась как мальчик. В 17

лет она идентифицирует себя с женщиной и производит операцию по изменению половых органов. Решения и действия были настолько нетрадиционными и отвергаемыми обществом, что ей пришлось переехать в другую местность.
После хирургической операции у нее появился сексуальный партнер мужского пола. Ее биологический пол был изменен, но перед ней встала задача – как стать женщиной? Т.е., как вести себя, как женщина? Как учиться тому, чтобы ее воспринимали как женщину?
В этой ситуации Агнес пришлось сознательно изобретать то, что большинство обычных женщин делает, не задумываясь. А значит, ей предстояло выяснить, как действовать в контексте социально-структурированных отношений в соответствии с закрепившимися представлениями о женственности.
По существу, ей пришлось проанализировать и осмыслить, как создается гендер, и действовать в соответствии с этим аналитическим сценарием. Гарфинкель говорит о том, что создание собственного гендера стало повседневной работой Агнес. Поэтому он называет ее истинным социологом и методологом-практиком, в ситуации возникших проблем осваивающим новые социальные механизмы.
- 9 -События происходили в США в 60-е гг. Агнес с рождения считалась мальчиком и воспитывалась как

Слайд 10- 10 -
Агнес не пришлось последовательно, в соответствии с возрастными

этапами, пройти всю школу женского опыта. Поэтому критерием ее успеха

и залогом признания в обществе стало отсутствие разоблачения.
Опыт Агнес, проанализированный Гарфинкелем и его сотрудниками, позволил далее исследователям разделить понятия:
пол,
категоризация по признаку пола,
гендер.
1. Категория «пол». Изначально, по биологическим критериям Агнес нельзя было отнести к женскому полу. К 17 годам она идентифицировала себя с женщиной. Фактически это была женщина с мужскими гениталиями. Это несоответствие было признано ошибочным и устранено операцией. Для Агнес определяющим стал критерий характера или вида гениталий. Она исходила из того, что мир, разделенный на 2 пола, по типу гениталий определяет место человека в системе межличностных сексуально окрашенных отношений.
В реальной жизни все одеты, и «основной критерий» – гениталии – скрыты от непосредственной визуальной идентификации. Тем не менее, наш диагноз-впечатление почти всегда оказывается верным.

- 10 -Агнес не пришлось последовательно, в соответствии с возрастными этапами, пройти всю школу женского опыта. Поэтому

Слайд 11- 11-
2. Мы ориентируемся на целую совокупность знаков социального отношения,

удостоверяющих принадлежность к определенному полу - категоризацию по признаку пола.
Соответственно,

получается, что «мужское» и «женское» – это культурные события, продукты принадлежности гендера. Поэтому биологический пол – это только совокупность биологических признаков и только предпосылка принятия решения об отнесении индивида к одной из 2-х категорий пола. Понятно, что категоризация по признаку пола может как совпадать, так и не совпадать с биологическим полом.
«Биологический пол» и «принадлежность по полу» аналитически различаются. Биологические признаки пола не наблюдаемы, скрыты, но все ищут корреляты=соответствия, знаки принадлежности к полу в процессе взаимодействия. Это не всегда просто, так как, например, «чисто женские» атрибуты сегодня уже не являются таковыми (серьги, конский хвост, длинные волосы). Поэтому для реального взаимодействия категория «принадлежность по полу» оказывается более значимой. По существу, мы принимаем на веру то, что видим, пока не возникают причины усомниться в соответствии.
В случае Агнес, удостоверение принадлежности к категории женского пола было основной задачей. По биол. полу до операции она была мужчиной, но и после нее оставалась проблема хирургически сконструированных гениталий.
- 11-2. Мы ориентируемся на целую совокупность знаков социального отношения, удостоверяющих принадлежность к определенному полу - категоризацию

