Слайд 1Федеральный государственный образовательный стандарт.
Основное общее образование
Москва
сентябрь, 2012
Особенности работы учителя
по реализации требований ФГОС
Слайд 2
Круг обсуждаемых вопросов
Смысл введения стандарта и его основные особенности. Основные
механизмы реализации требований ФГОС: планируемые результаты и система оценки их
достижения
Ориентация на парадигму деятельностного развития. Ожидаемые результаты и соответствую-щие им изменения в практике работы учителя
Достижение планируемых результатов. Конструирование учебных заданий. Планирование урока. Алгоритм проектирования учебного процесса
Слайд 3
Смысл введения стандарта
и его основные особенности.
Планируемые результаты и система оценки их достижения –
основные механизмы реализации требований ФГОС
Слайд 4
Требования
к структуре
ООП
Требования
к результатам
освоения ООП
Общие рамки для системы нормативов
Ожидаемые
результаты
деятельности
системы
образования
Запросы и ожидания
Организационные
и
педагогические
условия деятель-
ности системы
образования
Требования
к условиям ре-
ализации ООП
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
ФГОС: три системы
требований
Слайд 5
Основы и смысл введения ФГОС
СОЦИАЛЬНЫЕ: заказ системе
образования
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция
духовно-нравственного воспитания
НАУЧНЫЕ:
фундаментальное ядро
содержания общего
образования
Смысл введения нового стандарта – ориентировать
систему образования
на достижение качественно
новых результатов образования посредством
реализации парадигмы деятельностного развития
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
как элемент целеполагания
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
СИСТЕМА ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
переход от модели «контроля» к
модели «обеспечения качества»
ОРИЕНТАЦИЯ
НА РЕЗУЛЬТАТ
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТНОГО ПОДХОДА
ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 6ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Фундаменталь-
ное ядро содер-
жания образо-
вания
Примерная образовательная программа ОУ
Образовательный процесс
Концепция
духовно-
нравственного
воспитания
Запросы семьи,
общества, государства
ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
Поясни-
тельная
записка
Плани-
руемые
резуль-
таты
Система
оценки
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
Програм-
ма разви-
тия УУД
Учебные
програм-
мы
Програм-
ма воспи-
тания и
социали-
зации
Програм-
ма кор-
рекцион-
ной ра-
боты
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
Учебный
план
Система
Условий
реализа-
ции ООП
Автор-ские
прог-раммыи УМК
Внеш-
няя
оцен-ка
Образовательная
программа ОУ
Слайд 7
Последовательное уточнение требований
ФГОС. Планируемые результаты
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Портрет
выпускника
Ведущие целевые
установки ООП или
требования
к результатам
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
достижения планируемых
результатов
Учащиеся
ОУ, педагоги
Система
образования
В том числе -
инфраструктура
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Слайд 8Внутренняя оценка:
учитель, ученик, ОУ и родители
фиксирует динамику индивидуальных достижений
Внешняя оценка:
гос. службы
задает общее понимание содержания и критериев
Государственная итоговая
аттестация/итоговая оценка:
связь внешней
и внутренней оценки
основа для внешней оценки
Основной механизм:
уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите-
риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную
текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой
Необходимое условие:
адекватность методов
и инструментария особенностям подхода
Соотношение внутренней
и внешней оценки в ито-говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения
накопленная оценка
и итоговые работы
Обеспечение качества образования
посредством системы оценки
Слайд 9Планируемые результаты и оценка их
достижения: сферы ответственности
Выпускник, педагог, ОУ;
Чему
учить
система
образования:
система
образования, ОУ
Ради чего
учить
и научить
Слайд 10Планируемые результаты,
выносимые на итоговую оценку
опорный
учебный
материал
Учебные действия
Учебный материал
актуальные: исполнительская компетентность
Выпускник
научится
перспективные: зона
ближайшего развития
На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные
в блоках «Выпускник научится»
Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале
Задания повышенного уровня
Задания базового уровня
Особое место занимают:
Слайд 11Связь планируемых результатов
и системы оценки
Операционализация планируемых результатов
Задания приводятся к каждому
планируемому результату и всем умениям, характеризу-ющим его достижение
Задания иллюстрируют и
базовый, и повышенный уровни достижения
этого результата
Задания иллюстрируют критерии оценки достижения
этого результата
Слайд 12Система оценки: «знаниевая»
и «деятельностная» парадигмы
“ЗНАНИЕВАЯ”
“ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ”
Основа кодификатора
Предмет оценки
Обязательный минимум (ОМ)
Планируемые результаты
(ПР)
Освоение всех элементов ОМ
Способность к реше-нию учебных задач
Основные функции
Контроль
за освоением ОМ
Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик
Ориентация учебного процесса
Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого
Контроль за достижением ПР
Слайд 13Внешняя оценка:
государственные службы
аккредитация ОУ
аттестация кадров
мониторинг системы
образования
итоговые работы
+
защита проекта
итоговая
оценка
+
накопленная оценка
Необходимые
дополнительные
данные/исслед.
Итоговая
оценка как основа оценки
качества образования: основная школа
ГИА
+
Слайд 14МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
регулятивные
коммуникативные
познавательные
целеполагание
речевые средства, в
т.ч. с опорой на
ИКТ
работа с инфор-
мацией: поиск,
запись,
восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ
планирование
способ
действия
контроль
коррекция
коммуникация при
взаимодействии
использование
моделей, знаков
и символов,схем
логические опе-
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение
чтение
ИКТ
Проектно-
исследо-
ватель-
ская
деятель-
ность
Оценка по
результатам
выполнения
Оценка в
процессе
выполнения
Оценка качества образования:
метапредметные результаты
Слайд 15
карта наблюдений
лист планирова-ния и продвиже-ния по заданию
презентация или иные материалы
листы
самооценки
материалы целенаправ-ленных наблюдений
рабочие материалы групп
видеозапись
результаты взаимооценки (голосование)
Групповой проект
Работа в группе:
саморегуляция
сотрудничество
коммуникация
использование
ИКТ
Итоговый
индивидуаль-ный проект
2-3 урока
Оценка качества образования:
метапредметные результаты: инструментарий
Слайд 16ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ
1-й класс
Наш класс.
Телефонный
справочник
2-й класс
Наш класс.
Делаем книгу
3-й класс
Наш класс.
Классный
уголок
4-й класс
Наш
класс.
Энциклопедия
школьной жизни
Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют
тему проекта,
планируют работу и готовят материалы, которые представляют классу.
Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и
оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы.
Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие,
конфликты, активность, инициативность
5-й класс
Наш класс
в Древнем
мире
6-й класс
Наш класс.
Мы и наше
здоровье
Маша
т.
О Маше
Почему
звонит
телефон:
Советы
звонящему
О нас всех
и о каждом:
Результаты
опроса
Анкета
Внутришкольный мониторинг:
метапредметные результаты: инструментарий
Слайд 17ТЕКСТ
СТАНДАРТА
Примерная
образовательная
программа
Где можно познакомиться
с текстом ФГОС?
www.mon.gov.ru
www.standart.edu.ru
А также в пособиях издательства
«Просвещение», серия
«Стандарты
второго поколения»
Слайд 18
Ориентация на парадигму деятельностного развития.
Ожидаемые результаты и
соответствующие им изменения
в
практике работы учителя
Слайд 19Как
учить?
обновление
средств
обучения
Ради
чего учить?
ценности
образования
Чему
учить?
обновление
содержания
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие
личности
ребенка на основе
учебной деятельности
Ориентация на парадигму
деятельностного развития
Слайд 20Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических
задач
личностные:
самоопределение
смыслообразование
морально-этическая
ориентация
метапредметные:
саморегуляция
коммуникация
познавательная
деятельность
предметные:
освоение системати-
ческих знаний,
преобразование, при-
менение и самостоя-
тельное пополнение
знаний
Ориентация на результат: в чем
проявляется достижение результатов
Слайд 21…включают:
Приобретение знаний
Решение проблем и инновационность
Использование ИКТ для обучения
Коммуникация
Сотрудничество
Самостоятельное планирование своей
работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении
Навыки 21го века
…классы
задач:
Освоение системы знаний
Приобретение и интеграция знаний
Решение творческих и поисковых проблем
Использование ИКТ для обучения
Коммуникация
Сотрудничество
Самоорганизация и саморегуляция
Личностный смысл учения и рефлексия
Ценностно-смысловые установки
Россия: ФГОС
Круг задач, устанавливаемых требовани-
ями ФГОС и планируемыми результатами
Технологии
Личностно-центрированное обучение
Создание учебных ситуаций
Дифференциция требований,
Индивидуализация обучения
Интеграция содержания
Интеграция ИКТ в учебный процесс
ИКТ – инструмент деятельности
Расширение границ учебного процесса
Слайд 22Какие изменения привносит переход
от “знаниевой” к “деятельностной”
парадигме в практику работы
учителя?
“ЗНАНИЕВАЯ”
“ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ”
Ориентация учебного процесса
Основы “хороших” технологий
Освоение всех элементов обязательного минимума
Работа
“по учебнику”
Формирование способности к решению всех классов учебных задач
Работа “на конечный результат”
“УЧУ ПРЕДМЕТУ”
Передача “готового” знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы.
Ориентация на уровень восприятия “среднего” ученика.
“Предметность”
“УЧУ РЕБЕНКА”
Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание “смыслов” и использование знаний.
Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований.
Интеграция, перенос знаний
Слайд 23Внешние
факторы
Контекст и
нормативная база
Региональные
программы
поддержки
Нормативы
финансирования
Уровень региона
Уровень школы/учителя
Целевые и содержательные
установки ООЛ
Доступ к
ИКТ и техническая
поддержка
Школьные традиции и
поддержка
Квалификация кадров
Позиционирование учителя
Практика
Уровень класса
Инновационные
практики
обучения
Результаты
Уровень ученика
Личностные
Метапредметные
Предметные
Учебные
ситуации
Индивидуализация
обучения
Интеграция
знаний
Совместность
Учебные
задания
Использование ИКТ
Планируемый
уровень
Реализуемый
уровень
Достигаемый
уровень
Элементы инновационных практик
Внешние
условия
Внешняя оценка
Слайд 24Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Основное
средство в руках учителя –
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
Ориентация на парадигму
деятельностного развития
в практике работы учителя
Слайд 25
Достижение планируемых результатов: Конструирование учебных заданий
Слайд 26Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию?
Результаты международного сравнительного исследования
ITL (2009)
На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров
оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки.
По каждому из параметров свыше 50% (для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код “1” (самый низкий из возможных). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.
Слайд 27Россия: LA и SW баллы
Результаты оценок работ учащихся зависят от
качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому
из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем.
Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию?
Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)
Слайд 28
Компоненты учебного задания
характеристика задания
мотивационная часть
Содержание:
условие (информационная часть)
вопрос (командная часть)
инструкция
по выпол-нению (ответная часть)
образец/описание ответа
критерии оценки
методический комментарий (организационная часть)
время выполнения
задания
Слайд 29Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов:
составом учебных действий
учебным материалом
Форматом задания
Критериальной
частью оценки выполнения задания
Чем определяются особенности
учебного задания?
Чем определяются особенности
учебного
задания?
Слайд 30
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло
формировать навыки, требуемые стандартом?
Овладение методикой
конструирования учебных заданий
При анализе заданий использована
методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в 2009-2010 г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационой практики обучения (ITL)
Слайд 31
Каким должно быть учебное задание?
3) Оценить и при необходимости
изменить имеющееся задания или оставить «хорошее задание»
Выяснить, в какой мере
задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию данного навыка? Что это за действия?
2) Описать «хорошее задание»
Что необходимо сделать?
На основе проведенного анализа
Ответ: анализ требований стандарта и ПР
На основе составленного описания,
варьируя компоненты учебного задания
Слайд 32
Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок
Слайд 33
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ
(ЛР:
1, 4, 6, 8, 9, 10, 11, МР: 12)
воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; умение применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
Слайд 34
Ценностно-смысловые установки:
анализ содержания учебного материала
+ ситуации сотрудничества, диалога
на всех предметах
Слайд 35
Наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок в учебном процес-се проявляется, главным
образом, в ценностно-эмоциональном компоненте:
в наличии позитивного или негативного отношения к
существующим и известным ребенку нормам;
в принятии или неприятии этих норм
Когнитивный компонент (знание ребенком норм) и поведенческий компонент (его поведение) имеют важное, но не определяющее значение
Ценностно-смысловые установки:
анализ состава учебных действий
Слайд 36
«Хорошее» задание дает возможность:
выразить свою позицию/ценностное суждение
разделив предложенные формулировки или
противопоставив им свою;
оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками;
прямо сформулировав
свою позицию;
аргументировать (пояснить, прокомментиро-вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор.
Ценностно-смысловые установки:
модель и форматы задания
Слайд 37Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки
Первый вопрос:
Задание содержит эмоционально-ценностный компонент?
