Слайд 1Академия Н.С. Михалкова кинематографического и театрального искусства
Лекционный курс
«Памятники мирового искусства»
Лекция
2.
Искусство мезолита и неолита
Кочеляева Нина Александровна, к.и.н.
nina.kochelyaeva@gmail.com
Слайд 2Эпоха мезолита
Общая характеристика
Эпоху каменного века между палеолитом и неолитом иногда
называют эпипалеолитом, средним каменным веком, голоценовым палеолитом, но чаще всего
— мезолитом. Археологические культуры и памятники мезолита относятся большинством исследователей к трем климатическим фазам послеледникового времени: пребореалу — от 8,3 до 7,5/7 тыс. лет до н.э., бореалу — 7,5/7-6 тыс. лет до н.э. и началу атлантического периода (атлантикума) — 6-5,5 тыс. лет до н.э. Практически все исследователи соотносят мезолит с периодом от XX до VI, а в некоторых районах и до V тысячелетия до н.э.
Слайд 3Эпоха мезолита
Общая характеристика
История выделения эпохи мезолита имеет довольно сложную историю.
Ученые вплоть до начала XX в. полагали, что в Европе
между эпохами палеолита и неолита длительное время существовали значительные по площади незаселенные территории. Лишь в последней четверти XIX в. было открыто довольно много археологических памятников, культурные слои которых перекрывали палеолитические, но были отличными от них по характеру и содержащемуся инвентарю. Это побудило археологов к выделению азильской и тарденуазской культур (пещеры Мас-де-Азиль и Тарденуаз во Франции), которые через некоторое время заняли свое место в общей периодизации каменного века, например в периодизации Мортилье.
Слайд 4Эпоха мезолита
Общая характеристика
Природные условия и расселение человека
Слайд 5Эпоха мезолита
Общая характеристика
Изменение быта человека
Изменения климата и природной среды
привели к изменению образа жизни мезолитического населения.
Из-за появления резких природных
различий между отдельными географическими районами и климатическими зонами именно в мезолите формируются специфические особенности освоения человеком того или иного региона, которые прослеживаются на протяжении всей последующей истории.
Так, в южной зоне — зоне лесостепей и богатых растительностью степей — с самого начала преобладает интенсивное собирательство, что достаточно быстро приводит к переходу к производящим формам хозяйства.
В южных областях широко распространяются многочисленные кремневые изделия геометрической формы, представляющие собой маленькие сегменты, треугольники, трапеции, которые изготовлялись из мелких правильных пластинок с помощью ретуши — их обычно называют геометрическими микролитами.
Слайд 6Эпоха мезолита
Общая характеристика
Изменение быта человека
Изделия из камня эпохи мезолита:
1,2
— нуклеусы (призматический, карандашевидный); 3, 4 — скребки; 5, 6
— резцы; 7 — острие; 8, 9 — перфораторы (сверло, проколка); 10-15 — негеометрические микролиты (пластинки с ретушированным концом, с притупленным краем, острия); 16-25— геометрические микролиты (сегменты, четырехугольники, треугольники, трапеции); 26, 27 — рубящие орудия (топоры);
28-33 — наконечники стрел
Слайд 7Искусство мезолита
Общая характеристика
Изобразительное искусство мезолита представлено в тех же трех
основных видах, что и в верхнем палеолите, — это наскальные
изображения, т.е. монументальное искусство, мелкая пластика и прикладное искусство. Тем не менее, в изобразительном искусстве мезолита происходят качественные изменения по сравнению с предшествующей эпохой. На смену яркому «палеолитическому реализму» приходит гораздо более схематичный графичный стиль. Образ человека или животного все более становится знаком или символом, кроме того, широко распространяется и усложняется орнамент, которым украшают различные декоративные и бытовые предметы.
Слайд 8Искусство мезолита
Пластика
Изделия из Оленеостровского могильника
1-3 — фигурки человека (дерево);
4, 5
— подвески из зубов животных;
6, 7 — изображения змей
(дерево);
8 — наконечник копья с лезвиями-вкладышами;
9 — изделие с навершием в виде головы лося (дерево);
10, 12 — навершия в виде головы лося (дерево);
11 — орнаментированная кость;
13 — стрелы
Слайд 9Искусство мезолита
Наскальные изображения
Наскальные изображения представляют из себя большие группы, а
их сюжеты в основном посвящены темам охоты, иногда — военных
столкновений. Каждая такая композиция — это целый рассказ о событии, эмоционально окрашенный, динамичный. Главное новшество — появление многочисленных изображений людей, столь редких в палеолите: наиболее распространены фигурки охотников, вооруженных луками и копьями.
Ареал распространения:
Испания, Северная Африка, Средняя Азия, Кавказ, Северное Причерноморье, Карелия, Сибирь, Австралия и др.
Наскальные изображения могут быть выполнены красками, полученными из природных материалов, либо нанесены механическим способом (эти изображения называются петроглифы).
Рис. Бытовая сцена. Тадрарт-Акакус (слева), Жирафы. Сахара (справа)
Слайд 10Искусство мезолита
Наскальные изображения
Бесов Нос
Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное
изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5
тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).
Слайд 11Искусство мезолита
Наскальные изображения
Петроглифы Онежского озера и Беломорья. Республика Карелия.
Слайд 12Искусство мезолита
Наскальные изображения
Наскальные рисунки аборигенов Австралии
В Австралии сохранились рисунки в
пещерах и на скалах, а также петроглифы. Особенно их много
в древних массивах Кимберли на полуострове Арнемленд и в центральной части континента, в горах Масгрейв и Мак-Доннел. Первые рисунки и петроглифы были обнаружены Греем в 1841 году. Первые авторы обзоров рисунков: Дэвидсон (1952 г.), Маккарти (1938—1957 г.), Бердт (1958 г.) — определили количество рисунков в несколько десятков тысяч.
Слайд 13Искусство мезолита
Наскальные изображения
Австралия.
Национальный парк Какаду.
Присутствуют два стиля рисунков: стиль «Мими»
(Mimi) и в рентгеновском стиле.
Рисунки в стиле «Мими» — выполнены
тонкими линиями, схематичные, напоминают фигуры составленные из спичек, выполнены красной охристой краской. Рентгеновский стиль показывает скелет, внутренние органы, знание анатомии. По представлениям аборигенов рисунки сохранились со «Времен сновидений».
Слайд 14Время сновидений (англ. Dreamtime) — термин, используемый для обозначения характерного
для различных австралийских мифологий понятия о своеобразной мифологической эре, эпохе
творения, населённой культурными героями и метафизическими сущностями и как бы продолжающей существовать в потусторонней реальности. Был предложен в 1938 году антропологом А. П. Элкином и популяризован Уильямом Эдвардом Хэнли Стэннером; предполагается, что это неточный перевод арантского слова alcheringa, которое в действительности означает «вечный», «нетварный». В некоторых областях «время сновидений» именуется «временем Байяме» (верховного бога-творца).Во времена «сновидения» мифические герои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных и растения, определили рельеф местности, установили обычаи. Слово, которое в этом контексте традиционно переводится на английский как «сновидение» (аранта alchera, диери mura-mura, питянтятяра tjukurpa) используется также для обозначения любых духовных сущностей. Представления о «времени сновидений» имеются практически у всех аборигенных народов Австралии.
Слайд 15Искусство мезолита
Наскальные изображения
Центральная Азия. Саймалуу Таш
Саймалуу Ташили, или Саймалы Таш
находится южнее села Казарман, на этой территории находится большое количество
различных петроглифов. Изучением петроглифов занимается Институт археологии Бишкека.
В 2001 году в Тогуз-Тороузском районе восточной части Жалалабадской области, вдоль реки Курарт основан одноимённый национальный парк Саймалуу Таш. Площадь — 32 000 га. Объекты охраны — уникальные природные комплексы урочища Кугарт и многочисленные петроглифы, имеющие большую культурную и историческую ценность.
Слайд 16Искусство мезолита
Наскальные изображения
Вади-Матендус, Wadi Mathendous или Вади-Меткандуш, Wadi Methkandoush —
доисторический археологический памятник на юго-западе Ливии в Месак-Сеттафет, известный выбитыми
на скалах изображениями животных — слонов, жирафов, крупных кошачьих, быков и крокодилов.
Слайд 17Искусство мезолита
Наскальные изображения
Акакус, или Тадрарт-Акакус, араб. تدرارت أكاكوس — горный
массив в пустыне Сахара на территории Ливии. Расположен к востоку
от ливийского города Гат и тянется на север вдоль границы с Алжиром примерно на 100 км. Слово Tadrart означает «гора» на языке тамахак туарегской группы.
Слайд 18Искусство мезолита
Наскальные изображения
Тассили́н-Адже́р[1], Тассили́н-Адже́р[2] (Tassili n’Ajjer, в переводе с тамашек
— «Плато рек», араб. طاسيلي ناجّر) — плато в юго-восточной
части Алжира, в пустыне Сахара. На плато в разные годы были найдены петроглифы, датируемые от 7 тысячелетия до н. э. до VII века н. э. Объект ЮНЕСКО с 1982. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары.
Слайд 19Искусство мезолита
Наскальные изображения
Пещера Пловцов — пещера в Египте с наскальной
живописью эпохи неолита. Находится в Ливийской пустыне, на территории египетской
мухафазы Вади-эль-Гедид, вблизи границы с Ливией. Возраст петроглифов пещеры оценивается примерно в 10 000 лет. Они изображают плавающих людей (из-за этого пещера и получила своё название).
Слайд 20Исследователь пустыни
Пещера и её наскальные рисунки были обнаружены в октябре
1933 года венгерским исследователем Ласло Алмаши.
Алмаши посвятил пещере пловцов главу
в своей книге «Az ismeretlen Szahara» (англ. The Unknown Sahara, рус. Неизвестная Сахара), впервые опубликованной в 1934 году в Будапеште. В ней исследователь пришёл к выводу, что раньше климат в Сахаре был гораздо благоприятней, чем сейчас, и на её территории были водоёмы и могли жить люди.
Пещера Пловцов упоминается в романе Майкла Ондатже Английский пациент (англ. The English Patient), а также в экранизации романа.
Слайд 21Эпоха неолита
Общая характеристика
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные
изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее
областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.
Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо этого возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.
Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.
Слайд 22Эпоха неолита
Общая характеристика
Неолитические артефакты
В эту эпоху каменные орудия шлифовались, сверлились,
развивались прядение и ткачество
Слайд 23Эпоха неолита
Общая характеристика
В результате преобразований, связанных с изменением климатических условий
и форм хозяйствования, во всей духовной культуре в эпоху неолита
происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии появляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемических предков данного племени или рода. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемических предков.
Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемических предков, но и поступки реальных героев, которые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступали водяные, лешие, русалки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.
Слайд 24Эпоха неолита
Общая характеристика
Центры зарождения и распространения сельского хозяйства
Неолити́ческая револю́ция (или
«неолитизация») — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и
собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад
Слайд 25Ближневосточный неолит
— первый исторический очаг неолитической культуры, сложившийся на
Ближнем Востоке около 9500 г. до н.э.[1], который впоследствии привел
к появлению других неолитических центров (балканский неолит и джейтунская культура в Средней Азии), а также первых цивилизаций Шумера и Древнего Египта. Материнской культурой ближневосточного неолита является Натуф.
Отличительной особенностью ближневосточного неолита является наличие докерамического периода (емкостями в этот период служили обмазанные смолой или глиной плетеные корзины). В рамках ближневосточного неолита на Земле появились первые города: Иерихон, Джерф-эль-Ахмар, Невалы-Чори и Ашиклы-Хююк (9 тыс. до н. э.), Айн-Газаль и Чатал-Хююк (8 тыс. до н. э.).
Слайд 26Ближневосточный неолит
Религиозные представления, по-видимому, связаны сохраняемыми головами и алебастровыми куколками,
отголоски которых известны в иудейской мифологии как терафим или голем.
Также археологи раскапывают следы человеческих жертвоприношений (Домузтепе), напоминающих легенды о тофет. Большое значение приобретал культ Богини-Матери.
В этническом плане ближневосточный неолит представлял собой зону взаимодействия племен афразийской и синокавказской групп языков.
Слайд 27Доисторический Египет
Неолитический период в истории Египта делится на додинастический период
и на ранний династический период (начиная 3100 до н.э.).
На рисунке
изображены артефакты, относящиеся к додинастическому периоду:
по часовой стрелке от верхнего левого:
1) терракотовая женская фигурка (3500 до н.э., Бруклинский музей);
2) расписной керамический сосуд;
3) в статуэтка из слоновой кости;
4) косметическая палитра;
5) кремневый нож;
6) ваза из диорита.
Слайд 29Неолитические культуры Китая
Культура Лоншан
«Белая керамика» — это название для типа
керамики из белой глины. Этот кувшин использовался для хранения холодных
и горячих жидкостей, а его форма убеждает нас в том, что изготовление керамических изделий в период позднего неолита достигло высокого уровня изящества.
Слайд 30Искусство неолита: мегалитические постройки
Мегали́ты (от греч. μέγας — большой, λίθος
— камень) — сооружения из огромных каменных глыб, характерные в
основном для финального неолита и энеолита (IV—III тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке).
Слайд 31Мегалиты: типология
Дольмен; коридорная гробница; гробницы в форме галерей
Слайд 32Мегалиты: типология
Менгиры;
кромлехи
Слайд 33Список литературы и фильмография:
Литература:
Авдусин Д. A. Основы археологии: Учеб. для
вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. —
335 с.: ил.
Всеобщая история искусств. Том 1 // Ред. Р.Б.Климов. — М.: Государственное издательство 'Искусство', 1956 — с.920.
Саватеев Ю.А. Каменная летопись Карелии: Петроглифы Онежского озера и Белого моря. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
Тернер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т./ Пер. с англ. М. К. Рыклина. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. — 528 с. — (Боги и учёные). ISBN 5-275-00248-3 (т. 1) ISBN 5-275-00247-5.
Фильмография:
д/ф «Загадки истории. Правда о Стоунхендже» (AETN International и КП Продакшн, 2010)
д/ф «Гениальная геометрия. Следы таинственных предков» (англ. Genius and Geometry. Traсes of Our Enigmatiс Anсestors) (реж. Рональд Вауган, 2010)
Английский пациент (реж. Энтони Мингелла, 1996)
Полезные ссылки:
http://www.ancient-origins.net/
http://whc.unesco.org/en/list/