Слайд 1Александра Васильевна раева
alerae@yandex.ru
Слайд 3Базовые документы, регламентирующие образовательную деятельность
регламентирующие образовательную деятельность,
(ФГОСы задают
новую идеологию образования, в основе которой лежит системно-деятельностный подход к
обучению и нацеленность на формирование субъектной позиции учащихся).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) (ФГОС НОО).
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5 – 9 кл.) (ФГОС ООО).
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (10–11 кл.) (ФГОС СОО).
Слайд 4Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
• способность и
готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•
способность работать с информацией;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Слайд 5Оценка метапредметгных компетенций
Наиболее адекватными формами оценки
• читательской грамотности служит письменная
работа на межпредметной основе;
• ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании
с письменной
(компьютеризованной) частью;
• сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных
действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных
исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее,
чем один раз в два года.
Слайд 6Федеральный перечень на 2013/2014 учебный год серьезно увеличился — 2985
наименований против 2610 (375) в прошлом году. – 38 издательств
(34 в 2012)
Во время встречи с участниками конкурса «Учитель года России-2012» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил: «Сегодня мы оказались в совершенно неправильной ситуации, когда редакционная политика издательств определяет содержание обучения. Такого точно быть не должно».
Однако в этом году количество учебников увеличилось, а значит увеличилась доля присутствия издательств
Издательской группе «Олма Медиа» («Просвещение») - 800 позиций: 788 у самого «Просвещения» (это на 43 наименования больше, чем в прошлом году) и 12 – у «Олма-учебник».
Издательство «Дрофа» - 564 - 45,7 % рынка
«Вентана-Граф» — 312, «Мнемозина» — 275, «Русское слово» — 246, «Баласс» — 152.
.
Слайд 712. Линии учебников, рекомендованных
на 2013/2014 уч. год
Бунеев Р.Н.,
Бунеева Е.В. Литература 5 Баласс
Кац Э.Э., Карнаух Н.Л. Литература 5
Астрель
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 5 Просвещение
Курдюмова Т.Ф. Литература 5 Дрофа
Слайд 8Ладыгин М.Б., Нефёдова Н.А., Сорокин В.Б. и др. Литература 5
Дрофа
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина
Б.А. Литература 5 ВЕНТАНА-ГРАФ
Меркин Г.С. Литература 5 Русское слово
Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература 5 ВЕНТАНА-ГРАФ
Слайд 9Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под
ред. Сухих И.Н. Литература 5 Академия
Самойлова Е.А., Критарова Ж.Н. Литература
5 Ассоциация XXI век
Снежневская М.А., Хренова О.М., Кац Э.Э. / Под ред. Беленького Г.И. Литература 5 Мнемозина
Черкезова M.B., Самойлова Е.А., Критарова Ж.Н. и др. / Под ред. Черкезовой М. В. Литература 5 Дрофа
Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. Литература 5 Просвещение
Слайд 11НОВЫЕ
Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под
ред. Чертова В.Ф. Литература Просвещение
Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л.
и др. / Под ред. Сухих И.Н. Литература 5 Академия
Слайд 12особенности нового учебника
Комплектования УМК:
рабочая программа
учебник
книга для чтения
хрестоматия
фонохрестоматия; CD-rom,
методическое пособие
рабочая тетрадь,
Обязательное содержание раздела, организующего творческую
(индивидуальную или коллективную) проектную деятельность учащихся.
Введение новых текстов (ориентация на кодификатор ГИА): А. Блок, А. Солженицын и др.
Слайд 14Принцип организации материала
Историко-литературный
Тематический
Литературоведческий
Слайд 15Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина
Б.А. Литература 5 ВЕНТАНА-ГРАФ
Слайд 16Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина
Б.А. Литература 5 ВЕНТАНА-ГРАФ
Слайд 17Меркин Г.С. Литература 6 Русское слово
Слайд 23Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под
ред. Сухих И.Н. Литература 6 Академия
Слайд 24Федеральный базисный учебный образовательный план для
образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает
обязательное изучение литературы на этапе основного
общего образования в объеме 455
часов, в том числе в 5 классе — 105 часов, в 6 классе — 105 часов, в 7 классе — 70 часов,
в 8 классе — 70 часов, в 9 классе — 105 часов.
Слайд 25Характеристика содержания этапов
литературного образования
Курс литературы в 5—8 классах строится на
основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.
В 9 классе
изучение предмета происходит на историко- литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.)
Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека, изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец, к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.
Систематизация изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно- тематического принципа:
5 класс — «Открытие мира»;
6 класс — «Открытие человека»;
7 класс — «Герои и героическое»;
8 класс — «Вечные темы в искусстве».
Слайд 26Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под
ред. Сухих И.Н. Литература 6 Академия
Слайд 29Концептуальные принципы
1. Принцип преемственности в организации образовательного процесса
2. Эстетический принцип
Все
произведения, являются высокохудожественными, и поэтому при изучении раскрывается не только
их содержательная сторона, но и эстетическая ценность. Читатель- школьник от восприятия отдельных произведений как эстетической ценности постепенно переходит к изучению творческого пути писателя, связи произведений с культурной эпохой, литературным процессом.
3. Принцип целостности
Данный принцип базируется на современной концепции художественного произведения как целостности, сложного единства многообразных и разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Он может быть реализован,если литературное произведение воспринимается школьником целиком, без адаптации, при которой нарушается художественная ценность текста. Анализ произведения также должен основываться на этом принципе.
4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, жизненного опыта и периодов эволюции школьника как читателя
Соблюдение этого принципа способствует полноценному восприятию произведения, так как оно вызывает у ученика сопереживание. Данный принцип учитывается и при отборе круга чтения, и при определении содержания образования, методов обучения и учения, видов деятельности школьников. Особо подчеркнем, что данный принцип предполагает право выбора учеником вида и объема проектной деятельности, осуществляющейся исключительно на добровольной основе. Уроки литературы должны побуждать, а не принуждать к чтению.
5. Принцип постепенного углубления и расширения круга теоретико- литературных знаний
Этот принцип обусловлен необходимостью использования теоретико- литературных знаний в деятельности читателя для полноценного восприятия художественного произведения и в литературно- творческой деятельности школьника для выражения собственных переживаний, мнений, собственной позиции.
6. Принцип интеграции предметов гуманитарного цикла
Интеграция предметов гуманитарного цикла в литературном образовании способствует развитию личности и воспитанию у ученика потребности общения с искусством и облегчает понимание специфики литературы при сопоставлении ее с другими видами искусства.
7. Принцип сочетания логического и интуитивно- эмоционального постижения произведений словесного искусства
В образовательном процессе следует обращать внимание не только на логическое освоение литературного произведения или какого- либо приема анализа, но и на его интуитивно- эмоциональное постижение. Прийти к пониманию авторской позиции школьник может разными путями, и урок должен предоставить ему возможность двигаться, с одной стороны, так, как ему удобнее, а с другой — все- таки в нужном направлении.
Слайд 30Структура содержания литературного
образования
1) круг программного чтения (изучаемые произведения);
2) обязательные для
полноценного восприятия изучаемых
произведений теоретико- литературные знания;
3) обязательные для восприятия и
анализа отдельного произведения читательские умения;
4) аналитическая деятельность учеников;
5) литературно- художественная деятельность учащихся;
6) проектная деятельность учеников;
7) элементы культурного пространства;
8) самостоятельная работа школьников;
9) круг произведений для внеклассного чтения;
10) диагностические работы учеников.
Слайд 31Элементы культурного пространства
Расширение культурного кругозора и опыта школьников понимается авторами
не только как попутное знакомство их с рядом художественных ценностей
при изучении программных
литературных произведений, но и как деятельность учеников по осмыслению разных художественных позиций, по сопряжению ценностей разных видов искусства, по обнаружению общей связи между ними. Элементы культурного пространства представлены
в Программе в разной степени конкретизации: иногда названы
произведения (например, кинофильм С. Бондарчука «Судьба человека»), иногда — только имена художников, композиторов (например, В. Г. Перов, П. И. Чайковский), иногда указаны
лишь вид и жанр искусства (например, художники- пейзажисты, музыкальные интерпретации стихотворения). Это объясняется тем, что каждое художественное произведение создает вокруг себя собственный культурный ореол.
Слайд 32Виды деятельности учеников
литературно- художественная деятельность (индивидуальная). Цель— создание собственного художественного
произведения: иллюстрации (вербальной или невербальной), литературного текста или его интерпретации,
выразительного чтения или исполнения роли и т. д.
аналитическая деятельность (индивидуальная и коллективная). Материалом для аналитической деятельности учеников являются литературное произведение или его интерпретация в других видах искусства.
проектная деятельность (коллективная). Объединяет учащихся в группу для достижения конкретной цели — разработки проекта музея, выставки, экскурсии, путешествия, подготовки литературно- музыкальной композиции, гостиной, сочинения пьесы и ее постановки и т.д.
Подготовка проекта занимает гораздо больше времени, чем отводится на изучение учебной темы, поэтому результаты работы разных коллективов представляются вместе и периодически — раз в четверть, в полугодие.
Слайд 33
Художественные проекты
Фотоальбом (свои фотографии или картины русских художников) с подписями
из произведений русской классики «Утро в городе», «Листопад», «Первый снег»,
«Весна не за горами»
Слайд 385 класс
Тема 2. Мой дом — мой мир А.
С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне» (2 часа) А. П. Чехов.
«Гриша» (2 часа) Н. М. Рубцов. «В горнице» (1 час)
Проектная деятельность
Разработка проекта художественного аудиовидеоальбома
«Мой дом — мой мир»
Литературно- художественная и аналитическая деятельность
Конкретизация представлений учеников о собственном доме. Подбор сравнений и эпитетов, передающих личное отношение ребенка к своему дому. Сочинение рассказов и стихотворений о дорогом и близком. Устные сочинения о доме (своем доме, доме литературного героя, сказочного персонажа) с разных точек зрения — негативной и позитивной.
Слайд 396 класс
Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо» (4 часа)
Проектная деятельность
Драматизация
и инсценирование произведений Е. Л. Шварца («Сказка о потерянном времени»,
«Красная шапочка», «Два клена», «Снежная королева»)
Литературно- художественная и аналитическая деятельность
Сравнение пьесы- сказки Е. Л. Шварца с фольклорной сказкой. Оформление книги «Обыкновенное чудо». Графическое и вербальное рисование декораций и портретов персонажей сказки. Устные портреты- диптихи «Принцесса в первом и последнем действии», «Медведь в первом и последнем действии». Воссоздание историй персонажей. Описание или рисование портретной галереи «Король и его свита». Подбор музыкальных лейтмотивов к образам персонажей и музыкального сопровождения к эпизодам пьесы. Мизансценирование. Создание эскизов декораций. Отзыв о кинофильме М. Захарова «Обыкновенное чудо».
Сравнение образов главных героев в пьесе и кинофильме
Слайд 407 класс
Раздел 3. Героический характер в новой русской литературе (7
часов) (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» , Н. А. Некрасов.
«Мороз, Красный нос», М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»)
Проектная деятельность
Подготовка к дискуссии «Что такое подвиг и всегда ли в жизни есть место подвигу?» и ее проведение. Организация диспута о русском национальном характере. Создание альманаха литературных произведений «Подвиг» (в творческом классе альманах можно составить из работ учеников)
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (3 часа)
Литературно- художественная и аналитическая деятельность
Выразительное чтение эпизодов повести. Сравнение образов Остапа и Андрия. Устные иллюстрации к повести. Сопоставление фрагментов первой и второй редакций повести. Анализ иллюстраций к повести. Сопоставление литературных образов запорожцев с образами картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сочинения «Путь к подвигу», «Мое отношение к Андрию», «Два брата»
Слайд 418 класс
Тема 1. О любви
Проектная деятельность
Подготовка литературной композиции «Лики любви».
Выпуск литературно- художественного альманаха произведений учеников о любви. Подготовка и
проведение литературно-музыкальной гостиной «Но и любовь — мелодия». Создание музея «Чудное мгновенье»
Раздел 1. О любви — в лирике (8 часов)
Данте Алигьери. Сонет «Так благородна, так она чиста…»
Ф. Петрарка. Сонет «Амур и я — мы оба каждый раз…»
Литературно- художественная и аналитическая деятельность
Анализ текста. Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Сопоставление оригинального текста и перевода. Отзыв о переводе. Сравнение переводов. Сочинение по картине одного из итальянских художников эпохи Возрождения.
Слайд 429 класс
Тема 3. Русская литература ХVIII — начала ХIХ века
(16 часов; из них 15 часов — на
Проектная деятельность
Подготовка
и проведение заочной экскурсии «Литературный
Петербург XVIII — начала XIX века». Проект музея литературных героев
М. В. Ломоносов. Оды Литературно- художественная и аналитическая деятельность
Выразительное чтение. Анализ «Критики на оду» А. П. Сумарокова. Реферат «Космология в русской поэзии» (по стихотворениям Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Заболоцкого,
Б. Л. Пастернака, связанным с ломоносовским образом космической бездны)
Слайд 43Сухих Анализ стихотворения А. Пушкина «Пущину»
Слайд 476 класс
Р а з д е л 6. Дружба в
жизни человека
1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый
друг, мой друг бесценный!..»)
Представления А. С. Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском. Дружба как сила, преодолевающая любые преграды. Образ надежды в стихотворении.
Теоретико- литературные знания. Дружеское послание как
жанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа.
Культурное пространство. А. С. Пушкин и декабристы. Лицейские друзья Пушкина. Картина Н. Н. Ге «Пушкин в селе
Михайловском».
Внеклассное чтение. М. Басина. «В садах Лицея», «На берегах
Невы», «Далече от берегов Невы»; С. Гейченко. «У Лукоморья»;
А. Гессен. «Все волновало нежный ум...», «Жизнь поэта»; «Друзья
Пушкина: переписка, воспоминания, дневники».
Литературно- художественная и аналитическая деятельность
Выразительное чтение. Подбор музыкального сопровождения к стихотворению. Подготовка сообщения о лицейских друзьях Пушкина. Сочинение по картине Н. Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском». Сочинение- рассуждение «Что такое дружба?»
Слайд 487 класс
3. М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (2
часа)
Романтические герои и художественные средства их изображения. Легенда о Ларре
и ее идея в рассказе «Старуха Изергиль». Образ героя- индивидуалиста. Способы создания образа Ларры. Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей. Крайняя степень самопожертвования Данко, исключительность, идеальность его характера. Романтический герой и толпа. Образ осторожного человека.
«Песня о Соколе». Сущность спора Ужа и Сокола. Сокол как романтический герой. Значение понятия «безумство храбрых». Роль образов природы в рассказах Горького. Смысл горьковских афоризмов.
Диагностическая работа. М. Горький. «Челкаш».
Теоретико- литературные знания. Углубление представления о романтизме. Романтизм как творческий метод. Романтический герой. Романтический пейзаж. Автор и рассказчик. Антитеза. Афоризм.
Культурное пространство. Мифы о Прометее, предания о Каине и об Агасфере. Подвиги в мирное время. Романтизм в литературе ХХ века. Романтическое искусство (музыка, живопись, литература). Пейзаж. Художники- портретисты и пейзажисты.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Муза», «Русские женщины»; М. Горький. «Сказки об Италии»; В. О . Богомолов. «Иван»; Ф. А. Абрамов. «Дом»; В. Г. Распутин. «Последний срок»; В. Скотт. «Айвенго»; А. Дюма. «Королева Марго»; Р. Л. С тивенсон. «Остров сокровищ», «Черная стрела»; Р. Джованьолли. «Спартак».
Виды деятельности учащихся
Выразительное чтение эпизодов. Сравнительно- сопоставительная характеристика Данко и Ларры. Анализ картин А. И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Облака»). Сравнение мотива света и тьмы в рассказе «Старуха Изергиль» и в живописи А. И. Куинджи. Описание гипотетического кинофильма по рассказу «Старуха Изергиль», рисование диафильма- триптиха к «Песне о Соколе». Сочинения- рассуждения «Данко и Прометей», «Современные Ларра и Данко».
Сочинение монолога «Размышления осторожного человека»
Слайд 53Меркин Г.С. Литература 6 Русское слово
Слайд 55Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина
Б.А. Литература 5 ВЕНТАНА-ГРАФ
Слайд 56Цели литературного образования и развития учащихся
1. Расширить литературную эрудицию,
вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров,
созданные отечественными и зарубежными авторами.
2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.
