Слайд 1Актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности Евразии
Университетская Лига ОДКБ (Минск,
19.11.2014)
http://vk.com/panarin.club
Профессор, Доктор политических наук
ПАНАРИН ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ
Слайд 2Эволюция средств передачи информации
Майнц, 1448 год, Гутенберг - печатный станок
В
1502 году в Испании был принят закон, согласно которому все
печатные издания должны были проходить предварительную цензуру. Затем в 16 веке создана Звездная палата при Тайном совете английского короля – первый орган цензуры. Главные цензоры в Звездной палате - архиепископы Лондонский и Кентерберийский
Появление в Риме в 1559 году первого «Индекса запрещенных книг», издаваемого Ватиканом
Первая газета - Лейпциг, 1590 год
Первый номер официальной французской газеты увидел свет 30 мая 1631 года. Ее название – «La Gazette» – от названия мелкой серебряной монеты (gazetta), которой платили венецианцы в XVI веке за рукописные «avvisi». С легкой руки хозяина и главного редактора Теофраста Ренодо слово «газета» вошло во многие европейские языки.
Слайд 3Агентства, телеграф, телефон, радио, ТВ, Интернет
Первое в мире информационное агентство
появилось в 1835 году в Париже. Его основателем стал Шарль
Луи Гавас.
В 1847 году был изобретен телеграф.
В мае 1848 года десять представителей шести ведущих газет Нью-Йорка собрались, чтобы обсудить возможность уменьшения расходов на получение новостей в связи с появлением телеграфа. Затем последовала долгая серия переговоров и в результате состоялась историческая встреча, приведшая к созданию корпоративного объединения газет под названием «Associated Press of New York», а в дальнейшем просто «Associated Press» («Ассошиэйтед Пресс»).
Телефон - 10 марта 1870 года.
Изобретение РАДИО в 1895 году А.Поповым.
Телевидение- 1949 год, США.
Интернет – 1969 год, 1986 год, 1991 год - США.
Спутниковое ТВ - Си-Эн-Эн – 1980 год, 2005 – RT.
Социальные сети - 21 век
Слайд 4Теория Пропаганды
ПРОПАГАНДА (1622 г.).
Суворов (1799 г. 1 пропагандистская операция)
- М.И Кутузов - Обращение к населению Польши 27
дек. 1812 г. ).
В.Ленин – броневик, «Апрельские тезисы»
монументальная пропаганда (1918), Кинопропаганда
Г. Лассуэлл (1927 год)- Пропаганда – особый вид оружия.
Радио– «Война миров», Г.Уэллс – 1938 г.= 400 тыс.
Геббельс - "лозунги дня"
11.09.2001 - *Карен Хьюз
П. Лайнбарджер – виды пропаганды (белая, серая, черная.
Слайд 5
Информационная война: история (От Трои до Крыма)
Одиссей - Троянский Конь.
Святослав. А.Невский - Кто к нам с
мечом.... 200 тыс– 70 млн
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА – форма ведения войны в мирное время государствами и транснациональными корпорациями (ТНК), представляющая собой использование специальных (политических, финансово-экономических, диверсионных, террористических и иных) методов, способов и средств для негативного воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.
Слайд 6Совинформбюро – 1941
Закон об информации США 1948 г =
Вьетнам – первое использование ТВ
А.Даллес (ЦРУ) = 1967 – инфовойна,
Томас Рона – 1976 Шень Вэй Гуан (Китай) – 1985
Директива МО США Т 3600.1 от 21.12. 1992 - «Информационная война». 1998 (2006 обновление) - КНШ ВС США= ДОКТРИНА Проведения ИО, 2010 - СК.
2000 – Доктрина информационной безопасности России
2000 – Югославия (Грузия - 2003, Украина-2004, Киргизия -2006, Тибет-2008, Беларусь-2010, Киргизия-2010, Ливия-2011, Египет-2011, Сирия-2011, Россия-2011, Украина-2014 ).
ОБАМА - Непрямые Выборы Президента США
За - 90% афроамериканцев, 69% испаноязычных, 37% белых
Слайд 7Информационная война: теория
Информационное противоборство (ИП) - форма борьбы
сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических и иных) методов,
способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.
Модели информационной войны.
1. КОМПЛЕКСНАЯ (глобальная, региональная. национальная), в широком смысле (инфооперации во всех сферах).
2. ЦЕЛЕВАЯ (глобальная, региональная. национальная), В узком смысле (информационные операции в одной сфере).
Основные сферы ведения ИП:
Духовная, политическая, дипломатическая, финансово-экономическая, военная, космическая, инновационная.
Слайд 8
Два вида информационного противоборства (борьбы):
1.информационно-техническое
2.информационно-психологическое.
При информационно-техническом противоборстве главными
объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы передачи данных
(СПД), системы защиты информации (СЗИ) и т.д.
При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются:
1.психика политэлиты и населения противостоящих сторон;
2.система формирования общественного сознания
3.система формирования общественного мнения,
4 Система принятия решений.
Информационное противоборство включает три составные части.
Первая - Стратегический анализ.
Вторая - Информационное воздействие.
Третья - Информационное противодействие.
Слайд 91 мировая информационная война
(1943-1991)
1 этап - КВЕБЕК, операция ВАЛЬКИРИЯ
(1943-1944).
2 этап - Берн - 17 мгновений весны. План
Черчилля НЕМЫСЛИМОЕ - нападение на СССР 1 июля 1945 Британской империи и войск Вермахта
3 этап. – План Даллеса (1946-1953). Переворот 1953 года. Британская марионетка и палач Новочеркасска Хрущев (1953-1964)
4 этап – Разгром Ми-6 в Чехословакии (1968). Агенты влияния –пятая колонна (1977). Втягивание СССР в Афганистан.
5 этап – британский прихвостень Горбачев(1985-91)
Слайд 102 мировая информационная война
с 2011 по 2020 год.
В ней можно
выделить три этапа.
1 этап – 2011- 30 декабря 2012 года.
Создание
Евразийского Союза будет победой на первом этапе. ДЕГОРБАЧЕВИЗАЦИЯ.
В.Путин – 12 сентября 2012 года (Краснодар) – впервые использовал термин «Информационное противоборство».
2 этап – 2013 - 30 декабря 2016 года Ключевая роль - ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ
3 этап –2017 - 9 мая 2020 года.
9 мая 2020 года завершится формирование новой модели мирового развития, основанной на Диалоге цивилизаций и духовности
Слайд 11Инфовойна, русофобия (А.Пушкин) и Символы
Слайд 12
НАУКА ПОБЕЖДАТЬ А.Суворов –
Глазомер, быстрота, натиск
-Фейсбук (4.02.2004) - 1,32
млрд пользователей - США
-Вконтакте (10.10.2006) – 314 млн (РФ)
-Youtube (15.02.2005)-
1,2 млрд - США
-Twitter (15.07.2006) – 500 млн - США
Информационная война в социальных сетях – это особая форма ведения войны в киберпространстве Интернета, с целью нанесения ущерба объекту информационной агрессии, с использованием специально подготовленных информационных групп, использующих методы массированной психологической обработки участников соцсетей, для дестабилизации социально-политической обстановки в государстве – жертве информационной атаки.
Слайд 13Стратегические коммуникации (СК) - форма ведения информационной войны
Комплекс коммуникационных мероприятий по целенаправленному коммуникационному воздействию на целевую аудиторию
других стран (как враждебных, так союзных и нейтральных). При этом используются такие средства, как согласованные информационные акции, социальные сети, идеологическая обработка, различные информационно-пропагандистские планы и программы. В Соединенных Штатах к основным структурам, реализующим концепцию СК, относятся Госдепартамент, Министерство обороны, боевые командования ВС США, Киберкомандование США, агентство США по международному развитию, неправительственные организации.
Слайд 14
«Цветные революции» - операции информационной войны
1.Ливия - 2011- Бесполетная зона,
Спектакль ТВ (декорации). Поддержка оппозиции западными СМИ.
2.Сирия 2012-2014 Главный сценарий:
- Формирование Террористического интернационала (наемники из 83 стран) и провокации ===21 августа 2013 – химическая провокация при информационной поддержке Аль-Джазиры и Би-Би-Си. Полная поддержка оппозиции западными СМИ.
3.Украина – 2014 Отработка информационно-диверсионных технологий «цветной революции», с использованием социальных сетей и иностранных наемников-снайперов (повтор акции в Румынии 1989 г), диверсионная подготовка боевиков оппозиции на базе НАТО в Эстонии с 2006 года. Полная поддержка оппозиции западными СМИ.
Слайд 15ФБ Евромайдан
Вечером 21 ноября 2013 года, вскоре после обнародования решения
правительства приостановить процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации Украины
с ЕС, в социальных сетях начали распространяться призывы выйти на акции протеста. В частности, журналист украинского онлайн-телевидения «Громадське ТБ» которое было создано в ноябре 2013 года и финансировалось фондом «Відродження» (Сорос), грантами посольств США и Нидерландов на Украине, Мустафа Найем (пуштун) около 20:00 разместил в Facebook сообщение с призывом выйти на митинг в Киеве. В октябре 2014 года пуштун Мустафа Найем стал депутатом Верховной Рады от Блока П.Порошенко.
Первая акция началась на Майдане Независимости в Киеве примерно в 22:00, то есть через два часа после призыва в ФБ. На митинг собралось от 1 до 2 тысяч человек.
Слайд 16Информационная война и Комментарий
Г. Лассуэлл = модель коммуникативного процесса:
1). Кто? (передает сообщение)
- коммуникатор.
2). Что? (передается) - сообщение (текст).
3). Как? (осуществляется передача) - канал.
4). Кому? (направлено сообщение) - аудитория.
5). С каким эффектом? - эффективность.
Любой человек получает вместе с самим ИС еще и комментарий (в случае его отсутствия, это К3, т.е. нейтральный).
На основании полученной информации человек (социальная группа) выражает определенное отношение к какому-либо явлению, событию. На наш взгляд, оно тоже может быть различным: О1-очень позитивное, О2 - позитивное, О3 - нейтральное, О4 - негативное, О5 - очень негативное.
В целом, процесс формирования общественного мнения можно представить в следующем виде:
Слайд 17Д Þ ИС +К Þ СГ = О
Д - диктор (радио или телевидения);
ИС - информационное сообщение;
К - комментарий (от К1 до К5);
СГ - социальная группа;
О - отношение (от О1 до О5 ).
Ш Þ ИС +К Þ (АР + Рейтер)
Ш Þ ИС +К Þ (Си-Эн-ЭН +ФБ)
Слайд 18Кодекс инфовоина
1.Постоянный контроль своих действий, поступков и возможностей.
2. Конфиденциальность.
3.
Уверенность в себе, в своих силах и возможностях.
4.Осторожность и скрытность.
5.Собственная
система получения и анализа информации.
6.Постоянное самосовершенствование.
7.Противодействие любым целенаправленным действиям противника (конкурента).
Информационно-психологическое воздействие. Манипулятивные технологии воздействия ("навешивание ярлыков", и т.д.). Слухи и их формы. Дезинформация. Создание кризисных ситуаций. Реклама как технология манипулирования.
Специальные технологии воздействия.
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП).
Психотропные и психотронные технологии воздействия. Манипулятивные технологии (слухи, компромат и т.д.).
Слайд 20Информационная безопасность Евразии
Состояние защищенности цивилизационных, идеологических, гуманитарных, психологических, информационно-технических, коммуникационных
интересов государств и населения Евразии в информационной сфере, которые определяются
совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Методы обеспечения
-правовые
-организационные
-технологические
-технические
-специальные (ИПБ)
Слайд 21Брюссель, Европейский парламент, 6.11.2012
Слайд 22
НАСТУПАТЕЛЬНАЯ
СТРАТЕГИЯ
1.Свои ценности (диалог цивилизаций, дружба народов и т.д.) и их
продвижение.
2.Свои Информационные поводы.
3.Конструирование информационного пространства.
4.Мировоззренческий евразийский проект, основанный на ценностях
русской культуры.
Слайд 23
Аналитическая Ассоциация ОДКБ, Университетская Лига ОДКБ Рекомендации Круглого стола на
тему: «Информационная война: сегодня и завтра» (Секретариат ОДКБ, 8 октября
2014 года)
Отличительной чертой реализации новой стратегии ведения информационной войны в различных регионах мира стало оперативное распространение специально подобранной информации, что сродни явлениям террористической деятельности, направленным на модификацию поведения и психики людей.
Это особая форма ведения информационной войны для которой характерно использование заранее заготовленного дезинформационного контента, специально подготовленных информационных групп, использующих методы массированной психологической обработки участников социальных сетей и населения стран, конечной целью которой является дестабилизация социально-политической обстановки в государстве. Социальные сети в рамках стратегии ведения информационной войны используются как новое информационное оружие для нарушения коммуникационного суверенитета государств и проведения акций подрывных информационно-психологических действий. Цель этого - искажение духовно-нравственных ценностей, блокирование цивилизационного кода нации и в конечном счете разрушение системы безопасности государства.
Сегодня традиционная война и вооружения - лишь соучастники разрушения сложившихся международных отношений и баланса сил. Появились новые субъекты трансформации мировой политики. И система обеспечения коллективной безопасности государств-членов ОДКБ должна строиться с учетом создания в других государствах, транснациональных корпорациях (ТНК) и частных военных корпорациях (ЧВК) специальных структур для ведения информационной войны, в том числе и в социальных сетях.
Слайд 24
целесообразно направить усилия государств-членов ОДКБ на:
1.Формирование основ межгосударственной системы противодействия
информационно-психологическому давлению в СМИ, блогосфере и социальных сетях на руководство
и население стран ОДКБ, в соответствии с Концепцией информационной безопасности Евразии.
2.Разработку, принятие и продвижение Международной Конвенции о сотрудничестве государств-членов ОДКБ по обеспечению безопасности информационного пространства в зоне ответственности ОДКБ, включая безопасность блогосферы и социальных сетей.
3.Выработку международно-правовых механизмов защиты информационного пространства ОДКБ от негативного информационного воздействия в блогосфере и социальных сетях, путем межгосударственного объединения общественных организаций государств-членов ОДКБ в рамках общественно-государственного партнерства.
4.Совершенствование национального законодательства государств-членов ОДКБ, направленного на повышение уровня коммуникационного суверенитета, подготовке системы международно-правовых мер по защите граждан государств-членов ОДКБ от негативного информационно-психологического воздействия.
5.Диагностику деятельности негативных коммуникаторов, стремящихся подорвать информационный суверенитет государств-членов ОДКБ, проведение постоянного мониторинга социальных сетей в целях блокирования распространения в информационном пространстве ОДКБ негативной информации, способной подорвать коммуникационный суверенитет государств-членов ОДКБ.
6. Проведение встречи под эгидой государственных структур с наиболее значимыми представителями блогосферы в целях совместного формирования методик и способов проведения информационного противодействия негативному контенту.
7.Распространение в социальных сетях полной и точной информации о внешнеполитических инициативах и действиях, о процессах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях культуры и науки государств-членов ОДКБ.
8.Развитие собственных эффективных средств информационного влияния ОДКБ на общественное мнение.
9.Активизацию информационного обмена и международного сотрудничества в информационной сфере.