Разделы презентаций


Активные процессы в современном русском языке

Темы презентацийТема 1: Предмет и методы изучения морфологииТема 2: Морфемика. Словообразование. Морфология. Их соотношениеТема 3: Морфемика. Словообразование. Морфология. Обзор учебниковТема 4: Грамматическая форма (по вузовским учебникам) Тема 5: Грамматическое значение. Средства

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общая морфология
Презентации составлены студентами филологического факультета Пермского государственного университета (специальности

«Теоретическая и прикладная лингвистика» и специализации «Русский язык как иностранный»)

Научный

консультант:
профессор, д.ф.н. Т.И. Ерофеева
Техническая редакция: доц., к.ф.н. И.А. Угланова
Общая морфологияПрезентации составлены студентами филологического факультета Пермского государственного университета (специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика» и специализации «Русский

Слайд 2Темы презентаций
Тема 1: Предмет и методы изучения морфологии
Тема 2: Морфемика.

Словообразование. Морфология. Их соотношение
Тема 3: Морфемика. Словообразование. Морфология. Обзор учебников
Тема

4: Грамматическая форма (по вузовским учебникам)
Тема 5: Грамматическое значение. Средства и способы его выражения
Тема 6: Грамматическая категория
Тема 7: Части речи
Тема 8: Вид как грамматическая категория
Тема 9: Лексико-грамматические разряды
Тема 10: Видовые пары и противопоставление видов
Тема 11: Глагольный вид и аспектуальность
Тема 12: Общее представление о залоге
Тема 13: Залог в вузовских учебниках
Тема 14: Активные процессы в современном русском языке
Темы презентацийТема 1: Предмет и методы изучения морфологииТема 2: Морфемика. Словообразование. Морфология. Их соотношениеТема 3: Морфемика. Словообразование.

Слайд 3ТЕМА 13 Активные процессы в современном русском языке

по учебному пособию Н.С.

Валгиной «Активные процессы в русском языке»
(М., 2003)

ТЕМА 13  Активные процессы в современном русском языкепо учебному пособию Н.С. Валгиной «Активные процессы в русском

Слайд 4Активные процессы в области ударения и произношения

Тенденция к ритмическому равновесию:

смещение ударения к центру слова (напр.: аккомпанИровать из аккомпанировАть, бальзамИровать

из бальзамировАть, таИнственный из тАинственный).
Тенденция к грамматикализации в различении форм (дОма – домА, рАзвитый - развитОй).
Воздействие аналогии (напр.: взятА -> взЯта, проданА -> прОдана).
Внешнеязыковые воздействия (напр.: нем. Алкоголь – фр. алкогОль).
Фонетическая адаптация иноязычных слов (напр.: бокал, вокзал, досье).
Тенденция к замене корневого ударения суффиксальным (слИвовый - сливОвый).
Неподвижность глагольного ударения (зАнят – зАнято - зАняты).


Активные процессы в области ударения и произношенияТенденция к ритмическому равновесию: смещение ударения к центру слова (напр.: аккомпанИровать

Слайд 5Активные процессы в лексике и фразеологии

Уходят из употребления целые пласты

лексики. Например, реалии советской действительности: партком, колхоз, планерка, соцсоревнование.
Возрождается

лексика, вышедшая из употребления: губернатор, департамент, гимназия, лицей, предприниматель, инакомыслие.
Создается новая фразеология: новые русские, шоковая терапия, теневая экономика, курсор, принтер, процессор, группа поддержки.
Слова приобретают новые значения или расширяются прежние (тусовка – не только «праздничное времяпрепровождение», но и «встреча, массовое общение»).
Происходит нейтрализация лексики (ратовать, нежели, диссидент, импонировать, парень, беспредел, кайф, перекур).
Детерминологизация (абстракция, идеализм, материализм).
Иноязычные заимствования (дисплей вместо экран, сэндвич вместо бутерброд).




Активные процессы в лексике и фразеологииУходят из употребления целые пласты лексики. Например, реалии советской действительности: партком, колхоз,

Слайд 6Активные процессы в словообразовании


словообразование
словосложение


словопроизводство
конверсия


аббревиация
Использование аффиксов
При участии минимум двух полнозначных единиц
При

переходе слов из одной части речи в другую
При сокращении исходных

слов
Активные процессы в словообразованиисловообразованиесловосложениесловопроизводствоконверсияаббревиацияИспользование аффиксовПри участии минимум двух полнозначных единицПри переходе слов из одной части речи в

Слайд 7

Ослабление чередования на стыке морфем (Таганрог – таганрожский - таганрогский).
Интерфиксация

(плотник – плотницкий - плотниковский).
Наложение морфем (НАТО – натовский вместо

натоовский).
Рост класса существительных с суффиксами –тель, –щик, –ость.
Изменение в значениях суффиксов (суффикс –ник: отшельник (лицо) - холодильник (название предмета).
Процесс окачествления прилагательных (вполне сегодняшняя проблема).
Имена собственные как основа словообразовательных цепочек (ельцинизм).
Нарицательные имена – названия лица (платник, компьютерщик).
Рост именной префиксации (постсоветский, антикумир, суперскандал).
Префиксация иноязычных глаголов (отксерить, пробайкотировать).
Аббревиация как способ словообразования (ГИБДД, МХАТ, ГОСТ).
Свертывание наименований (оборонка – оборонная промышленность).
Сложные слова (фотодокументы, книголюб).
Экспрессивные имена (дедовщина, степуха, развлекуха).
Окказиональные слова (наспартачить – от названия футбольного клуба «Спартак»).
Ослабление чередования на стыке морфем (Таганрог – таганрожский - таганрогский).Интерфиксация (плотник – плотницкий - плотниковский).Наложение морфем (НАТО

Слайд 8Активные процессы в морфологии


Рост аналитизма (употребительность нулевой флексии, существительных общего

рода, существительных собирательного значения, несклоняемых форм слов).
Закрепление кратких форм (гаснул

– гас, достигнул - достиг).
Конкретизация значений грамматических форм (стакан чаю – производство чая).
Изменения в употреблении грамматических форм рода, числа, падежа (лебедь, рояль, рельса - рельс, наушники, томы – тома).
Изменения в глагольных формах (обусловливать – обуславливать).
Изменения в формах прилагательных (виднее - видней).

Активные процессы в морфологииРост аналитизма (употребительность нулевой флексии, существительных общего рода, существительных собирательного значения, несклоняемых форм слов).Закрепление

Слайд 9Активные процессы в синтаксисе

Тенденции:

Экономия речевых средств.
Уточнение смысла высказывания (врач

пришла).
Расчлененность синтаксических построений («Ждать, пока высохнет? Или когда уйдет в

глубь вода?» В.Быков).
Предикативная осложненность предложения (Живем по принципу «человек человеку друг»).
Рост предложных сочетаний (идти лесом – идти через лес).
Синтаксическая редукция (тема волнует – Кого? Чем?).
Ослабление синтаксической связи словоформ (с сердцем плохо).
Активные процессы в синтаксисеТенденции: Экономия речевых средств.Уточнение смысла высказывания (врач пришла).Расчлененность синтаксических построений («Ждать, пока высохнет? Или

Слайд 10Литература
Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967.
Валгина Н.С. Активные

процессы в русском языке. М., 2003.
Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое

учение о слове). М., 2001.
Радзиховская В.К. Морфология русского языка. Вводный курс. М., 2001.
Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1980.
Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 1997.
Современный русский язык / под ред. П.А. Леканта. М., 2001.
Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.II: Словообразование. Морфология. М., 1987.
Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология. М., 1982.
ЛитератураБондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967.Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. М., 2003.Виноградов В.В.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика