Слайд 1Доцент, кандидат мед. наук МАТВЕЕВА М.А.
Актуальные проблемы педиатрии
Слайд 2Педиатрия – это медицина роста, формирования и развития человека. Наблюдение
педиатром осуществляется с рождения ребенка и до 18 лет .
Это периоды, когда значительно изменяется организм ребенка. Для профессионального наблюдения за развитием ребенка принято разделение на периоды:
Внутриутробный ( это не только удел гинеколога, а с момента постановки женщин на учет в детской поликлинике врач-педиатр активно вмешивается в выхаживание плода).
Внутриутробный период: - эмбриональный (5-6 недель);
- фетальный ( с 9 недели до рождения, от момента формирования плаценты до родов;
Слайд 3 Внеутробный : - новорожденности – до 4-х нед;
- грудной возраст – до 1 года;
- преддошкольный ( ясельный) – 1-3 года;
- дошкольный - 3-6 лет;
- младший школьный – 7-11 лет;
старший школьный – 12-18 лет.
Для квалифицированного ведения наиболее ранимого периода новорожденности создана отдельная педиатрическая специальность – «неонатология».
Неонатология – раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей 1-ого месяца жизни.
Выделение неонатологии в самостоятельный раздел педиатрии произошел в 60-е годы XX века.
В России выхаживанием новорожденных занимались акушеры, терапевты, хирурги. В 50-е г. в нашей стране для выхаживания недоношенных новорожденных стали создавать стационары. В 70-е годы – появились отделения для лечения новорожденных.
Период новорожденности наиболее ответственный и критический этап в жизни человека..
Слайд 4Периоды детства
1) Период новорожденности (до 28 дня); ранний - 7
суток. Индивидуальный морфологический критерий окончания этого периода – заживление пупочной
ранки. Первые 7-10 дней жизни ребенка наиболее ответственные и критические для жизни человека. В этот период адаптации новорожденный должен вынести колоссальную нагрузку, связанную с родами, с переходом к совершенно иным формам существования. Официально это называется периодом физиологического стресса. Главные особенности этого периода заключаются в переходе из внутриутробного существования во внеутробное
2) Период грудного возраста (с 28 дня - до 12 мес.). Индивидуальный морфологический критерий окончания этого периода- появление первого молочного зуба
Слайд 5Периоды детства
3) Период раннего детского возраста (преддошкольный, ясельный период (от
1 года до 3 лет)). Индивидуальный морфологический критерий окончания этого
периода – начало самостоятельной ходьбы.
4) Первое детство, (дошкольный период, с 3 до 6 лет). Индивидуальный морфологический критерий окончания этого периода – появление первого постоянного зуба.
Слайд 6Периоды детства
5) Второе детство (младший школьный период с 7 до
11 лет). Индивидуальный морфологический критерий окончания этого периода – появление
вторичных половых признаков.
Продолжается процесс появления постоянных зубов, совершенствуются все системы организма.
6) Пубертат (старший школьный период (с 12 до 17-18 лет). Объединяется вместе с юношеским периодом в период созревания. Индивидуальный морфологический паттерн окончания периода созревания – достижение оптимальной профессиональной трудоспособности.
Слайд 7Физическое развитие
Физическое развитие – совокупность морфо-функциональных признаков, формирующих индивидуальность каждого
человека.
При оценке физического развития детей учитываются следующие показатели:
1)
Морфологические показатели:
длина тела,
масса тела,
окружность грудной клетки,
окружность головы у детей до 3 лет.
2) Функциональные показатели:
жизненная емкость легких,
мышечная сила кистей рук,
развитие мускулатуры,
мышечный тонус,
состояние осанки,
опорно-двигательного аппарата,
развитие подкожно-жирового слоя,
тургор тканей.
Слайд 8Физическое развитие
Самый стабильный показатель - это длина тела.
Изменение длины
на первом году жизни: в первые 3 месяца жизни длина
тела увеличивается на 3 см ежемесячно (9 см за квартал), во 2 квартале - по 2,5 см, т.е. на 7,5 см за квартал, в 3 квартале - на 1,5-2 см, в 4 квартале - на 1 см в месяц, т.е. на 3 см. Общая прибавка длины тела за первый год 25 см.
Слайд 9Физическое развитие
Изменение длины тела у детей старше 1 года (до
10 лет): 75 см + 5 см х п, где
п - число лет ребенка (Тур А.Ф.)