Слайд 12- 12 -
Для Агнес эти разоблачения были бы менее существенны,

чем угрозы разоблачения ее категоризации по признаку пола. Это не

случайно, т.к. в реальном взаимодействии мы не только хотим знать, к какой категории по полу принадлежат люди, с которыми мы общаемся, но и хотим сразу правильно распознавать эту принадлежность.
3. Категория «гендер». А.Темкина и Е.Здравомыслова отождествляют понятия «Гендер» и «гендерный дисплей». Понятие «ГД» было введено Г.Гарфинкелем, который считал, что гендер представляет собой инсценировку социального сценария культурных представлений о мужской и женской принадлежности, разыгрываемых перед аудиторией, хорошо ориентирующейся в распознавании предлагаемых знаков.
Проблема, однако, заключается в том, что , если гендерные дисплеи – это конструируемые, договорные и общезначимые выражения, наборы которых мы можем определять сами, то, как нас воспринимают с позиций гендера, - находится за пределами нашего выбора. Поэтому правильнее отнести гендерный дисплей к категории «принадлежности по полу». И собственно создание гендера состоит в управлении ситуациями взаимодействия, находясь в которых, мы оцениваем поведение как гендерно соответствующее, либо не соответствующее. Фактически гендер – это отношения взаимодействия, «работа» общества по приписыванию пола.
- 12 -Для Агнес эти разоблачения были бы менее существенны, чем угрозы разоблачения ее категоризации по признаку

Слайд 13- 13 -
В примере Агнес задачей было – быть женщиной

по всем уровням – для того, чтобы избежать разоблачения. Однако,

всегда оставалась опасность переусердствовать, либо не доработать в достижении женственности. Руководство, как этого достичь безошибочно, не существует. Знаков же распознавания – огромное множество. И все они – разные, определяемые культурой.
Например, фасон платья – это проявление идентификационного дисплея, а разрешение поднести огонь к сигарете – гендерного. Поэтому задачей Агнес было создание конфигурации поведения, которая бы воспринималась окружающими как нормативное гендерное поведение.
Дополнительная сложность состояла в том, что демонстрация гендера должна была соответствовать бесконечно изменяющимся ситуациям. Но позиция гендера не приспособительна, а активна. Поэтому создание гендера состоит в управлениями ситуациями взаимодействия, находясь в которых мы оцениваем гендерное поведение как гендерно соответствующее, либо как не соответствующее.
- 13 -В примере Агнес задачей было – быть женщиной по всем уровням – для того, чтобы

Слайд 14- 14 -
Сделаем еще одно уточнение. Создавать гендер – не

означает лишь только достигать соответствия нормативным представлениям о женственности и

мужественности, но, прежде всего, предполагает включенность в различные виды деятельности в условиях гендерной оценки.
Считается, что социальное воспроизводство «мужского» и «женского» способствует сохранению социального порядка, однако, и эти нормы культурно обусловлены и исторически изменчивы.
Например, женщина-тамада, особенно на собственном юбилее, либо отец, сидящий дома на основании больничного по уходу за маленьким ребенком, - до последнего времени воспринимались как нонсенс. Сегодня же эти практики не удивляют никого. То же самое можно сказать и о мальчиках, играющих в куклы. Иногда из них вырастают знаменитые кутюрье, также, как и счастливые отцы и мужья. Здесь можно сразу привести пример Юдашкина.
В представлении этнометодологов, гендер подобен этничности. Это – суперроль, суперкатегория, зонтиком накрывающая все другие роли гендерно структурированных отношений, при этом гендерная вариация присутствует, практически, в исполнении каждой из ролей.
- 14 -Сделаем еще одно уточнение. Создавать гендер – не означает лишь только достигать соответствия нормативным представлениям

Слайд 15- 15 -
Например, я в одной ситуации - профессор, в

другой – зав.кафедрой, тренер, владелец бизнеса, мать, подруга, дочь, водитель

на дороге, хозяйка бойцовской собаки и т.д.
Во всех тих ролях, определяемых ситуацией, я обнаруживаю предрасположенность к тому или иному стереотипу, занормированному в культуре, а точнее – степень соответствия или отклонения общепринятым нормам по признаку пола.
Она может быть различной, но, во всех случаях мы остаемся либо мужчинами, либо женщинами, а значит, - вписываемся в гендерную стратификацию. Ресурсы создания гендера и воспроизводства гендерной стратификации – также разнообразны и занормированы в культуре.
Гарфинкель приводит пример устройства социальных отношений между полами. Пример – эпатажный. Он говорит о разнице обозначения мужских и женских туалетов: М/Ж, M/W, треугольниками, развернутыми вверх и вниз и т.д. Продукты отходов в этих разных случаях обусловлены биологически и одинаковы, однако помещения оборудованы по-разному, в то время как в квартире такого выделения не предполагается.
- 15 -Например, я в одной ситуации - профессор, в другой – зав.кафедрой, тренер, владелец бизнеса, мать,

Слайд 16- 16 -
Здесь культурной нормой, гендерным знаком становится сегрегация=разделение туалетов

как следствие и утверждение различий между полами.
Другой пример или ресурс

создания гендера. Образуется нормальная гетеросексуальная пара. Практика ее формирования предполагает многообразие средств создания и поддержания различий между мужчинами и женщинами. Здесь предпочтительными оказываются: больший возраст мужчины; большие – сила, рост, вес, размер получаемых доходов, и даже – большие умственные способности. Предполагается, что мужчина или юноша должен обнаружить этот набор характеристик, а женщина или девушка – подстраиваться под этот предъявляемый дисплей и оценивать его по достоинству.
Иногда ресурсы создания гендера приводят к проблемным ситуациям выбора ролевой идентичности.
Кэндес Уэст и Дон Зиммерман приводят пример с женщиной авиаконструктором.
- 16 -Здесь культурной нормой, гендерным знаком становится сегрегация=разделение туалетов как следствие и утверждение различий между полами.Другой

Слайд 17- 17 -
Молодая женщина-авиаконструктор разрабатывает самолет. По сложившимся правилам авиаконструктор

1) первым совершает полет на своей машине, а затем 2)

устраивает банкет для сотрудников на холостяцкой вечеринке. По-существу, здесь поставлены 2 задачи, не сопрягаемые с нормативной женственностью.
Выбор женщины-конструктора состоял в том, что она поступила как инженер-испытатель и осуществила первый полет, затем оплатила банкет, но после основного обеда и первого круга тостов – ушла, как и положено женщине. В этом случае было достигнуто компромиссное соглашение, когда женщина могла следовать мужским моделям поведения, оставаясь «сущностно» женщиной.
Следовательно, мы вполне можем сделать вывод о том, что категория «пол» носит всеобщий характер, а любая ситуация взаимодействия, как конфликтная, так и неконфликтная, предоставляет многообразие ресурсов для создания гендера.
Гендер можно определить как отношение взаимодействия, где проявления мужского и женского воспринимаются как естественные сущности.
- 17 -Молодая женщина-авиаконструктор разрабатывает самолет. По сложившимся правилам авиаконструктор 1) первым совершает полет на своей машине,

Слайд 18- 18 -
Фактически гендер – это «работа» общества по приписыванию

пола. Однако гендерное отношение в культуре конструируется, преимущественно, как отношение

неравенства. С развитием общества стереотипы изменяются, и гендерный дисплей становится средством как подтверждения, так и реконструкции гендерного порядка.
Но, если двигаться в направлении цивилизованных социальных изменений, необходима интеллектуальная работа по деконструкции гендера – для понимания сущностных оснований процессов и закрепившихся деформаций. Смысл этого призыва раскрывают, например, 2 приведенные далее цитаты.
Не случайно Ирвинг Гоффман, перефразируя Маркса, писал, что не религия, а гендер является опиумом для народа.
Завершающая цитата: «Утомленный мужчина современного капиталистического общества всегда и везде найдет себе женщину, выполняющую функции заботы и ухода, т.е., женщину, которая является обслуживающим персоналом по призванию».
- 18 -Фактически гендер – это «работа» общества по приписыванию пола. Однако гендерное отношение в культуре конструируется,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика