Слайд 2Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии
Слайд 3План
1. Растормаживание устной речи.
2. Восстановление произнесения слов.
3. Восстановление активного словарного
запаса.
4. Восстановление артикуляторного анализа слов.
5. Восстановление кинестетического орального праксиса.
Слайд 4Предварительная стадия
Работа по растормаживанию устной речи начинается обычно с
упражнений, помогающих актуализации привычных речевых рядов
порядковый счет;
называние дней недели,
месяцев;
односложные ответы на простые вопросы;
пересчет предметов, пальцев;
пропевание знакомых мелодий с опорой на тексты песен и др.).
Слайд 5Значение для растормаживания упроченных речевых процессов имеет
включение в работу
остатков эмоциональной речи – воспроизведение имен близких больному
выделение сохранной ритмико-мелодической
структуры фразы.
Слайд 6Облегчает растормаживание непроизвольной речи:
напевное чтение стихотворения, сопровождаемое отстукиванием рукой его
ритмической структуры,
воссоздание интонационного строя речи путем имитации голосом вопросительных, утвердительных,
восклицательных и других интонаций
Слайд 7Прослушивание простого, но эмоционально содержательного рассказа
Пациент в ответ на
каждый прочитанный отрывок должен соответствующей интонацией показывать свое отношение к
содержанию текста. Эмоциональная реакция больного, вызванная содержанием рассказа, нередко вызывает к жизни междометия («ах, ох, ай-ай, ой»), а иногда и стереотипные фразы («ах ты», «да-да-да», «вот-вот»).
Слайд 8Методы растормаживания применяются с учетом
степени выраженности речевых дефектов и
индивидуальных
особенностей личности больных.
Слайд 9При подборе речевого материала для занятий учитывается:
преморбидный словарь больного,
интересы,
профессия,
возраст,
образование.
Слайд 10Первая стадия
Основная задача обучения - восстановление произнесения слова путем слуховой
и смысловой стимуляции, приводящей к восстановлению нарушенной речевой деятельности.
Слайд 11Перед больным выкладывается несколько картинок, на которых изображен либо предмет,
либо действие.
Отрабатывается наименование одного предмета или действия. Каждый предмет
или действие,
изображенные на картинках, вводятся во всевозможные смысловые связи или контексты. Больным (на первых занятиях особенно) предлагается молча слушать и выполнять нужные операции или произносить слово «про себя» (или шепотом).
Громкое произнесение слова полезнее разрешать в конце выполнения серии операций.
Слайд 12Слуховая и смысловая стимуляция произнесения слова является основным приемом на
первой стадии обучения, но эту работу необходимо сочетать с другими
приемами, входящими в систему приемов, направленную на решение той же задачи – восстановление произнесения целого слова.
Сюда относятся
классификация предметов (явлений, действий), изображенных на картинках;
прием по закреплению объема и точности зрительного восприятия (классификация по зрительным признакам, запоминание и воспроизведение предметных изображений);
прием работы над зрительными предметными образами (рисование предметов по слову-наименованию) и т.д.
Слайд 13Длительная работа по этой системе приемов способствует оживлению смысловой стороны
речи, многозначности слова и его предметной отнесенности, восстанавливая тем самым
обобщенные понятия, отраженные в данном слове.
Слайд 14В результате работы, проведенной на предварительной и первой стадиях обучения,
у больных, как правило, появляются слова, которые составляют в основном
пассивный словарь (вызванные к жизни слова на
уроке еще не используются больными активно в целях вербальной коммуникации). Однако уже к концу первой стадии появляется и небольшой запас активных слов.
Слайд 15Вторая стадия
Задачей следующей (второй) стадии обучения является восстановление активного словарного
запаса на фоне восстановленного пассивного словарного запаса и расторможенной рядовой
речи.
На этой стадии больной ставится в такие условия, при которых он неизбежно должен произнести отрабатываемое слово.
Слайд 16Нужное слово педагогом не называется, т.е. звуковой образ искомого слова
не дается в готовом виде, больной должен самостоятельно произнести его
на основе услышанной и актуализированной им смысловой
информации. На этой стадии обучения продолжается также работа над
актуализацией многозначных связей слова, его смысловых контекстов.
Слайд 17Сначала отрабатывается активное произнесение тех слов, которые уже
имеются в пассивном
словаре больного, т.е. восстановленных на первой стадии. Только после этого
можно переходить к отработке активного произнесения других слов.
Слайд 18Включение кинестетических ощущений с руки посредством ощупывания предметов или их
моделей с закрытыми глазами
Ощупывая предмет, больной по заданию должен
опознать его и сообщить любым словом о том, что он узнал предмет.
Слайд 19Этот прием в сочетании с другими активизирует вербальный поиск на
основе не только дополнительных афферентаций (от кинестетического и обонятельного анализато-
ров),
но и благодаря возрастанию эмоциональной напряженности. У больного в этой ситуации есть только один способ доказать опознание им предмета – назвать его или его признак.
Слайд 20Третья стадия
На третьей стадии восстановления устной речи можно переходить к
звукоартикуляторному анализу составных элементов слова, что является задачею этой стадии
обучения. Работа начинается с ритмического выделения элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с одновременным напевным проговариванием отрабатываемых слов.
Слайд 21сначала работа идет с простыми словами, состоящими из двух открытых
слогов с повторяющимися согласными и гласными звуками: ма-ма, ля-ля, дя-дя
после
этого можно переходить к работе со словами, в которых меняется лишь один гласный звук: ми-мо, жи-жа
отрабатывается произнесение слов, включающих разные, резко отличные по артикуляции звуки: ры-ба, и-ду, хо-чу
в работу включаются более сложные слова, состоящие из трех и более слогов: ка-ре-та, ры-бо-лов
Слайд 22Решению задачи восстановления звукобуквенного анализа произнесенных слов способствуют следующие операции:
1) проанализировать звукобуквенный состав услышанного слова (без произнесения отдельных звуков);
2)
назвать количество звуков;
3) найти соответствующие буквы и из них составить нужное слово;
4) списать;
5) написать по памяти;
6) прочитать;
7) самостоятельно произнести.
Слайд 23Четвертая стадия
Основной задачей является восстановление собственно кинестетических форм артикуляции.
С этой целью применяются приемы, обеспечивающие дополнительные афферентации с сохранных
анализаторов.
Слайд 24Одним из известных и широко применяемых приемов является имитация поз
артикуляторного аппарата педагога с последующим контролем при помощи зеркала собственных
поз губ и языка.
Не менее эффективный прием – выделение звука из слова, уже имеющегося в активном словаре больного.
Слайд 25Важное значение приобретает отработка артикуляции одних и тех же звуков
при различной позиции в слове (в слоге), поскольку артикуляционный механизм
произнесения звука может меняться в зависимости от его положения внутри.
Слайд 26Важным моментом в восстановлении экспрессивной речи является сличение собственного произнесения
звуков (слов и фраз) с образцом. Этот процесс идентификации можно
осуществлять с помощью записи на диктофон образца и рабочего варианта произнесения звука больным с последующим прослушиванием записи, нахождением и осознанием своих ошибок. Подобная запись выступает в роли обратной
афферентации и создает благоприятные условия для восстановления четкости произношения.
Слайд 27Пятая стадия
Специальную работу над устным предложением лучше всего начинать с
активного повторения коротких фраз с опорой на простые сюжетные картинки
(типа «Что делает?»). После подобной работы больного переводят на активное произнесение предложений, начиная от развернутого и материализованного способа действия и кончая сокращенным, протекающим только с помощью громкой речи.
Слайд 28На пятой стадии обучения введение чтения как метода восстановления связной
смысловой речи является важным моментом. Чтение коротких и простых по
структуре и содержанию текстов само по себе активизирует устную речь, а специальные приемы, основанные на чтении, создают максимальные условия для ее восстановления. Один из подобных приемов – чтение текста с последующим соотнесением отдельных его частей или предложений с соответствующими частями иллюстрирующей текст картинки и, наоборот. Дальнейшая работа над восстановлением устной связной речи у больных идет по линии автоматизации процесса устной речи.
Слайд 29Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии
Слайд 30План
1. Растормаживание речевого механизма.
2. Восстановление активного произнесения отдельных слов.
3. Преодоление
экспрессивного аграмматизма.
4. Восстановление связной устной речи.
Слайд 31Предварительная стадия (стадия деблокирования речевого процесса)
Обучение больных начинается с общего
растормаживания речевого механизма. Однако уже на предварительной стадии обучения ведущей
задачей является активное выделение отдельных слов из привычных речевых рядов. При эфферентной моторной афазии задачей растормаживания является восстановление активности речевого процесса.
Слайд 32Перевод речи на произвольный (осознанный) уровень в данном случае может
оказать существенную помощь в преодолении персевераций и инертности речи.
Слайд 33Именно поэтому при эфферентной моторной афазии уже на предварительной стадии
(стадии деблокирования речевого процесса) специально ставится задача активного вычленения отдельного
слова из речевого ряда. Работа начинается с пассивного повторения известных речевых рядов сопряженно-отраженным методом. Персеверации преодолеваются путем напевного и протяжного повторения каждого слова из ряда, тем самым повторение оказывается отставленным во времени.
Слайд 34После успешного усвоения описанного приема можно переходить к отработке операций,
требующих от больного уже не пассивного повторения, а некоторой речевой
активности. Для этого используется прием дополнения фразы до целого. От больного требуется самостоятельно закончить устную фразу одним недостающим словом. На предварительной стадии обучения лучше всего использовать материал, упроченный в прошлом опыте (песни, стихи, счет, диалог и др.) и вызывающий положительные эмоции у больного.
Слайд 35Первая стадия
Задачей первой стадии обучения является восстановление активного произнесения
отдельных слов.
Работа происходит следующим
образом.
Педагог громко проговаривает, например, числовой ряд,
больной громко повторяет его вслед за педагогом.
Больной по указанию педагога должен тот же числовой ряд повторять дискретно (например, три слова громко, следующие три – шепотом и т.д.) вслед за педагогом, громко проговаривающим весь ряд.
Слайд 36После отработки этого умения можно переходить на более активный уровень
речевого действия:
произнесение шепотом сопряженно с педагогом и
громко, самостоятельно продолжая
речевой ряд.
Та часть речевого ряда, которая повторяется больным громко, постепенно доводится до минимума: весь ряд повторяется больным (а позже самостоятельно произносится) шепотом, и лишь одно слово – громко. Описанный метод способствует растормаживанию временно инакти-вированной речи и появлению активного словаря.
Слайд 37Вторая стадия
Специальная работа над преодолением экспрессивного аграмматизма ведется на
второй стадии. С этой целью, прежде всего, необходимо провести работу
над актуализацией слов, обозначающих действие. Перед больным выкладывается серия картинок, изображающих одно и то же действие (игра в волейбол, игра на скрипке, игра в шахматы и т.д.). Сюжет этих картинок излагается педагогом четкими короткими фразами, обязательно включающими отрабатываемое слово.
Слайд 38Пациент должен
сначала повторить это слово,
затем самостоятельно подобрать соответствующие этому
слову-понятию разнообразные предметные и сюжетные картинки, отображающие разные значения этого
слова.
Настольные игры, при которых больной неизбежно должен пользоваться словами «дай», «на», «возьми», «пошел», «хожу», «иду» и т. д., являются приемом, включающим в работу уровень автоматизированной, упроченной в прошлом опыте речи, и ее эмоциональный компонент.
Слайд 39В тех же целях используются приемы, связанные с чтением стихов,
пением песен, в которых содержатся отрабатываемые слова-глаголы.
Четверостишия или песни специально
подбираются таким образом, чтобы каждая строчка заканчивалась глаголом. Больному предлагается дополнять начатые педагогом предложения из этих стихов (или песен) соответствующим словом-глаголом.
Слайд 40Специальное место у больных с эфферентной моторной афазией занимает работа
по предупреждению моторных аграмматизмов. Задачей этой работы является восстановление у
пациентов понимании связи между окончаниями слов и определенной ситуацией. Для этого применяется прием активных действий больного с предметом по речевой инструкции, в которой одно и то же слово, обозначающее предмет, выступает в разных грамматических опосредованиях.
Слайд 41После этих упражнений переходят к следующему: больной самостоятельно раскладывает сюжетные
картинки в разные группы с соответствующими окончаниями.
Большое внимание уделяется сочетанию
слов с определенными действиями больного, что способствует закреплению связей слова.
Слайд 42Третья стадия
Методы восстановления связной речи направлены на
преодоление персевераций и
восстановление плавности речи, а также на
восстановление грамматической структуры предложения.
Рассмотренные выше
методы восстановления активного словаря предусматривают и восстановление понимания грамматических связей слова, что создает нужный фон для дальнейшей специальной работы по восстановлению устного связного предложения.
Слайд 43Коррекционно-педагогическая работа при динамической афазии
Слайд 44План
1. Растормаживание речи.
2. Восстановление предикативной речи.
3. Восстановление связной речи.
Слайд 45Предварительная стадия
Обучение начинается с растормаживания речи.
Работа над актуализацией
слов-глаголов на этой стадии проводится на основе сохранной автоматизированной речи.
С этой целью полезны упражнения, в которых актуализации глаголов помогают специально подобранные песни, стихотворения, пословицы, поговорки, каждая строка (или строфа) которых заканчивается высокочастотным словом-глаголом.
Слайд 46На этой же стадии обучения необходимо проведение специальной работы, способствующем
растормаживанию движений. Для этого полезно начинать занятия (особенно в первый
месяц обучения) с гимнастических упражнений (простые движения руками и ногами, ходьба и т.д.), выполнение которых сопровождается музыкой. Позже эти же упражнения больные выполняют под собственное пропевание мелодии, строго подчиняя движения ритму. На более поздних стадиях обучения эти упражнения используются в качестве активного отдыха на занятиях.
Слайд 47Особое внимание должно быть уделено восстановлению ритмико-мелодического компонента речи, который
нужно сначала материализовать:
отбивание ритма слова или фразы рукой,
включение голоса,
пропевание
слов и фраз и т. д.
Работа должна быть
сопряженной (одновременно с педагогом),
отраженной (повторение)
самостоятельной.
Слайд 48Для восстановления общей и речевой инициативы у больных нужно (по
возможности) и на занятиях, и в быту создавать конфликтные ситуации,
которые неизбежно побуждают больного к активному речевому поведению (т.е. ситуации, для выяснения которых больной должен задать вопрос).
Слайд 49Первая стадия
Обучение больного с динамической афазией начинается с восстановления
предикативной речи, иначе говоря, с актуализации глаголов. Для этого используется
система приемов, ведущим приемом которой является работа над восстановлением многозначности слов, обозначающих действие: больной (сначала с помощью педагога и вспомогательной схемы, а потом самостоятельно) подбирает разные предикативные связи для одного и того же слова, обозначающего предмет или явление, или, наоборот, подбирает ряд предметных слов к слову, обозначающему действие. Вспомогательным средством для актуализации нужных слов могут служить соответствующие картинки.
Слайд 50Указанным способом нужно отработать как можно больше слов, обозначающих действия,
предметы (явления), качества предмета, после
чего опора на картинки снимается и
та же работа проводится лишь с опорой на письменную схему связей слов.
Слайд 51Отрабатываемые сетки значений слов
схематично записываются в тетради,
затем составляются в устной
и письменной форме различные по содержанию варианты предложений, в которых
фигурирует один и тот же глагол, обозначающий одно и то же действие, но в разных контекстах.
Слайд 52Актуализации предикативных схем способствуют и упражнения, в которых от больного
требуется найти слова, связанные с заданным словом по тому или
другому признаку. Для этого больному даются две группы карточек с написанными на них словами.
Карточки первой группы должны быть по величине больше, чем второй. К каждому слову из первой группы карточек больной должен подобрать слово из второй группы. Слово должно подбираться в соответствии с поставленной задачей, например, подобрать к заданному слову антоним или синоним. После этих упражнений можно перейти к более активной форме работы: находить заданные связи между словами в текстах (стихах, баснях, прозе) и подчеркивать их.
Слайд 53Очень полезны специальные упражнения по расширению значений глаголов, употреблению их
по смыслу и т. д. С этой целью дается ряд
однокоренных глаголов, разных по значению, к которым пациент должен найти соответствующую картинку.
Слайд 54Вторая стадия
Восстановление собственно связной речи является основной задачей второй стадии
обучения.
Слайд 55Работа по восстановлению связной речи на второй стадии распадается на
два этапа:
восстановление схемы отдельного устного предложения
восстановление схемы целого высказывания, состоящего
из отдельных, связанных общим сюжетом предложений.
Слайд 56На первом этапе
используются в основном два метода восстановления устной фразы:
дополнение фразы до целого и
вынесение линейной схемы фразы
вовне с
дальнейшей опорой на нее при конструировании устных предложений.
Слайд 57Первый метод
помогает восстановлению активного включения в речь, с одной
стороны, и умению подбирать соответствующие слова, используя знания, приобретенные на
предыдущей стадии – с другой. Вначале работа по этому методу ведется при опоре на простые сюжетные картинки. После относительного упрочения заданного способа работы материализованные опоры убираются.
Слайд 58Второй метод
вынесение линейной схемы предложения - используется для восстановления активной
фразы. Больной получает задание составить предложение по сюжетной картинке (пли
самостоятельно ответить на вопрос и т.д.), под картинкой выкладывается ряд пустых карточек-«фишек», каждая карточка обозначает одно (любое) слово, а все вместе они представляют со-
бой вынесенную вовне линейную схему фразы. Фиксируя пальцем каждую карточку, больной ставится в условия, при которых он может восстановить схему предложения по данным внешним опорам. Постепенно карточки замещаются движениями пальца, воспроизводящими линейную схему предложения и выделяющими отдельные элементы фразы.
Слайд 59Материализация схемы предложения
создает условия для активизации речевой деятельности, и больной,
который не может самостоятельно включиться в речь, при опоре на
карточки оказывается способным произнести фразу.
Слайд 60После восстановления у пациента способности к произнесению отдельных фраз можно
переходить к работе над восстановлением высказывания, которое имеет значительно более
сложную психологическую структуру, чем отдельное предложение (2-й этап): оно состоит из ряда взаимосвязанных предложений, объединенных единым замыслом, и может протекать лишь на основе создания и реализации общего плана с помощью предложений.
Слайд 61Прежде всего необходимо вынести вовне создание общего смыслового плана высказывания,
значения слов и сами слова. Содержание высказывания (замысел) материализуется с
помощью соответствующей сюжетной картинки (а позже может быть представлено в виде текста), на которой нужные значения слов представлены соответствующими ее элементами. К этой картинке должен быть приложен и соответствующий ряд слов, написанных на карточках.
Слайд 62Позже больного обучают составлению подробного плана на основе ранее написанного
больным «укрупненного» плана самостоятельного пересказа текста. Больной должен каждый пункт
плана развернуть, добавив к нему 2-3 новых пункта, поясняющих основную мысль, выраженную в главном пункте плана. Развертывание плана, приближающееся к подробному пересказу, помогает осуществить использование слов и готовых фраз из текста. Составленный таким образом подробный план к тексту и явится развернутым письменным изложением текста. Обучение составлению плана полезно вести на широком речевом материале.
Слайд 63Метод «творческого домысливания»
основанный на принципе недостающей информации (дополнения до целого),
также активизирует устную связную речь
Слайд 64Если больному дать серию картинок, объединенных единым сюжетом, с пропущенным
конечным звеном (отсутствие последней картинки) или дать рассказ без конца,
то тем самым создаются условия для активного поиска развязки и изложения ее в виде целого высказывания. Опорой для актуализации нужной схемы высказывания являются данные картинки или часть рассказа. Пропущенным звеном может быть также начало серии сюжетных картинок (или рассказа) или середина ее. Во всех этих случаях у больного имеется опора, облегчающая дополнение заданного сюжета до целого. Очень полезно тренировать речевую (и мыслительную) активность больного на заданиях, в которых требуется найти несколько вариантов «завязок» и «развязок» заданных сюжетов.
Слайд 65Особенности коррекционно-педагогической работы при афазиях у полиглотов и амбидекстров
Слайд 66План
1. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии у
больных-полиглотов.
2. Коррекционно-педагогическая работа по
преодолению афазии при
амбидекстрии.
Слайд 67У полиглотов
афазические расстройства могут быть разной степени тяжести.
Варианты восстановления
речи:
спонтанное восстановление родного языка, которым больной давно уже не пользовался,
восстановление
того языка, на котором больной говорил последние годы жизни.
Занятия надо проводить на том языке, который для больного является основным, и речь на котором восстанавливается спонтанно.
Слайд 68В процессе восстановления речи у полиглота появляются слова из других
известных ему языков. Эти парафазии исправлять не надо, так как
в семье больного могут говорить на разных языках (на двух и даже на трех), парафазии эти доброкачественные. Кроме парафазии, в речи больных, владеющих родственными языками (например, украинским и русским), могут появляться псевдоаграмматические построения, например, вместо домой – «до дому» и т.п. Эти ошибки также не следует исправлять, так как это будет отвлекать больного от преодоления истинных речевых расстройств на использование лексики того или иного языка. Больные, плохо владеющие русским языком, должны заниматься на родном языке.
Слайд 69Общие принципы восстановления речи при разных формах афазии одинаковы для
больных всех национальностей, поэтому логопед должен в своей работе учитывать
лишь особенности фонетики, морфологии и синтаксиса того языка, на котором будет идти восстановление речевых функций.
Слайд 70В письменной речи больных-полиглотов может наблюдаться смешение алфавитов. Логопед должен
указать больному на эту ошибку. Больные с афазией, особенно студенты,
тяжело переживают то, что они «забыли» иностранный язык и из-за этого не смогут учиться в вузе после восстановления речи. В этих случаях больному надо объяснить, что у него нарушено не знание языка, а владение речью, и что на поздних этапах выздоровления больной сможет «освежить» свои знания иностранного языка и вернуться к занятиям в вузе, если это разрешат ему врачи.
Слайд 71Коррекционно-педагогическая работа с больными-амбидекстрами
При обследовании больного с афазией логопеду необходимо
выяснить
не является ли он левшой,
есть ли в его семье (у
его родителей, братьев, сестер и детей) признаки левшества.
Нередко больной не подозревает, что он «скрытый», переученный левша, и наличие левшества или амбидекстрии обнаруживается лишь после инсульта, когда у больного при нарушении мозгового кровообращения в бассейне правой средней мозговой артерии возникают, наряду с гемипарезом или нарушением чувствительности в левой руке, речевые расстройства.
Слайд 72Речевые расстройства амбидекстров отличаются от речевых расстройств у правшей
нетипичностью,
фрагментарностью нарушения
речи,
«скачкообразным» восстановлением различных речевых функций.
При грубом нарушении экспрессивной речи на
раннем этапе может быстро восстановиться понимание речи и письмо. Однако на резидуальном этапе восстановления может длительное время держаться
стойкий импрессивный аграмматизм,
трудности понимания метафор, пословиц, поговорок,
легкая степень аграфии,
вербальные парафазии и т. п.
Слайд 73В связи с тем, что у переученных левшей и амбидекстров
речевые функции могут реализовываться обоими полушариями, коррекционно-педагогическая работа носит характер
стимулирования восстановления речи приемами, характерными для раннего этапа после инсульта. На резидуальном этапе после инсульта становится ясной истинная картина речевого расстройства, выявляется та или иная форма афазии средней или легкой степени выраженности, требующая уже применения специальных приемов коррекционно-педагогической работы по преодолению
эфферентной,
афферентной,
акустико-гностической,
акустико-мнестической или
семантической афазии.
Слайд 74Наиболее тяжелой у левшей и амбидекстров оказывается
афферентная моторная афазия первого
и второго варианта при поражении теменной доли, комплексная акустико-гностическая и
акустико-мнестическая афазия при поражении правого полушария или обоих полушарий.
Слайд 75Преодоление афазии у детей и подростков
Слайд 76План
1. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению афазии в детском возрасте.
2.
Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению афазии в подростковом и юношеском
возрасте.
Слайд 77Афазии у детей, подростков и молодых людей, возникшие в результате
разрыва аневризмы сосудов головного мозга, могут проходить спонтанно.
В остальных случаях
преодоление афазий осуществляется у подростков старше 15 лет за 3-5 лет систематических логопедических занятий, но при условии максимально серьезного отношения к речевому дефекту как самого подростка или юноши, так и его родителей.
Слайд 78Нередко несерьезное отношение к своему речевому дефекту, отсутствие навыка преодолевать
трудности, надежда на спонтанное восстановление приводят к тому, что эти
пациенты не возвращаются к учебе, к труду. Упорный, целенаправленный труд в преодолении речевого дефекта позволяет подросткам
окончить школу, техникум и т.п., а студентам – институты и приступить к работе по специальности в несколько облегченных условиях.
Слайд 79Для преодоления моторной афазии у детей и подростков используются те
же приемы коррекционно-педагогической работы, которые применяются в работе со взрослыми
на раннем этапе восстановления. В связи с несформированностью у детей различных навыков значительное внимание надо уделять психической деятельности, обучать ребенка планировать свои действия, отрабатывать некоторые движения.
Слайд 80Занятия с детьми должны быть интересными, разнообразными. Лексика и семантика
дидактического материала должны соответствовать возрасту ребенка. Особое место в преодолении
речевых расстройств у детей занимают различные речевые игры, рисование, лепка, конструирование из элементов различных детских поделок.
Слайд 81Пяти-шестилетних дошкольников
целесообразно с первых дней занятий
обучать чтению и письму, используя
букварь, разрезную азбуку,
развивая у них звукобуквенный анализ состава слова,
подготавливая
их тем самым к учебе в специальной речевой или общеобразовательной школе.
Слайд 82Школьники и подростки,
перенесшие травму или нарушение мозгового кровообращения в
теменно-затылочных отделах головного мозга, могут утратить некоторые приобретенные до заболевания
навыки:
ориентацию в географической карте,
представление о времени,
представление о дробях,
извлечении квадратного корня,
испытывать значительные трудности в решении задач.
Слайд 83В связи с этим логопед ставит своей задачей не только
восстановление у ребенка навыков чтения, письма и элементарного счета, но
и других навыков, необходимых ему для возвращения в школу. Восстановление этих элементарных математических навыков предупреждает дальнейшие трудности овладения более сложными математическими знаниями. В тех случаях, когда больной возвращается к учебе, осуществление преодоления нарушений понимания деепричастных и причастных оборотов проводится с опорой на экспрессивную устную и письменную речь.
Слайд 84После освоения этих оборотов в экспрессивной речи больные свободно понимают
последовательность действий, выраженных деепричастным оборотом, при восприятии речи на слух.
Слайд 85По мере восстановления речевых навыков подросток или студент переходит к
обновлению знаний иностранного языка. Особенно значимо
это для студентов высших учебных
заведений.
При более массивных травмах головного мозга или тяжелых менингоэнцефалитах, восстановление речевых функций у детей протекает медленнее и требует многолетней работы по развитию речи в специальных школах.
Слайд 86Организация коррекционной работы при афазии
Слайд 87План
1. Планирование коррекционно-педагогической работы по преодолению афазии.
2. Организация и содержание
логопедических занятий.
3. Оценка результатов коррекционно-педагогической работы.
Слайд 88Выработка плана коррекционно-педагогической работы при афазии всегда требует индивидуального подхода.
Слайд 89На раннем этапе
после инсульта больные, как правило, находятся в
стационаре.
Занятия с ними начинаются в течение первых 2-3 недель
после инсульта, так как это самый благоприятный момент для растормаживания и стимулирования нарушенных функций.
В первые дни после инсульта занятия проводятся по 7-15 минут, желательно 2-3 раза в день, затем от 15 до 30 минут.
Слайд 90Для коррекционой работы привлекаются родственники, которые могут выполнять с больными
задания логопеда в послеобеденное время.
Через месяц после нарушения мозгового кровообращения
занятие может длиться от 30 до 40 минут, с небольшими перерывами и разными видами работы.
Слайд 91На резидуальном этапе после инсульта с больными проводятся как индивидуальные,
так и коллективные занятия по 40-60 минут.
Слайд 92В течение первых двух лет после инсульта желательно, чтобы больной
регулярно занимался как в стационаре (полтора-два месяца), так и в
поликлинике.
В стационаре логопед работает с больным по 4-5 раз в неделю,
в поликлинике – 2-3 раза в неделю, в зависимости от тяжести речевого расстройства, соматического состояния и т. п.
Слайд 93После каждых 2-3 месяцев занятий делается небольшой перерыв (1-2 месяца),
после которого логопед заново составляет на больного карту с
задачами и
приемами коррекционно-педагогической работы. Речь некоторых больных после перерыва ухудшается, но это ухудшение, как правило, бывает временным, и через 3-4 занятия у больного восстанавливается речь до прежнего его уровня.
Слайд 94Общая продолжительность логопедических занятий различна, иногда по 2-3 года. С
больными в возрасте до 40-50 лет, которые могут вернуться к
учебе в школе или вузе, или к работе по специальности, занятия могут длиться до 4-5 лет.
Слайд 95В планирование коррекционно-педагогической работы входит
составление перспективного плана индивидуальных и
групповых занятий,
составление индивидуальных задач, программ
выбор приемов преодоления речевых расстройств каждого
больного,
которые фиксируются в индивидуальной карте.
Слайд 96В индивидуальной карте логопед записывает
фамилию, имя и отчество больного,
наличие левшества,
его
возраст,
национальность,
наличие
полиглотства,
образование и специальность,
даты инсульта или травмы,
начала и окончания логопедических занятий,
клинический
диагноз заболевания,
заключение о речевом статусе на различных этапах,
задачи, приемы и результаты коррекционно-педагогической работы.
Слайд 97Обследование нарушенных речевых функций позволяет наметить конкретный план коррекционно-педагогичеекой работы
на индивидуальных занятиях.
Слайд 98При составлении плана коррекционно-педагогической работы учитывается
этап заболевания,
выбор соответствующих этапу
заболевания приемов коррекционно-педагогической работы,
место проведения индивидуальных занятий (в палате больного,
в кабинете логопеда) или участие в групповых занятиях.
Слайд 99Индивидуальные занятия
с больными подобны многоплановому уроку.
Слайд 100Пример плана урока с больным с эфферентной афазией:
проверка домашнего
письменного задания больного (отмечаются не все ошибки больного, а лишь
3-4, чтобы не травмировать его);
проверка домашнего устного задания больного (составление больным фраз по картинкам, пересказ прочитанного);
восстановление навыков письма (работа с разрезной азбукой, заполнение пропущенных букв в слове, слуховые диктанты);
вызов слов через контекст, опирающийся на предмет, картинку и выразительный жест;
составление фраз по сюжетным картинкам, обсуждение их, запись в тетради самостоятельно или с помощью логопеда;
чтение текста и пересказ его по плану (по вопросам, по опорным словам);
задание на дом: чтение и пересказ небольшого текста, заполнение пропущенных букв или слов, рассказ по картинке и т. п.
Слайд 101Задачи
коррекционно-педагогической работы на групповых занятиях
при афазии заключаются:
1) в восстановлении
коммуникативной функции в речевой среде,
2) в преодолении речебоязни и т.п.,
3)
в умении преодолеть специфические для больных с афазией речевые трудности в условиях, приближенных к различным ситуациям, встречающимся в повседневной жизни.
Слайд 102На групповых занятиях объединяется
не более 3-4 больных с одной
формой афазии или с одинаковой речевой активностью. Это связано с
тем, что
гиперактивные больные с сенсорной афазией с логореей могут подавлять и без того низкую активность больных с моторной афазией,
нечеткое произношение больных с моторной афазией затруднит понимание речи больным с другой формой афазии.
Слайд 103На групповых занятиях используются
беседы на темы дня,
различные инсценировки,
обсуждение телепередач
(спортивных, международных, о воспитании детей).
Слайд 104Для самых тяжелых, безречевых больных
используются приемы невербальной коммуникации при
помощи рисунка, пиктограмм,
полезны «путешествия» по географической карте с выяснением, где
и когда больные жили или отдыхали, чем занимались.
Больные используют в ответах на вопросы логопеда рисунок и жесты.
Слайд 105Во многом результаты коррекционно-педагогической работы зависят от настойчивости логопеда и
больного, являющихся, по существу, сотрудниками в достижении одной цели: максимального
восстановления речи, нарушенной в результате инсульта или травмы головного мозга.
Слайд 106Оценка результатов коррекционно-педагогической работы
При выписке больного из стационара или завершении
этапов амбулаторных занятии логопед
оценивает результаты восстановительного обучения,
отмечает степень тяжести речевого
расстройства, активность больного,
степень восстановления различных сторон речи,
наличие разного темпа восстановления экспрессивной и импрессивной речи,
чтения и письма.
Слайд 107Используются 4 оценки результатов восстановительного обучения
значительное восстановление,
общее улучшение,
частичное улучшение,
без изменения.
Слайд 108Под значительным восстановлением подразумевается
доступность свободного устного и письменного высказывания
с элементами аграмматизма и редкими ошибками в письме.
Значительное восстановление
наблюдается
при легких степенях выраженности речевого расстройства на раннем этапе после инсульта
в результате длительных систематических занятий.
Слайд 109Под общим улучшением подразумевается
при моторной афазии - возможность общения
с помощью фраз,
при сенсорной афазии –
восстановление фонематического слуха,
возможность составления
несложных текстов по сериям сюжетных картинок,
относительное восстановление чтения и письма.
Слайд 110Частичное улучшение подразумевает
появившуюся возможность общения с помощью отдельных слов
или коротких предложений,
улучшение понимания речи,
улучшение в той или иной степени
письменной речи.
Слайд 111Оценка восстановительного обучения без изменения
констатирует отсутствие динамики улучшения речевых
функций.
Отсутствие динамики может наблюдаться
при тотальной и любой другой афазии на
раннем этапе восстановления,
при плохом соматическом состоянии больного и в конце длительных коррекционно-педагогических мероприятий.
Слайд 112Рекомендуемая литература
1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. – М.,
1975
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.,
1989
3. Бадалян К.Д. Невропатология. – М., 1999.
4. Бейн Э.С. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982
5. Бейн Э.С., Овчарова П. А. Клиника и лечение афазий. – София, 1970
6. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 1991
7. Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997
8. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 2001.
9. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. – М., 1971
10. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.
11. Дефектология. Словарь-справочник/ Авт.-сост. С.С. Степанов /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2007.
12. Критчли М. Афазиология. – М., 1974
13. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М., 2002
14. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2000.
15. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975
Слайд 11316. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-н /Дону, 1998.
17.
Проблемы афазии и восстановительного обучения. Тексты. / Под.
ред. Л.С. Цветковой,
Ж.М. Глозман. – М., 1983
18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селиверстова. – Т 2. – М., 1997.
19. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики. – М., 2000.
20. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М, 1988
21. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М., 1972
22. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М., 1985
23. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути ре-
шения. – М.- Воронеж, 2002.
24. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000.
25. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. – М., 2001.
26. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. –
М., 2001.