ДА
Второй
и третий вопросы:
Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация,
пояснения?
В “хороших”
заданиях:
НЕТ
ДА
1
2
3
4
НЕТ
2
В одном случае
В обоих случаях
Слайд 38Примерные типы заданий: НШ
Обоснование или
Выбор и обоснование
ценностного суждения
М.Нестеров.
Видение
отроку
Варфоломею
З.Серебрякова.
За завтраком
К.Сомов.
Арлекин и дама
А.Пластов.
Сенокос
Д.Жилинский.
У моря. Семья
В.Попков.
Шинель отца
Б.Кустодиев.
Купчиха за чаем
В.Васнецов.
Гусляры
Задание. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь.
Слайд 39Примеры заданий
Создание продукта, отражающего ценностные установки учащегося, например:
Видеофильм «Я
люблю родной язык»
Презентация/видеофоильм «Святые защитники Руси»
…
Выражение согласия/несогласия с рядом ценностных
суждений и аргументация своего мнения
Выражение степени согласия с рядом ценностных суждений
Слайд 40
Оцени СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе
Задание. Внимательно прочитай приведенные утверждения. Отметь
знаком ✓ , насколько ты согласен с данным утверждением.
Слайд 41
Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и
начальных форм рефлексии
Слайд 42
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ
и РЕФЛЕКСИЯ
(ЛР: 2, МР: 1, 5)
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Слайд 43
Формирование познавательной и личностной рефлексии в основной школе связаны с
действиями смыслообразования, целеполагания, контроля и оценки
Личностные смыслы и рефлексия:
анализ
состава учебных действий
Слайд 44
«Хорошее» задание требует:
самооценки на основе соотнесения результата с
пониманием учебной задачи;
и(или)
с критериями оценки;
и(или) со способами выполнения;
выявления позитивных и негативных факторов,
повлиявших на выполнение;
постановки новых личных учебных задач.
Личностный смысл учения и
рефлексия: модели и формат заданий
Слайд 45Оценка учебных заданий: рефлексия
Первый вопрос:
Задание требует самооценки успешности/неуспешности?
ДА
Второй и
третий вопросы:
Заданы ли требования или критерии?
Нужно ли выявить факторы/
причины успешности/неуспеш-ности и/или поставить личные учебные задачи?
В “хороших”
заданиях:
НЕТ
ДА
1
2
3
4
НЕТ
2
В одном случае
В обоих случаях
Слайд 46
Пример “предметного” задания (для работы в группе).
Обсудите с одноклассниками, какую
сцену из му-зыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте
музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи-те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя.
Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось?
Личностный смысл учения и
рефлексия: примеры заданий
Слайд 47
Личностный смысл учения и рефлексия:
оценка (кодировка) заданий
КОД:
1
Задание для работы в
группе.
Изучите предоставленные материалы и подготовьте видеопрезентацию – рекламный буклет программы
экскурсии об архитектуре Древнего Египта.
Как вы считаете, поможет Ваш буклет привлечь туристов?
Что бы вы сделали иначе в другой раз?
4
3
Оцените подготовленную Вами презентацию.
2
Необходимо дополнить:
Слайд 48
Пример “метапредметного” задания (для индивидуального выполнения).
Заполните лист самооценки.
Личностный смысл учения
и
рефлексия: примеры заданий
Слайд 49
Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и
саморегуляции
Слайд 50
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
САМООРГАНИЗАЦИЯ и
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
(МР: 1, 2, 3, 4, 5)
умение самостоятельно определять цели;
умение самостоятельно
планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки;
Слайд 51
Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции
связано преимущественно с действиями по
организации и мониторингу собственной деятельности
Самоорганизация и саморегуляция:
анализ состава учебных действий
Слайд 52
«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно:
планировать выполнения задания:
состав работ и/или
обязанности
и/или
время;
информационные ресурсы;
отслеживать и контролировать
продвижение в выполнении задания;
качество его выполнения.
Самоорганизация
и саморегуляция:
требования к «хорошему» заданию
многошаговое,
длительное
(несколько этапов,
рассчитано на
неделю и более)
Включает
требования
и критерии
оценки
«Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект
Слайд 53Оценка учебных заданий: саморегуляция
Первый вопрос:
Задание многошаговое, длительное?
ДА
Второй и третий
вопросы:
Учащиеся планируют процесс выполнения?
Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы?
В
“хороших”
заданиях:
НЕТ
ДА
1
2
3
4
НЕТ
2
В одном случае
В обоих случаях
Слайд 54
Самоорганизация и саморегуляция:
оценка (кодировка) заданий
КОД:
1
Задание 2. Примите участие в конкурсе
… (например, на лучший сценарий, иное …).
Необходимо добавить:
Критерии оценки
а)
Критерии оценки прилагаются.
б) Разработка критериев оценки состоится…
Планирование
К конкурсу допускаются учащиеся, предста-вившие а) план работ, б) примерный список ресурсов
3-4
Задание 1. Напишите план проведения экскурсии (опыта, праздника …)
2
Слайд 55
Пример “метапредметного” задания (для группового выполнения).
В ходе работы заполняйте лист
продвижения по заданию.
Самоорганизация и саморегуляция
примеры заданий
Слайд 56
Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к
сотрудничеству
Слайд 57
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
СОТРУДНИЧЕСТВО
(ЛР: 4,
5; МР: 9)
формирование готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Слайд 58
Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий
Сотрудничество:
анализ
состава учебных действий
Слайд 59
«Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует
совместной работы
учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том
числе – принятия согласованных решений, например:
о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…;
о способах выполнения задания;
о распределении обязанностей, координации усилий;
разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля;
создания общего продукта из взаимосвязанных частей
Сотрудничество:
модели и формат заданий
Слайд 60Оценка учебных заданий: сотрудничество
Первый вопрос:
Задание требует совместных действий?
ДА
Второй и
третий вопросы:
Учащиеся принимают согласованные решения?
Разделяют ответственность за конечный результат
и/или создают общий продукт?
В “хороших”
заданиях:
НЕТ
ДА
1
2
3
4
НЕТ
2
В одном случае
В обоих случаях
Слайд 61
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
КОД:
1
Задание 1. Подготовь для выставки плакат (экспонат, заметку
…)
Договоритесь о требования к экспонатам, оформлению залов: …
3
Задание 2.
Выполните задания теста и осуществите взаимопроверку
2
Задание 3. Подготовка групповой презен-тации (например, «Достижения и изобретения финикийцев» и т.п.). Требования к шаблонам: …
4
Задание 4. Виртуальный музей (забытых вещей, выражений, птиц, минералов, …).
Срок открытия музея: …
3
Слайд 62
Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений
Слайд 63
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
КОММУНИКАЦИЯ
(ЛР: 7;
МР: 8, 10)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Слайд 64
Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или)
виртуального общения, предполагающими вступление в диалог (в том числе –
с воображаемым собеседником)
Коммуникация:
анализ состава учебных действий
Слайд 65
Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или)
виртуального общения, предполагающими вступление в диалог
(в том числе – с
воображаемым собеседником),
а также – владения
речевыми средствами
навыками смыслового чтения
другими изобразительно-выразительными средствами
Коммуникация:
анализ состава учебных действий
предметный
аспект
Слайд 66
Коммуникация:
модели и формат заданий
«Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания
собственного высказыва-ния или текста, для которого заданы, или известны заранее,
или определены учащи-мися самостоятельно, основные параметры :
коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет);
тема и предмет (ЧТО говорит или пишет);
формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);
Слайд 67Оценка учебных заданий: коммуникация
Первый вопрос:
Задание предполагает диалог, связную, распространённую
коммуникацию?
ДА
Второй и третий вопросы:
Задана ли коммуникативная задача?
Определены ли иные
параметры (тема или предмет, формат) коммуникации?
В “хороших”
заданиях:
НЕТ
ДА
1
2
3
4
НЕТ
2
В одном случае
В обоих случаях
Слайд 68
Коммуникация:
пример задания
Эта фотография сделана в путешествии по тундре
Представь, что ты
тоже путешествовал по тундре.
Расскажи другу о том, что ты увидел
во время своей поездки.
В своем рассказе обязательно укажи:
какие растения можно встретить в тундре;
какие животные там обитают
чем занимаются жители тундры.
Слайд 69
Что способствует формированию этого аспекта коммуникации?
Коммуникация: взаимодействие
Метапредметные
учебные задания, например,
разработка «Руководства по работе в группе»
разработка «Правил подготовки презентаций»
самооценка работы в группе и т.п.
Выполнение парных, групповых, командных заданий на разных предметах, в том числе – предполагающие общение посредством ИКТ
Критерии оценки