Слайд 1Актуальные проблемы психологии
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Перспективы
развития психологии (на примере социальной психологии).
Слайд 2
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
На сегодня существует
два подхода к оценке состояния современной психологии:
Первый подход: психология интенсивно
развивается: большое количество монографий, журналов, конференций, востребована практически ориентированная область знаний, услуги психолога, хорошо оплачиваются. Таким образом, можно говорить о развитии научной психологии.
Слайд 3
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Второй подход: Психология
не столь парадигмальна как естественные науки, не столь однородна, чтобы
давать прямолинейные ответы на вопросы, тем не менее многое в психологии принадлежит прошлому .
Психология как наука претендует на создание теории, но признает, что современные модели далеки от того, чтобы дать непротиворечивую полную картину психической жизни человека.
Слайд 4
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Если наука упрощает
такую картину, сводит к частным проявлениям, то говорят о кризисе
психологии.В этом смысле современная психология находится в кризисе. Такой кризис отмечается такими отечественными психологами как Е.Д. Хомская, В.В. Давыдов, К.А. Абульханова, В.П. Зинченко, О. К. Тихомиров. Кризис зафиксирован и зарубежными авторами.
Слайд 5Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Многие психологи началом
кризиса считают 70-ые года. А некоторые даже начало возникновения самой
психологии. Говорят о том, что психология не имеет фундамента (Н.Н. Ланге), на место психологий, мы обязаны поставить психологию (Ф. Бретано).Психология представляет собой не единую дисциплину, а их собрание.
В России кризис переживается острее в силу социокультурной ситуации (Мазилов В.А.)
Слайд 6
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
За 70 лет
существования Советского государства тесно и органически переплелась идеология и наука.
Освободить собственно научную составляющую от всего лишнего и наносного – это трудная задача. Однако, такая работа началась.
Исчезнув в начале 90-ых г. ХХ в. вслед за Советским государством советская психология продолжает вызывать интерес к себе. Сейчас общая тенденция – раскрыть значение советской психологии. Этим идейным психологическим наследием опасно пренебрегать . Сейчас возрождается интерес к теоретическому и методологическому наследию.
Слайд 7
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Российскими психологами сегодня
обсуждаются специфическое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом
от советской психологии к психологии российской, новые задачи российской психологии.
Действительно, весь накопленный отечественной психологией опыт, теоретические постулаты и результаты конкретных эмпирических исследований связаны с анализом стабильного общества эпохи социализма. А самая главная черта современного российского общества – его нестабильность.
Слайд 8
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Проявления кризиса:
1. Отсутствует
единый подход «Психологий много, нет психологии (Кечке М.) Идет борьба
между объективной (объяснительной,) и субъективной (понимающей, психологии сознания) психологии. Наблюдается дефицит устойчивого знания. Существует обилие альтернативных моделей понимания психического. (А. В. Юревич).
Слайд 9
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
2. Противопоставление
научной (академической) практической (психотехникой) психологии. Разрыв 20-ых г. превратился в
пропасть по причине увеличения масштабов практики. Раскол исследовательской и практической психологии.
3. Разрыв между научной психологией и техниками, ориентированными на углубленное самопознание (мистика, эзотерические учения). Конкуренция со стороны паранауки. Человек интересующийся самопознанием, обращается не к научной литературе – эта ниша прочно занята другими специалистами. А литература и искусство дают больше, чем научные труды.
Слайд 10
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
5. Усиливается различие
между восточной и западной психологией. Восточные учения стали составляющей интеллектуальной
жизни западного общества, но не ассимилировались в академическую психологию. В результате этого пострадавшей стороной оказывается научная психология, так как ее пространство сужается и многие проблемные поля уступаются практическим психологам, среди которых много шарлатанов. А. В. Юревич причиной кризиса называет кризис рационализма, охвативший западную цивилизацию. «Непроницаемыми становятся границы между научной психологией и заблуждениями», которые раньше считались несовместимыми.
Слайд 11Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
А.Ю. Агафонов выделяет
ряд особенностей отечественной психологии:
отсутствует системообразующее основание психологии, способное сплотить ее
области,
отгораживание академической психологии от современной реальности,
научный нигилизм.
Слайд 12
Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Научная психология идет
не по пути А.Маслоу «освоение предметных областей, традиционно относящихся к
сфере искусства и религии».
Предложение превратить психологию в психотехнику может обернуться превращением ее из науки в искусство (К.Д. Ушинский»).
Слайд 13Современное состояние науки «психология» и ее основные проблемы
Для выхода из
кризиса необходимо:
- новое понимание предмета психологии, так как существующее
является многоступенчатым и рационализированным,
разработка методологии науки психологии, так как современная методология психологии, это методология экспериментальной психологии. М. Дессуар «Психология никогда не станет наукой в собственном смысле слова, т.к. нельзя ни приложить математику к явлениям и процессам сознания, ни воздействовать экспериментально на души других».
Слайд 14Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
В настоящее время приоритетными
все в большей степени становятся междисциплинарные исследования, и это касается
не только психологии, но и всей науки в целом.
Причинами этого в психологической науки можно назвать следующие.
Во-первых, Практикующие исследователи убедились в том, что эффективное решение стоящих перед ними задач, возможно либо с помощью знаний, накопленных другими науками, либо путем совместных исследований с представителями соответствующих научных дисциплин. В качестве примеров можно привести проблемы формирования сознания личности в кризисном обществе, массовой адаптации людей к радикально изменяющимся социальным условиям, освоения современной техники и новейших технологий, поддержания психического здоровья населения России и т.д.
Слайд 15Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Во-вторых, следует учитывать, что
внутреннее развитие психологической науки уже обеспечило такое состояние и уровень,
при которых психологи уже сами могут предлагать представителям смежных наук апробированные принципы и способы решения актуальных комплексных проблем.
В-третьих, аналогичная картина сложилась и во многих других науках: медицинской, педагогической, экономической, социологической, политической и т.д. Представители этих наук хорошо осознают, что вариант самостоятельного (автономного) и самодостаточного развития науки имеет явные ограничения.
Слайд 16Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
В четвертых, сама проблема
психического изначально междисциплинарна. Среди важнейших наук, изучающих психику — генетика,
физиология, философия, социальные науки, психиатрия и многие другие. Это определило стремление психологов к организации междисциплинарных исследований и к участию в них других специалистов.
Слайд 17Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Можно выделить следующие
тенденции развития современной российской социальной психологии
Во-первых, это построение новой системы
анализа социальной реальности. Дело в том, что в советской психологии в качестве научной базы доминировала парадигма преобразования: чтобы понять и объяснить человека как специфический объект исследования, его надо было воспитать, преобразовать, сформировать. В настоящее время в отечественной психологии формируется новая концепция исследования человека и общества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировой социальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенности российского общества.
Во-вторых, современная социальная реальность, безусловно, требует осмысления новых социально-психологических феноменов: межнациональные отношения, политические процессы, новые экономические отношения, широкомасштабные межнациональные конфликты, массовая миграция.
Поэтому в настоящее время психология наций и народов – этнопсихология – представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль социальной психологии в нашей стране.
Кроме того, это время было также периодом активного развития политических процессов, к научному анализу которых социальная психология не была готова в своем прежнем виде. Чтобы ответить на запросы практики, появилась политическая психология.
Слайд 18Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Самостоятельной сферой стала область
бизнеса и предпринимательства.
Развитие практических направлений психологии ставит в качестве
одной из задач взаимодействие с мировой психологией. Большáя часть современных методов социально-психологической теории и практики заимствована из зарубежного опыта. А посему такие области как психология рекламы, психология имиджа, психология паблик рилэйшенз (связей с общественностью) требуют своего переосмысления с точки зрения психологии российского общества.
Слайд 19Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
В развитии представлений о
предмете СП можно выделить несколько уже сложившихся направлений.
1. Продолжается выделение
новых явлений в качестве предмета СП. Например, совладающее поведение, и т. п.
2. Эклектичный путь характеризуется соединением через союз «и» разных по сути предметов. Это фактически упрощенная интеграция предметов, которая получила широкое распространение и вполне допустима при решении учебно-образовательных, просветительских, задач в области СП. Например, психология рекламы и связей с общественностью.
3. Переход от формулирования конкретного и тем самым всегда частного предмета (например: изучение личностных свойств в группах, к социальной психологии личности) к описанию «предметного поля».
4. Переход к более абстрактным формулировкам предмета характеризующим индивида или группу как субъектов социального взаимодействия. Например, психология исполнительской деятельности, наряду с психологией руководителя, которая позволила сформировать психологию управленческого взаимодействия как логически завершенный раздел современной организационной психологии .
Слайд 20Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Развитие представлений об объектах
исследования в современной СП конкретизируется двумя центробежными направлениями от своего
главного объекта (малой группы): усилением интереса к социальной психологии личности и одновременно – психологии больших социальных групп:
Исследуются активно: этнос, нация или какое-то отдельное современное общество. Такая тенденция постепенно должно привести к формированию континентальной, или материковой СП, имея в виду исследования (включая сравнительные), европейцев, азиатов, американцев, и т.д..
Этот интерес, будет возрастать и далее, особенно к тем группам, которые ранее не изучались. К ним относятся новые интенсивно формирующиеся социальные группы в российском обществе: предпринимателей и среднего класса, жен «новых русских» и солдатских матерей, олигархов и дворянства, безработных и новых политических партий и т. д. Возрастает внимание исследователей к таким большим социальным группам.
Сегодня в СП явно доминирует интерес исследователей к психологическим закономерностям негативных социальных явлений: семьи наркоманов и алкоголиков, социально-психологическая дезадаптация участников боевых действий, терроризм и личность террористов, групповое и массовое насилие, криминальное поведение, информационно-психологическая безопасность общества, коррупция и другие негативные явления в трансформирующемся российском обществе.
Интерес к изучению внутриличностных феноменов (таких как: «Я – другое Я», самоотношение, представление о себе в связи с представлением о других, саморефлексия, самосознание и т. п.).
Слайд 21Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Выраженными тенденциями развития методов
в СП являются следующие:
все более точный учет психометрических требований к
разрабатываемым методикам, что приводит к возрастанию степени стандартизированности применяемого инструментария в СП;
повышение общей культуры эмпирического исследования;
разработка оригинальных авторских программ исследований;
использование оригинальных комплексов взаимодополняющих методов и соответствующих им методик;
применение все более сложных математико-статистических процедур обработки и анализа данных;
использование более совершенных способов оформления результатов исследования благодаря внедрению компьютерных технологий.
Слайд 22Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Изменение тезауруса . Следует
заметить, что наша система понятий изменялась более интенсивно и радикально,
чем англоязычная (или в целом западная).
Развитие системы понятий происходит в самых разных формах: возникает новое (или уточненное) содержание известных понятий, которое может становиться более глубоким, объемным и т. д.; появляются реально новые понятия, отражающие не изучавшиеся ранее явления, хотя степень их новизны тоже может быть различной, и др.
Например, совместная жизнедеятельность; бытие группы; коллективный (групповой) субъект и групповая субъектность; групповая рефлексия, саморефлексия; социальное, экономическое и нравственное самоопределение личности и группы; совладающее поведение; коллективный копинг; психологическая дистанция; социально-психологическое пространство; нравственно-психологическая регуляция социального поведения; корпоративная (организационная) культура; межличностное, внутригрупповое и межгрупповое доверие; организационное доверие; социально-психологическая зрелость; субъективное качество жизни; субъективное (психологическое) благополучие; отношение личности и группы к времени и др.
Слайд 23Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
В связи с перечисленным
рядом понятий целесообразно выделить некоторые современные научные направления:
психологические исследования межличностного,
межгруппового и организационного доверия и недоверия;
нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы;
исследование социально-психологического пространства личности и группы;
социально-психологические проблемы управления, в том числе обмена знаниями в организации;
социальная психология времени (отношение личности и группы к времени);
исследования орг.культуры.
социально-психологические исследования терроризма и др.
Слайд 24Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Развитие представлений о месте
СП в системе наук характерно для всей ее истории: возникнув
на границах психологической науки и социологии, она и в настоящее время рассматривается как междисциплинарная отрасль знании. Примерами его обозначения могут служить следующие точки зрения:
социологическая социальная психология и психологическая социальная психология (Г. М. Андреева);
социальная психология и социальная психология (Л. И. Уманский);
психосоциология и социопсихология (А. К. Уледов);
психологическая социология и социологическая психология (И. С. Кон).
За последние два десятилетия возникли и стали осуждаться еще две пары обозначений аналогичного двухслойного строения СП: микросоциальная и макросоциальная психология.
Наиболее интенсивно развиваются связи СП с психологией личности, труда и управления, педагогической психологией, психолингвистикой и др. Эти связи указывают на ее внутрипсихологическую междисциплинарность.
Дополнительно к перечисленным отраслям наблюдается выраженная тенденция приобретения внепсихологического статуса экономической психологией (в виде поведенческой экономики) в системе экономических наук. Фактически социальная психология сегодня входит в пятерку отраслей психологической науки с высокой междисциплинарной востребованностью (или релевантностью).
Как считает А.Л. Журавлев для ее обозначения целесообразно ввести новый термин, например «психосоциальные отрасли». Это необходимо сделать еще и для того, чтобы за термином «социальная психология» сохранить его традиционное содержание – привычное место в системе наук, пограничное между психологией и социологией .
Слайд 25Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Некоторые актуальные направления исследования:
Психологии малых групп, межгрупповых отношений,
Психология конфликта поиск психологических способов
разрешения конфликтных ситуаций,
Психология бизнеса и предпринимательства, экономическая психология,
Психология рекламы и массовых коммуникаций (гуманитарный интернет),
Психология больших социальных групп (этнопсихология),
Политическая психология,
Организационная психология,
Психология общения,
Межличностные отношения- любовь, дружба (в частности, те, что касаются межкультурных различий) ,
Психология спорта,
Асоциальное поведения(терроризм, наркоманы и т.д.).
Слайд 26Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Проблемы, связанные с социализацией
личности; социально-психологической адаптацией мигрантов; образом «Я», концепцией «Я», социальной, профессиональной,
индивидуальной, групповой, этнической, гендерной идентичностью человека в разных культурах; изучением социальных ролей и статусных отношений людей в различных средах; коммуникацией в образовательной и профессиональной среде; определением факторов, влияющих на психологическую удовлетворённость браком; ценностей; изучением социальных установок, стереотипов и представлений о различных явлениях; влиянием эмоций на коммуникативное взаимодействие. Возрастает число исследований, посвящённых изучению феномена интернет-зависимости, психологических особенностей виртуальной, а также межкультурной коммуникации. В связи с продолжающимся ростом разводов супружеских пар во всём мире актуальным сейчас признано изучение психологической стороны брачных отношений, семейных ценностей, романтической привязанности супругов друг к другу, лояльности бренду, восприятия товара, эффективности рекламных сообщений; в проведении тренингов по технике продаж и работе с клиентами; в анализе вербальных и невербальных компонентов коммуникации; в психологической оценке, отборе и адаптации персонала организаций; в анализе трудовой мотивации; в анализе преимуществ и недостатков тех или иных стилей руководства; в практических вопросах влияния психологической совместимости на особенности межличностного взаимодействия; в изучении последствий профессионального и эмоционального выгорания и т.д.
Слайд 27Перспективы развития психологии (на примере социальной психологии).
Братусь Б.С. Общая психология
на фоне знаков современности // Вестн. Моск. ун-та. - 2007.
- № 3. - С. 96-101.
Журавлев А. Л. Современные тенденции развития социальной психологии в России./ Гуманитарные науки: теория и методология 2011 — №4.
Журавлев А.Н. Основные тенденции развития социально-психологических исследований в Институте психологии РАН // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, вып. 1. - С. 145-170.
Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии вначале ХХ1 в.//Психол. Журнал. 2006. № 1. с. 23-33.
Нестик Т.А. Тенденции развития современной зарубежной социальной психологии // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, вып. 1. - С. 159-161.
Сидоренков А.В. Состояние зарубежной психологии малой группы: тенденция развития и проблемы // Вопр. психологии. - 2005. - № 6. - С. 120-130.
Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. – Екатеринбург: Мир знаний, 2004. – с. 54.