Изменение длины тела у детей старше 1 года (до 10 лет). В возрасте 4 лет ребенок имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, то его рост равен 100 см - 8 (4- п), где п - число лет. Если возраст старше 4 лет, то рост ребенка равен 100+6 (п-4).
Изменение длины тела ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8 летнего ребенка, равного 130 см. На каждый недостающий год от 130 отнимается 7 см, на каждый последующий - к 130 прибавляется 5 см.
Слайд 10Физическое развитие
1. Масса тела ребенка первого года жизни (0-6 месяцев):
а)
Р= М+(700 г. х п) (Коган Р.Б.)
б) Р= М+(600 г.
х п) (Тур А.Ф.)
в) Р= М+(800 г. х п) (Воронцов И.М.),
где Р - масса тела ребенка (расчетная, долженствующая),
М- масса тела ребенка при рождении,
п - возраст ребенка в месяцах.
Слайд 11Физическое развитие
1. Масса тела ребенка первого года жизни:
а) Р= М+(700
г. х 6) + 500 г. х(п-6) (Коган Р.Б.)
б)
Р= М+(600 г. х 6) + 500 г. х(п-6) (Тур А.Ф.)
в) Р= М+(800 г. х 6) + 500 г. х(п-6) (Воронцов И.М.),
где Р - масса тела ребенка (расчетная),
М- масса тела ребенка при рождении,
п - возраст ребенка в месяцах.
Слайд 12Физическое развитие
2. Средняя масса тела детей до 10 лет:
Масса тела
ребенка в 1 год - 10 кг.
а)Р=9,5 кг + 2
кг х п (Тур А.Ф.)
б)Р=10 кг + 2 кг х п, где п - число лет
3. Масса тела ребенка старше 10 лет:
Масса тела ребенка 10 лет- 30 кг.
а) Р=30 кг + 4 кг (п-10).
б) Масса тела детей от 12 до 15 лет: (п х 5) - 20 кг, где п - возраст ребенка ( Мазурин А.В., Воронцов И.М.)
Слайд 13на первом году – ежемесячно
на втором году – один раз
в квартал
на третьем году - один раз в полугодие
Динамику
нервно-психического развития контролируют в определенные сроки
Слайд 14Положение ребенка зависит от преобладания флексорной гипертонии в конечностях. К
концу месяца появляется зрительное сосредоточение на предмете и прослеживание движущегося
объекта одними глазами без участия головы.
Звуковые раздражители не дифференцирует. Формируется: туловищная выпрямительная реакция: «Хоботковый», «Поисковый», «Сосательный»
1-й месяц
Слайд 15Снижение флексорного тонуса, повышается тонус в разгибателях. Чаще отводит руки
в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня. На животе удерживает
голову по средней линии Улыбается в ответ на ласковое обращение.
сохраняются рефлексы «Хватательный», «Автоматической походки»
2-й месяц
Слайд 16Нарастает объем движения в конечностях особенно в плечевых суставах. Удерживает
вложенную в кисть игрушку. Улыбается, иногда смеется, ярко выражены и
долго сохраняются положительные эмоциональные реакции. Исчезает «Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина»
3-й месяц
Слайд 17Хорошо держит голову, поворачивает по направлению звука. Тянется к игрушке,
хватает, ощупывает предметы руками. Поворачивается на бок. Внимательно следит за
движущимися предметами. Исчезает флексорная гипертония, Рефлексы «Моро», «Галанта», «Переса», «Рефлекс ползания Бауэра».
4-й месяц
Слайд 18Ребенок хорошо узнает маму, по-разному реагирует на знакомые и чужие
лица, уверенно берет предметы и тянет их в рот. Различает
интонации, с которыми к нему обращаются. Во время бодрствования подолгу гулит. Малыш хорошо сидит, придерживаясь за опору руками.
5-й месяц
Слайд 19Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается
ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за
руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки периступать. Удерживает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку. Эмоциональные проявления более разнообразны. Первые попытки произносить слоги - "ба","ма" и т.д. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
6-й месяц
Слайд 20Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
Сам поднимает и тянет
в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Поднимается на четвереньки; ползает;
самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает. Движения становятся более целеустремленными. Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки.
7-й месяц
Слайд 21Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом
нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых
предметов. Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер. Стоит, придерживаемый за одну ручку; делает попытки ходить. По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свидания", "дай ручки" и т.д.). Самостоятельно ест густую пищу ложкой; пьет из чашки.
8-й месяц
Слайд 22Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки
стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к
другому, слегка придерживаясь за них руками. Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов, Подражает взрослому - повторяет за ним слоги. С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку. Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
9-й месяц
Слайд 23Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры
и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых;
открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д. Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -"ав", корову -"му" и т.д.; произносит наиболее легкие слова - "мама","баба"; выполняет простые требования; понимает запрещение. Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила
10-й месяц
Слайд 24Употребляет первые слова-обозначения ("ав-ав", "кис-кис", "дай").Некоторые слова в речи взрослого
начинают приобретать обобщенный характер По предложению взрослого выполняет разученные действия
с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку. Стоит самостоятельно. Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
11-й месяц
Слайд 25Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов. Увеличивает запас
понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов,
разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.). Указывает части тела, выполняет большое количество требований. Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету). Пьет из чашки, сам держит ее.
12-й месяц
Слайд 27Показатели нервно – психического развития детей 2-го года жизни
Слайд 34Контроль за динамикой нервно-психического развития детей 1 года
Слайд 35возникновение и формирование слуховых и зрительных ориентировочных реакций
положительных эмоций
движений конечностей
умений
в процессе кормлений
общих двигательных навыков
0 – 6 месяцев
Слайд 36- развитие общих движений
- понимание речи
- действия с предметами
- умения
и навыки, проявляющиеся в процессе общения детей друг с другом
От
6 – 12 месяцев
Слайд 37развития понимания активной речи
сенсорное развитие
игры и действия с предметами
определения ребенком
формы и цвет предмета
На 2 году
Слайд 38активная речь
сенсорное развитие
участие в играх
конструктивная деятельность
двигательная активность
От 2 до 3
лет
Слайд 39моторное развитие и зрительная координация
развитие речи
познавательная деятельность
социально-культурное развитие
От 3 до
7 лет
Слайд 40Важно знать, что не все дети имеют одинаковые темпы развития
по всем критериям психомоторного развития. Впервые выявленные отставания, появления определенных
навыков на первом году жизни на 1 месяц, второй году на 3 месяца, третий год на 6 месяце не есть причиной для постановки диагноза и консультации врача-невролога.
Слайд 41Механизм мгновенного запечатления, при котором первое впечатление определяет характер реагирования,
влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Наблюдения показывают,
что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.
Импритинг
Слайд 42Особенности зубо-челюстной системы у детей
Молочные зубы прорезываются после
рождения в определенной последовательности. Одноименные зубы на каждой половине челюсти
прорезываются одновременно. Нижние зубы как правило прорезываются раньше, чем верхние, за исключением боковых резцов.
Слайд 43Особенности зубо-челюстной системы у детей
В молочном прикусе различают два периода.
Первый длится от его формирования до 3-3,5 лет. В этом
периоде зубы стоят тесно без промежутков между ними, стертость зубов незаметна, прикус ортогнатический. вследствие недостаточного роста и вытягивания вперед нижней челюсти.
Слайд 44Особенности зубо-челюстной системы у детей
Второй период (от 3,5 до
6 лет) характеризуется появлением физиологических промежутков между зубами (диастемы или
тремы), значительной стертостью зубов и перехода прикуса из ортогнатического в прямой.
Слайд 45Особенности зубо-челюстной системы у детей
Период сохранения молочных зубов и появления
постоянных носит название периода сменного прикуса. После выпадения молочного зуба
и до прорезывания постоянного проходит обычно 3-4 мес. Первые постоянные зубы прорезываются обычно в 5 лет. Ими обычно бывают первые моляры.
Слайд 46Особенности зубо-челюстной системы у детей
Последовательность прорезывания постоянных зубов примерно такая
- же как и при появлении молочных. После смены молочных
зубов на постоянные в возрасте около 11 лет появляются вторые моляры. Третьи моляры (зубы мудрости) прорезываются в возрасте 17-25 лет, а иногда и позже. У девочек прорезывание зубов идет с некоторым опережением по отношению к мальчикам.
Слайд 47Особенности зубо-челюстной системы у детей
Для ориентировочной оценки постоянных зубов независимо
от пола можно использовать формулу:
Х (число постоянных зубов) =
4 п - 20,
где п - число лет, исполнившихся ребенку.