Слайд 1Александр Сергеевич Даргомыжский
1813-1869
Слайд 2А. Г. Венецианов
Встреча у колодца
Слайд 3А. Г. Венецианов
Спящий пастушок
Слайд 5А. Г. Венецианов
Девушка с гармошкой
Слайд 7П. А. Федотов
Завтрак аристократа
Слайд 9П. А. Федотов
Сватовство майора
Слайд 10Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на
изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его
сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. ____________ в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для Русского, но и для самого иностранного любителя художеств…
Слайд 11Его называли "русским Хогартом" и "Гоголем в красках". Он изображал
"человеческую комедию" русского общества 1840-х годов в широком разнообразии "типов"
и "положений"
Слайд 14«В 30-х годах я был уже известен в петербургском обществе
как сильный пианист. Шоберлехнер называл меня первым своим учеником» –
А. С. Даргомыжский.
Слайд 161835-1845 – первый период творчества
Пьеса для оркестра «Болеро»,
Задумывает оперу «Лукреция
Борджиа»,
Сценическая кантата «Торжество Вакха»
Опера «Эсмеральда»
Слайд 17
Романсы на слова Пушкина –
«Я вас любил», «Юноша и
дева»;
«Влюблён я, дева-красота» - слова Языкова;
«Шестнадцать лет» – слова Дельвига
Слайд 18Опера «Эсмеральда»
Трагическая опера в четырех действиях по роману В. Гюго
«Собор Парижской Богоматери»
Работа над оперой – 1838 - 1841
Либретто
автора. Премьера состоялась 5 декабря 1847 года в Москве
Слайд 191844-1845 – заграничная поездка
Берлин
Брюссель
Вена
Париж
Слайд 20Даниэль-Франсуа́-Эспри
Обе́р
Джа́комо Мейербе́р
Жак Франсуа Фроманталь
Эли Галеви
Франсуа Жозеф Фетис (1784
-1871),
знаменитый бельгийский музыкальный ученый.
Слайд 21Водевили
Судебные заседания
«…нет в мире народа лучше русского…ежели существуют в Европе
элементы поэзии, то это в России» - итог заграничного путешествия
Слайд 221846-1856 – средний период творчества
Музыкальные вечера в доме Даргомыжского.
Для них
сочинены «Петербургские серенады» – произведения для хора a capella
Слайд 231819-1872
1801-1848
Стани́слав Моню́шко
Слайд 24Александра Пургольд
Надежда Пургольд
Племянницы Николая Фёдоровича Пургольд
Слайд 25По его инициативе весной 1853 года был устроен концерт
из
произведений Даргомыжского
Владимир Фёдорович Одоевский
Слайд 26Осип Афанасьевич Петров
1806-1878
Слайд 291845-1855 – работа над оперой «Русалка»
«…По силе и возможности я
в «Русалке» своей работаю над развитием наших драматических элементов» –
писал Даргомыжский Одоевскому.
Слайд 30Первая постановка оперы в мае 1856 года в петербургском Большом
театре
Жанр оперы – психологическая бытовая музыкальная драма
Слайд 31Алекса́ндр Никола́евич Серо́в
в 1846 году
В десяти номерах журнала «Музыкальный и
театральный вестник» опубликовал подробнейший анализ оперы «Русалка» и высоко оценил
поиски композитора.
Слайд 32Романсы этого периода.
Новые темы и жанры.
«Русская песня» «Лихорадушка» -
слова народные
Песня-сценка «Мельник», слова Пушкина,
«Мне грустно» – лирический монолог на
слова Лермонтова
Слайд 341858-1868 – поздний период творчества
Вершина, кульминация творчества!
Слайд 35Возрастает известность
1865 год – вторая постановка оперы «Русалка»
«Успех оперы
громадный и для меня непостижимый» - Даргомыжский
Слайд 36Осип Афанасьевич Петров
Юлия Фёдоровна Платонова
Слайд 371864-1865 – вторая заграничная поездка
Германия
Франция
Англия
Бельгия, Брюссель
Слайд 38РМО избирает Даргомыжского членом дирекции общества
Председатель Петербургского отделения РМО
Участие в
разработке устава консерватории
Слайд 39Алексей Толстой
Александр
Жемчужников
Алексей
Жемчужников
Владимир
Жемчужников
Слайд 41«И́скра» — еженедельный сатирический журнал демократического направления. Издавался в Петербурге с
1859 по 1873 год
Новое издание заявило своей целью «практическую сатиру»,
«отрицание ложного во всех его проявлениях в жизни и в искусстве», обещая читателям «упорство… в преследовании общественных аномалий»
Слайд 43Редакторы журналов отстаивают свои статьи. Карикатура Н. А. Степанова.
«Искра»,1862, № 32.
Николай Александрович Степанов
Слайд 44Николай Степанович Курочкин
Пётр Исаевич Вейнберг
Слайд 47Между 1862 и 1867 годами возникают три симфонические партитуры
Баба-Яга
Малороссийский казачок
Чухонская
фантазия
Слайд 48Опера «Каменный гость»
«Я задумал немыслимую вещь! Буду писать оперу без
арий, без дуэтов, без хоров! Конечно, публике она не понравится,
да и не пишу я её для публики, вряд ли поставят когда-нибудь на сцене» - Даргомыжский.
Слайд 49«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» - Даргомыжский.
Слайд 50Даргомыжский весь в нестройности. Он предпочитает яркие характерные и подчёркнутые
свойства. Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт,
острый миг горя, ужаса и боли. Устойчивость и покой в чём бы то ни было ему чужды. Он умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония — и горькая и шутливая — его сфера…
…В плане обогащения и освежения музыкального языка и в создании своего рода музыкальной характерологии, Даргомыжский оказался смелее и разностороннее Глинки, потому что был композитором, заставшим другую эпоху и инстинктивно её отразившим в своих изумительных романсах.
Б. В. Асафьев. Русская музыка