Разделы презентаций


Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций

Содержание

оценивание поведение ребенказанятие определенной позициииспользование различных форм воздействия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций

Активные методы как основа решения  сложных педагогических ситуаций

Слайд 4оценивание поведение ребенка
занятие определенной позиции
использование различных форм воздействия

оценивание поведение ребенказанятие определенной позициииспользование различных форм воздействия

Слайд 5я
О трудностях воспитания и обучения детей пишут педагоги, психологи,

социальные работники, юристы. В специальной литературе описано множество частных случаев

и эпизодов из практики воспитания и обучения, когда, как правило, все, кто имеют дело с формированием подрастающей личности, сталкиваются с трудностями, проблемами и задачами, которые необходимо решать правильно и своевременно.
я О трудностях воспитания и обучения детей пишут педагоги, психологи, социальные работники, юристы. В специальной литературе описано

Слайд 6знание и владение отдельными педагогическими методами, средствами и приемами
умение находить

правильное решение в каждом частном случае
выявление причин деформации поведения ребенка

и планирование путей и средств их коррекции
знание и владение отдельными педагогическими методами, средствами и приемамиумение находить правильное решение в каждом частном случаевыявление причин

Слайд 7ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в

процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи,

и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие  в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя

Слайд 8ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся или коллективом

обучающихся на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными

эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся или коллективом обучающихся  на основе противоположных норм, ценностей

Слайд 9ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – событие, с которым педагог столкнулся в повседневной

работе. Это событие ставит перед педагогом педагогические задачи, требующие решения.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – составная часть педагогического процесса, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – событие, с которым педагог столкнулся в повседневной работе. Это событие ставит перед педагогом педагогические

Слайд 10предварительное проектирование
стихийное возникновение в процессе разных видов деятельности в образовательном

процессе
ПРОТИВОРЕЧИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ
РАЗВИТИЕ
РАЗРЕШЕНИЕ

предварительное проектированиестихийное возникновение  в процессе разных видов деятельности  в образовательном процессеПРОТИВОРЕЧИЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯСИТУАЦИЯ РАЗВИТИЕРАЗРЕШЕНИЕ

Слайд 11возникают часто
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ
возможность в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать

педагогические задачи
возможность решить и ликвидировать эти ситуации
возникают редко
необходимость длительного времени

для своего разрешения

неразрешимость ситуации

возникают частоПЕДАГОГИЧЕСКАЯСИТУАЦИЯ возможность в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачивозможность решить и ликвидировать эти ситуациивозникают

Слайд 12СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – ситуация,
которая характеризуется напряженностью, зачастую находящей

выражение в различные рода конфликтных проявлениях.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ:
принятие педагогически правильного

решения;

учет причин, порождающих противоречия, лежащие в основе педагогической ситуации.
СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – ситуация, которая характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение  в различные рода конфликтных проявлениях.ТРЕБОВАНИЯ

Слайд 13Развитие сложных педагогических ситуаций
облик ситуации неясен;

ситуация может остаться незамеченной недостаточно

опытным и внимательным педагогом.

Развитие сложных педагогических ситуацийоблик ситуации неясен;ситуация может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом.

Слайд 14Развитие сложных педагогических ситуаций
проявление сигналов, свидетельствующих о возможном возникновении проблемных

и конфликтных ситуаций;
постепенное ухудшение поведения ребенка;
необоснованная агрессия;
чрезмерная мечтательность;
внезапные

отклонения;
охлаждение к учебе;
растерянность;
невнимательность;

должны быть замечены взрослыми.
Развитие сложных педагогических ситуацийпроявление сигналов, свидетельствующих о возможном возникновении проблемных и конфликтных ситуаций; постепенное ухудшение поведения ребенка;необоснованная

Слайд 15Развитие сложных педагогических ситуаций
СИГНАЛЫ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ
восприятие как временного

явления
не учитывается
в образовательном процессе
развитие отклонений от норм поведения
СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

СИТУАЦИЯ
Развитие сложных педагогических ситуацийСИГНАЛЫ ОТКЛОНЕНИЯ  ОТ НОРМ ПОВЕДЕНИЯвосприятие как временного явленияне учитывается в образовательном процессеразвитие отклонений

Слайд 16Причины возникновения сложной
педагогической ситуации

Ситуации, возникающие по линии ученик-ученик
несогласие

между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся
ПРИЧИНЫ:
недовольство;
разногласие;
противодействие;
противостояние;
разрыв.

Причины возникновения сложной педагогической ситуацииСитуации, возникающие по линии ученик-ученик несогласие между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни

Слайд 17Причины возникновения сложной
педагогической ситуации

Ситуации деятельности
выполнение учеником учебных заданий;
успеваемость;
внеучебная

деятельность;
возникновение с учениками, испытывающими трудности в учебе.
ПРИЧИНЫ:
завышенные требования к усвоению

предмета;
использование отметок как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.
Причины возникновения сложной педагогической ситуацииСитуации деятельностивыполнение учеником учебных заданий;успеваемость; внеучебная деятельность;возникновение с учениками, испытывающими трудности в учебе.ПРИЧИНЫ:завышенные

Слайд 18Причины возникновения сложной
педагогической ситуации

Ситуации поведения
нарушения детьми правил поведения в

образовательном учреждении, на занятиях, в свободное время
ПРИЧИНЫ:
ошибки в анализе педагогом

поступка ребенка;
невыяснение мотивов педагогом;
необоснованные выводы педагога.
Причины возникновения сложной педагогической ситуацииСитуации поведениянарушения детьми правил поведения  в образовательном учреждении,  на занятиях, в

Слайд 19Причины возникновения сложной
педагогической ситуации

Ситуации отношений
сфера эмоционально-личностных отношений педагогов и

обучающихся;
сфера общения в процессе педагогической деятельности.
ПРИЧИНЫ:
неумелое разрешения проблемной ситуации педагогом;
навязывание

учащимся своего характера взаимоотношений.
Причины возникновения сложной педагогической ситуацииСитуации отношенийсфера эмоционально-личностных отношений педагогов и обучающихся;сфера общения в процессе педагогической деятельности.ПРИЧИНЫ:неумелое разрешения

Слайд 20Познавательная функция
педагогических ситуаций и конфликтов

Познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов

Слайд 21профессиональная ответственность взрослого за педагогически правильное разрешение ситуации;
участники имеют различный

социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное

поведение в конфликте;
разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;
различное понимание событий и их причин педагогом и ребенком, поэтому педагогу сложно понять глубину переживаний ребенка, а обучающемуся – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

Особенности сложных педагогических ситуаций

профессиональная ответственность взрослого за педагогически правильное разрешение ситуации;участники имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и

Слайд 22педагогу следует помнить, что присутствие других учеников делает их из

свидетелей участниками, а данная ситуация приобретает воспитательный смысл;
профессиональная позиция педагога

обязывает взять на себя инициативу в разрешении острой ситуации и на первое место суметь поставить интересы ребенка как формирующейся личности;
всякая ошибка педагога при разрешении ситуации порождает новые ситуации, в которые включаются другие ученики.

Особенности сложных педагогических ситуаций

педагогу следует помнить, что присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а данная ситуация приобретает воспитательный

Слайд 23Работа педагога над разрешением
педагогических ситуаций
Обнаружение наличия педагогической

ситуации
Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации
Определение

характера содержания педагогической ситуации

Анализ с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе

Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых

Дополнительная подготовка педагога к решению возникших педагогических задач

Выбор педагогом способов решения педагогических задач

Самоанализ и самооценка принятого решения

1

2

3

4

5

6

7

8

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций  Обнаружение наличия педагогической ситуации  Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической

Слайд 24РЕШИТЬ СЛОЖНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ – снять напряжение или конфликт,
не

нарушая нормы педагогического такта,
интересов коллектива и личности.

РЕШИТЬ СЛОЖНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ – снять напряжение или конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и

Слайд 25обращение к говорящему за уточнениями
ЗОНДИРОВАНИЕ
Диагностические действия педагога

получение информации для

успешного разрешения возникшего затруднения;

фокусировка говорящего на самом процессе говорения,

а не на его личности с помощью вопроса: «Что вы хотите этим сказать?».
обращение к говорящему за уточнениямиЗОНДИРОВАНИЕДиагностические действия педагога получение информации для успешного разрешения возникшего затруднения; фокусировка говорящего на

Слайд 26ПОШАТЫВАНИЕ И РАСКАЧИВАНИЕ
Диагностические действия педагога

ПЕДАГОГ:
определение причины и степени прочности

позиции учащегося в конкретной ситуации:
«Покажите, объясните мне, почему это

справедливо?»;
пересказ педагогом услышанного.

ОБУЧАЮЩИЙСЯ:
сомнение в правомерности занятой позиции.

ПОШАТЫВАНИЕ И РАСКАЧИВАНИЕДиагностические действия педагога ПЕДАГОГ:определение причины и степени прочности позиции учащегося в конкретной ситуации: «Покажите, объясните

Слайд 27ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ
Диагностические действия педагога

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ ГОВОРЯЩЕГО:
описание эмоциональных переживаний говорящего,

которое помогает ему полнее осознать свое состояние.
ОТОБРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГОМ СВОИХ ЧУВСТВ:
выражение

своего отношения к собеседнику: «Мне кажется, что вы чувствуете... и мне близки ваши чувства».
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТЗЕРКАЛИВАНИЕДиагностические действия педагога ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ ГОВОРЯЩЕГО:описание эмоциональных переживаний говорящего, которое помогает ему полнее осознать свое состояние.ОТОБРАЖЕНИЕ

Слайд 28СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ ЗНАНИЙ О СИТУАЦИИ
Диагностические действия педагога

суммирование знаний с

последующим использованием для решения проблемной ситуации;

предотвращение беспредметности, расплывчатости последующего

разговора.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ ЗНАНИЙ  О СИТУАЦИИДиагностические действия педагога суммирование знаний с последующим использованием для решения проблемной ситуации;

Слайд 29ВЗВЕШИВАНИЕ
Диагностические действия педагога

определение способов воздействия на ребенка и выбор

наиболее эффективного.
КОМПЕНСАЦИЯ
установления причинно-следственных связей в поведении ребенка;

определение причины возникновения

проблемы.
ВЗВЕШИВАНИЕДиагностические действия педагога определение способов воздействия на ребенка и выбор наиболее эффективного.КОМПЕНСАЦИЯустановления причинно-следственных связей  в поведении

Слайд 30Исполнительные действия педагога

направлены на решение сложных педагогических ситуаций
характеризуются разнообразием

педагогических приемов

Исполнительные действия педагога направлены на решение сложных педагогических ситуацийхарактеризуются разнообразием педагогических приемов

Слайд 31Решение педагогической ситуации

вызов родителей
приглашение на педсовет
обсуждение на комиссии
постановка на учет
применение

репрессивных мер
осторожное применение в крайних случаях
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
формирование социально значимых

качеств личности ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
организация оптимального взаимодействия.

Решение педагогической ситуациивызов родителейприглашение на педсоветобсуждение на комиссиипостановка на учетприменение репрессивных мер осторожное применение  в крайних

Слайд 32ВЫХОД
ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ –
проявление профессионализма педагога.
РЕШЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ:


перевести ребенка из одного состояния в другое;
установить необходимый порядок

и дисциплину;
изменить методику проведения занятия;
формировать личность обучающегося.
ВЫХОД ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ – проявление профессионализма педагога. РЕШЕНИЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ: перевести ребенка из одного состояния в другое;

Слайд 33Решение педагогических ситуаций позволяет по-новому структурировать педагогические знания, даёт возможность

управлять педагогической деятельностью.
Л.Ф. Спирин

Решение педагогических ситуаций позволяет  по-новому структурировать педагогические знания, даёт возможность управлять педагогической деятельностью.Л.Ф. Спирин

Слайд 34низкая успеваемость ребенка
определить природу неуспеваемости;
понять: ученик не имеет способностей к

учёбе или не хочет учиться;
искать методики обучения, которые помогут

исправить положение вещей;
привлекать к решению проблемы психолога.

нарушение дисциплины на уроке/занятии

выявить лидера, нарушителя дисциплины,
найти какую-то точку соприкосновения с этим учеником,
т.е. то, что будет действовать на него безотказно;
изменить методику преподавания.

Типичные педагогические ситуации

низкая успеваемость ребенкаопределить природу неуспеваемости;понять: ученик не имеет способностей к учёбе или не хочет учиться; искать методики

Слайд 35ябедничество, доносительство и жалобы
создать общую благоприятную эмоциональную атмосферу в классе.
драки,

потасовки, агрессивное и жестокое поведение ученика по отношению к другому

ученику

использовать психологическую паузу, которая помогает снимать негативный эмоциональный накал;
обратиться к осмыслению логики развития данной ситуации в более спокойной обстановке.

Типичные педагогические ситуации

клички и прозвища с целью унижения достоинства

воздействовать на чувство самоуважения другого человека, апелляция к более благородным мотивам.

ябедничество, доносительство и жалобысоздать общую благоприятную эмоциональную атмосферу в классе.драки, потасовки, агрессивное и жестокое поведение ученика по

Слайд 36конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство
попытаться понять причину такого поведения;


учитывать мнение ребенка;
предоставить больше подконтрольной самостоятельности;
организовывать сотрудничество.
проявление у

ребенка тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками

стараться не сравнивать с окружающими,
больше использовать телесный контакт,
способствовать повышению самооценки,
меньше делать замечаний в адрес ребенка.
не заставлять ребенка участвовать в соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
обратиться к осмыслению логики развития данной ситуации в более спокойной обстановке.

Типичные педагогические ситуации

конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямствопопытаться понять причину такого поведения; учитывать мнение ребенка; предоставить больше подконтрольной самостоятельности;

Слайд 37проявление у ученика сильной раздражительности
не спорить и не конфликтовать с

ребенком;
не делать замечаний в присутствии других;
проводить занятия и тренинги

с психологом.

воровство, ложь, обман

убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями;
провести беседу о последствиях противоправных действий;
убедить ребенка, что ложь, воровство ведет к потере доверия окружающих людей.

Типичные педагогические ситуации

проявление у ученика сильной раздражительностине спорить и не конфликтовать с ребенком;не делать замечаний в присутствии других; проводить

Слайд 38школьный «буллинг»
не выносить его на всеобщее рассмотрение;
развитие эмпатии – чувства

сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.
борьба за власть
уходить от конфронтации и

снижать напряжённость,
дать возможность ученикам реализовать свои организаторские способности в ходе общественных дел.

Типичные педагогические ситуации

месть

учить ребенка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них;
выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме.

школьный «буллинг»не выносить его на всеобщее рассмотрение;развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.борьба за властьуходить

Слайд 39Методы разрешения сложных
педагогических ситуаций
Бумеранг
(прием возвратного действия)
СУТЬ МЕТОДА:
столкнуть учащихся с

последствиями
тех условий, которые они сами создали.
ЗАДАЧА ПЕДАГОГА:
вызвать у детей

чувство понимания содеянного;
показать твердость, которая бы «отбила охоту» устраивать ситуации конфликтов в ученическом коллективе.
Методы разрешения сложных педагогических ситуацийБумеранг(прием возвратного действия)СУТЬ МЕТОДА:столкнуть учащихся с последствиями тех условий, которые они сами создали.ЗАДАЧА

Слайд 40Методы разрешения сложных
педагогических ситуаций
Гротеск
СУТЬ МЕТОДА:
представить действия ребенка в таком

шаржированном, гротескно преувеличенном виде, чтобы обнаружилась их неприемлемость с точки

зрения общепринятых норм поведения.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА:
добиться, чтобы ребенок увидел себя в ином свете;
добиться, чтобы недостойный поступок вызвал у ребенка чувство раскаяния, сожаления, сострадания к тому, кто обижен.

Методы разрешения сложных педагогических ситуацийГротескСУТЬ МЕТОДА:представить действия ребенка в таком шаржированном, гротескно преувеличенном виде, чтобы обнаружилась их

Слайд 41Методы разрешения сложных
педагогических ситуаций
Гипертрофия
СУТЬ МЕТОДА:
гипертрофированное расширение или ограничение прав

учащихся, которое показывает несовместимость его действий, поступков с нормами коллектива,

нравственности, с честью и достоинством окружающих;
требование точной оценки ситуации;
необходимость правильного прогноза реакций школьника и его окружающих;
присутствие элементов риска, подкрепленного знанием детской психологии и накопленным педагогическим опытом.

Методы разрешения сложных педагогических ситуацийГипертрофияСУТЬ МЕТОДА:гипертрофированное расширение или ограничение прав учащихся, которое показывает несовместимость его действий, поступков

Слайд 42Методы разрешения сложных
педагогических ситуаций
Исповедь (разновидность «письменного самоанализа»)
СУТЬ МЕТОДА:
снятие напряжения

с отношений между педагогом и детским коллективом.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА:
довести до сведения

своих воспитанников мотивы своих действий, свои мысли, переживания, свои мучения от невозможности достучаться до их сердец;
быть уверенным, что ученики готовы к такого рода объяснениям, что учитель может рассчитывать на взаимопонимание.
Методы разрешения сложных педагогических ситуацийИсповедь (разновидность «письменного самоанализа»)СУТЬ МЕТОДА:снятие напряжения с отношений между педагогом и детским коллективом.ЗАДАЧА

Слайд 43Требования к педагогу при решении педагогической ситуации

анализ самого себя не

только как участника процесса, но и в роли человека, который

может изменить его в педагогически целесообразном направлении

проявления педагогической компетентности:
знания;
умения;
личностные качества.

Требования к педагогу при решении педагогической ситуациианализ самого себя не только как участника процесса, но и в

Слайд 44я
Проблемные ситуации заставляют педагога анализировать самого себя не только

как участника процесса, но и в роли человека, который может

изменить его в педагогически целесообразном направлении.
Ни одна проблемная ситуация не проходит бесследно. Каждая ситуация, требующая решения, приводит либо к реконструкции деятельности, либо к реконструкции личности педагога.
я Проблемные ситуации заставляют педагога анализировать самого себя не только как участника процесса, но и в роли

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика