Слайд 1 Аккультурация как процесс освоения чужой культуры
Лекция 6
Слайд 2План Лекции 6
Определение аккультурации.
Основные стратегии аккультурации: ассимиляция, маргинализация, сепарация,
интеграция.
Результаты аккультурации.
Понятие культурного шока. Фазы развития, симптомы и
пути преодоления культурного шока. Обратный культурный шок.
Подготовка к межкультурному взаимодействию.
Понятие культурных ассимиляторов.
Инкультурация.
Слайд 3Определение аккультурации
Аккультура́ция (лат. acculturare)
ad «к; приближение»
+
cultura «образование, развитие»
процесс взаимовлияния культур
(обмен культурными
особенностями),
восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.
Слайд 4Определение аккультурации
Термин аккультурация (аkkulturation)
впервые ввел 1910 г. немецкий этнолог В. Крикенберг
Английский термин (acculturation) ввел
немецкий этнолог Р. Турнвальд в 1932 г.
Первое
систематическое определение в 1936 г.
Р. Рэдфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц
(американские культурные антропологи)
Слайд 5Определение аккультурации
«Под аккультурацией понимается явление, являющееся результатом продолжительного непосредственного контакта
групп индивидов различных культур с последующим изменением изначальных культурных черт
одной или обеих групп».
Redfield, Linton, Herskovits
«Memorandum on the Study of Acculturation»
//«American Anthropologist» № 38, 1936 г.
Слайд 6Определение аккультурации
в этнографии, культурологии и социологии
Аккультурация –
процесс приобщения и
усвоения норм общения и сотрудничества, ценностной переориентации и т.п., чаще
всего переживаемым определенной человеческой общностью при вхождении ее в новую этносреду.
Слайд 7Определение аккультурации
социальная психология
Аккультурация –
процесс и результат преодоления смысловых барьеров
между представителями различных субкультур
процессов межгрупповых взаимодействий
(например, группы несовершеннолетних правонарушителей и
"мира взрослых")
Слайд 8Основные стратегии аккультурации
В процессе аккультурации человек вынужден одновременно решать две
проблемы — сохранение своей культурной идентичности и включение в чужую
культуру.
Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает основные стратегии аккультурации.
Слайд 9Основные стратегии аккультурации
ассимиляция
сепарация
маргинализация
интеграция
Слайд 10Основные стратегии аккультурации
ассимиляция —
вариант аккультурации, при котором
человек полностью принимает
ценности и нормы иной культуры,
отказываясь при этом от своих
норм и ценностей
Слайд 11Основные стратегии аккультурации
сепарация —
отрицание чужой культуры при сохранении идентификации
со своей культурой.
В этом случае представители недоминантной группы предпочитают
большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры.
Стратегия изоляции, на которой настаивают представители господствующей культуры, -сегрегация.
Слайд 12Основные стратегии аккультурации
маргинализация —
вариант аккультурации, проявляющийся в потере идентичности
с собственной культурой и отсутствии идентификации с культурой большинства.
Невозможности
поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствие интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры)
Слайд 13Основные стратегии аккультурации
интеграция —
идентификация
как со старой культурой,
так
и с новой.
Слайд 14Основные стратегии аккультурации
Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции культур, результатом
которой является бикультурная или мультикультурная личность.
Слайд 15Основные стратегии аккультурации
Интеграция возможна, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства
добровольно выбирают эту стратегию:
интегрирующаяся группа готова принять установки и
ценности новой для себя культуры,
а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права, ценности, адаптируя социальные институты к их потребностям.
Слайд 16Результаты аккультурации
В основе аккультурации лежит коммуникативный процесс.
местные жители приобретают
свои культурные особенности,
приезжие знакомятся с новыми культурными условиями и
овладевают новыми навыками через общение.
Слайд 17Результаты аккультурации
Любое общение, в том числе личное, имеет три взаимосвязанных
аспекта — познавательный,
аффективный,
поведенческий
Слайд 18Результаты аккультурации
Познанавательный –
картина мира представителей «чужой культуры»
Аффективный –
допустимые
эмоциональные высказывания и реакции
Поведенческий –
алгоритмы и стереотипы поведения
Слайд 19Понятие культурного шока
Важнейшей целью и результатом аккультурации является долговременная адаптация
к жизни в чужой культуре.
Аспекты адаптации:
психологический
социокультурный
экономический
Слайд 20Понятие культурного шока
Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в
рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье,
в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности.
Слайд 21Понятие культурного шока
Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в
новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в
быту, на работе.
Слайд 22Понятие культурного шока
Экономическая адаптация –
важнейшие показатели успешной адаптации:
трудоустройство, удовлетворенность работой и уровнем своих профессиональных достижений и, как
следствие, своим благосостоянием в новой культуре.
Слайд 23Понятие культурного шока
«культурный шок», «шок перехода», «культурная утомляемость»
стрессогенное воздействие новой
культуры на человека
Термин «культурный шок» ввел в научный оборот канадский
исследователь
Калерво Оберг в 1954 г.
Слайд 24Понятие культурного шока
формы проявления культурного шока:
Напряжение, к которому приводят усилия,
требуемые для достижения необходимой психологической адаптации.
Чувство потери или лишения (друзей,
статуса, профессии и собственности).
Чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их.
Сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации.
Неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий.
Чувство неполноценности от неспособности совладать с новой средой.
Слайд 25Понятие культурного шока
культурный шок - нормальная реакция, часть обычного процесса
адаптации к новым условиям
В ходе этого процесса личность не просто
приобретает знания о новой культуре и о нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и испытывает при этом стресс.
Слайд 26Понятие культурного шока
С начала 1990-х годов специалисты предпочитают
говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.
Слайд 27Понятие культурного шока
Механизм развития культурного шока впервые подробно
описан Обергом, который утверждал, что люди проходят через определенные ступени
переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительною уровня адаптации
Слайд 28Понятие культурного шока
кривая адаптация (U-образная кривая)
«Медовый месяц» -хорошо
Негативное воздействие окружающей
среды - хуже
Критический этап - плохо
Оптимистический этап - лучше
Полная адаптация
- хорошо
Слайд 29Понятие культурного шока
Когда успешно адаптировавшийся в
чужой культуре человек возвращается на родину, он сталкивается с необходимостью
обратной адаптации (реадаптации) к собственной культуре.
Слайд 36Подготовка к межкультурному взаимодействию
«Медовый месяц»
Слайд 37Подготовка к межкультурному взаимодействию
Слайд 38Подготовка к межкультурному взаимодействию
Слайд 39Подготовка к межкультурному взаимодействию
Слайд 40Понятие культурных ассимиляторов
Слайд 41Понятие культурных ассимиляторов
Слайд 42Понятие культурных ассимиляторов
Слайд 43Понятие культурных ассимиляторов