Слайд 1Адаптивная физическая культура для детей со сложной структурой дефекта
Автор :
Светлана Анатольевна Бизяева;
учитель физической культуры
ОАУ С(К)О школы-интерната III-IV вида
Липецк
2013
Слайд 2Понятие АФК
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической
культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
«Нет необучаемых детей,
нужно просто
уметь любить их такими,
какие они есть».
Слайд 3Цель и задачи адаптивной физической культуры
Цель: всестороннее, гармоническое развитие,
подготовка детей со сложной структурой дефекта к самостоятельной жизни, включению
в трудовую деятельность.
Задачи:
Содействие нормальному развитию организма; укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Обучение технике основных движений, формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков, воспитание сознательного отношения к использованию их в течение жизни.
Совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, приучение детей к рациональному использованию физических усилий в конкретных условиях деятельности.
Воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, обучение элементарным знаниям и умениям для самостоятельного применения в личной жизни, приобщение к доступной спортивной деятельности.
Воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности, воспитание любознательности, собственной активности, инициативы и творчества, формирование эстетических потребностей и вкусов.
Слайд 4Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического развития детей со сложной
структурой дефекта
Нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела;
ожирение различной степени; нарушение осанки; деформацию стопы; нарушения в развитии грудной клетки; низкие показатели жизненной емкости легких; деформацию черепа; лицевого скелета; дисплазию (отклонения органов от нормальной формы и размера);
Недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени; неумение выполнять различные ритмические движения; грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий; низкий уровень равновесия; ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метаниях; отсутствие легкости и плавности в движениях; излишнюю напряженность и скованность движений;
Нарушения в развитии основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей (15 – 30%), быстроты движений (10 – 15 %), выносливости (20 – 40 %), скоростно-силовых качеств (15 – 30 %), подвижности в суставах (10 – 20 %).
Слайд 5Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора.
Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и
интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений.
Сложная структура дефекта отрицательно сказывается на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью.
Слайд 6Педагогические Особенности Физического Воспитания Детей Со Сложной Структурой Дефекта
Физическое
воспитание детей со сложной структурой дефекта направлено на улучшение деятельности
всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств.
Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной активности, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры.
Слайд 7Педагогические принципы адаптивной физической культуры для детей со сложной структурой
дефекта
Принцип диагностирования - необходимость учета основного дефекта, сопутствующих заболеваний и
вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний, особенностей психических и личностных качеств, нарушенных и сохраненных функций двигательного аппарата, уровня физического развития и физической подготовленности ребенка.
Принцип дифференциации и индивидуализации – с одной стороны, объединение детей в однородные группы ( по возрасту, сохранности интеллекта, состоянию соматического здоровья), с другой – индивидуальную работу с каждым ребенком с учетом его реальных физических и психических возможностей, пола, возраста, способности к обучению, двигательного опыта и т.п. Цель индивидуализации – создание условий максимального роста личности ребенка.
Принцип коррекционно-развивающий – педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание и ослабление недостатков, обусловленных патологическими нарушениями, но и на коррекцию и активное развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, волевых и нравственных качеств средствами АФК.
Слайд 8Принцип учета возрастных особенностей – необходимо правильно определить и оценить
индивидуальный сенситивный период каждого ребенка.
Принцип адекватности педагогических возможностей –
постановка коррекционных задач, выбор средств, методов, методических приемов АФК должны соответствовать функциональному состоянию ребенка и учитывать все его особенности.
Принцип оптимальности педагогических воздействий – разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов.
Принцип вариативности педагогических воздействий – многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильные, слуховые), речь (подвижные игры с речитативами), мелкую моторику («пальчиковые» игры, гимнастика), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т.п.).
Принцип приоритетной роли микросоциума – влияние семьи, учителя, воспитателя, педагога, сверстников на воспитание личности ребенка.
Слайд 9Примерная схема учета внешних признаков утомления ребенка при проведении занятий
физической культурой (по Страховской В.Л., 1994)
Слайд 10Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов:
Принцип
доступности требует соблюдения следующих правил:
а) знать возрастные особенности занимающихся детей;
б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей;
в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного к
неизвестному».
Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении.
Правила:
а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;
б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;
в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт и знание занимающихся физическими упражнениями;
г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей.
Принцип систематичности. При систематических занятиях дети со сложной структурой дефекта достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.
Слайд 11Оздоровительно-коррекционные занятия АФК должны содействовать:
Укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к
выполнению физических нагрузок.
Правильному физическому развитию и закаливанию организма.
Развитию физических качеств.
Повышению
физической и умственной работоспособности.
Освоению основных двигательных умений и навыков.
Ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок.
Формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Формированию правильной осанки.
Слайд 12Виды АФК и формы занятий школьников со сложной структурой дефекта