5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.
7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач..
Слайд 57Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и
читательской деятельности 1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных
текстах, представленных в печатном (книжном, газетно- журнальном) и электронном форматах. 2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них. 3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники. 4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет- текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).
Слайд 58Количество часов 5 – 8 кл. – 68 ч. 9
–11кл. –102 ч.
Ведущая тема 5 кл. – художественный вымысел,
событие и сюжет.
6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.
7 кл. – литература и действительность.
8 кл. – литература в поисках героя.
9 кл. – личность – история – судьба.
Слайд 59Творческие проекты
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред.
Ланина Б.А. Литература 5 ВЕНТАНА-ГРАФ
Слайд 60Меркин Г.С. Литература 6 Русское слово
Слайд 61Меркин Г.С. Литература 6 Русское слово
Слайд 635-й класс – «Шаг за горизонт»;
6-й класс – «Год
после детства»;
7-й класс – «Путь к станции "Я"»;
8-й
класс – «Дом без стен»;
9-й класс – «История твоей литературы».
Слайд 645–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению
литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования
в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
Слайд 665 класс
Развитие речи.
Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
Отзыв о
прочитанной книге. Сочинение–размышление о книге, литературном герое.
Сочинение–рассказ о литературном
герое, сравнительная характеристика двух героев.
Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.
Чтение и изучение произведений – 62 ч.
Развитие речи – 8 ч.
Слайд 675 класс
Н.С. ГУМИЛЁВ. СТИХОТВОРЕНИЕ ИЗ ЦИКЛА «КАПИТАНЫ»
АЛЕКСАНДР ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»
ЖЮЛЬ
ВЕРН «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»*
Э. ПО «ЗОЛОТОЙ ЖУК»
Р.-Л. СТИВЕНСОН «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
А.Н.
РЫБАКОВ «КОРТИК»
ДЖЕК ЛОНДОН «ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ»
Б.С. ЖИТКОВ «МЕХАНИК САЛЕРНО»
МАРК ТВЕН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА»
В.П. КАТАЕВ «БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПАРУС» 1
В.А. КАВЕРИН «ДВА КАПИТАНА»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО»
СТИХИ О ПРЕКРАСНОМ И НЕВЕДОМОМ (Н. ГУМИЛЁВ, В. МАЯКОВСКИЙ, М. СВЕТЛОВ, Д. САМОЙЛОВ, В. БЕРЕСТОВ)
А. КОНАН ДОЙЛ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР»
А.Р. БЕЛЯЕВ «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ»
РЭЙ БРЭДБЕРИ «И ГРЯНУЛ ГРОМ»
Слайд 685 класс
Н.В. ГОГОЛЬ «ПОРТРЕТ»
А.С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И
О СЕМИ БОГАТЫРЯХ». «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
ЭДГАР ПО «УБИЙСТВО НА УЛИЦЕ
МОРГ»
А. КОНАН ДОЙЛ «ГОРБУН»
В .Г. КОРОЛЕНКО «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»
М.М. ПРИШВИН «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Л.А. КАССИЛЬ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»
Г. БЕЛЫХ, Л. ПАНТЕЛЕЕВ «РЕСПУБЛИКА ШКИД»
В. РАСПУТИН «МАМА КУДА-ТО УШЛА»
СТИХИ О ДЕТЯХ (Д. САМОЙЛОВ, В. БЕРЕСТОВ, Н. ЗАБОЛОЦКИЙ)
А.П. ЧЕХОВ «КАШТАНКА»
А.И. КУПРИН «Ю-Ю»
К. ЧАПЕК «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОШКИ».
ДЖЕРАЛЬД ДАРРЕЛЛ «ГОНЧИЕ БАФУТА»
Э. СЕТОН-ТОМПСОН «ЧИНК»
МИР ЖИВОТНЫХ В СТИХАХ (СТИХИ Б. ЗАХОДЕРА, С. ЕСЕНИНА, В. ИНБЕР, Н. ГЛАЗКОВА, И. БУНИНА, В. МАЯКОВСКОГО, Н. ЗАБОЛОЦКОГО
Слайд 698 класс
Развитие речи.
Изложение на основе литературно-художественных текстов.
Дневник читателя.
Выписки из книги.
Сочинение–характеристика образа героя. Сочинение–обобщающая характеристика группы героев.
Сочинение стихотворения в прозе. Сочинение–монолог литературного героя.
Сочинение дискуссионного характера. Сопоставление различных редакций, переводов одного и того же произведения.
Чтение и изучение произведений – 63 ч.
Развитие речи – 5 ч.
Слайд 708 класс
В.В. Маяковский. «Надоело»; А.А. Блок «Незнакомка»
Н.В. ГОГОЛЬ «ШИНЕЛЬ»
Ю.Д.
Левитанский «Как показать зиму»; А.П. Чехов. «Душечка»
М.А. БУЛГАКОВ «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
Н.В.
ГОГОЛЬ «РЕВИЗОР»
А.П. Чехов «Крыжовник»; П.А. Вяземский «Жизнь наша в старости –
изношенный халат»
А.П. Чехов «О любви»; В.М. Тушнова «Мы шли пустынной улицей вдвоём...»; А.А. Фет «Ласточки»
В. Шекспир «Гамлет»; А.А. Тарковский «Жизнь, жизнь»
Т.Н. Толстая «Река Оккервиль»; П. Верлен «Целует клавиши прелестная рука»
ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
Ф.И. Тютчев «Когда дряхлеющие силы...»; А.А. Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту...»; Мишель Монтень «Опыты»
Е.А. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»
Н.М. КАРАМЗИН «БЕДНАЯ ЛИЗА»
Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим!»;Е.А. Баратынский «Разуверение»
Ф. Саган «Здравствуй, грусть»; П. Верлен «Сентиментальная беседа»;
А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом»
М.Ю. Лермонтов «Пророк»; А.П. Чехов «Палата N 6»
С.Д. Довлатов «Наши»; Е.А. Евтушенко «Итальянские слёзы»
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги»; А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя...»
С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»; О.Э. Мандельштам
«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...»; А.А. Ахматова «Мне голос был...»; И.С. Тургенев «Русский язык»
Слайд 71
А.А. Галич «Когда я вернусь...»; Ю.В. Бондарев «Выбор»
А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»; В. Гюго «Отверженные»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «МЦЫРИ»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА,
МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
Э. ХЕМИНГУЭЙ «СТАРИК И МОРЕ»
Б.Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти до самой
сути...»; Ф. Стендаль «Красное и чёрное»
Б.Л. Васильев «Завтра была война»; А.С. Пушкин «К Чаадаеву»
В. Шекспир «Отелло»
Б.А. Лавренёв «Сорок первый»
В.Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачёва»
А.С. Пушкин «Анчар»; В.С. Высоцкий «Притча о Правде и Лжи»
В.В. Маяковский «Мама и убитый немцами вечер»;
Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»; А. Рембо «Зло»
Н.А. НЕКРАСОВ «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
Дж. Олдридж «Последний дюйм»
М.А. Светлов «Гренада»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»
А.С. Пушкин «Поэту»; А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу»
М. ГОРЬКИЙ «СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ»
Слайд 729 класс
Развитие речи.
1) Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника.
Тезисы. Воссоздание текста по опоре.
2) Интерпретация лирического стихотворения. Анализ
лирического стихотворения. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Аннотация прочитанной книги.
3) Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение–рассуждение на литературную тему.
4) Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение - путешествие. Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.
Чтение и изучение произведений – 95 ч.
Развитие речи – 7 ч.
Слайд 73ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого
важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание
текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию
прочитать книгу.
1. В детском саду дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; в начальной школе читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
2. Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.
Слайд 76II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста
и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача взрослого –
обеспечить полноценное восприятие текста.
1. Дошкольники слушают чтение взрослого, в школе дети могут самостоятельно читать текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои
предположения и ожидания.
2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей. По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его
3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
Слайд 83III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации
в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое
восприятие и понимание текста.
1. Педагог ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
4. Выполнение творческих заданий.
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», « Докажи, что…» и т.п. Педагог выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая – художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что творческое задание может быть связано со сферой воображения: иллюстрирование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.); – особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование); – учебные задачи (например, если педагог сосредоточен на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
Слайд 86Новый закон «Об образовании в РФ» повышает требования для учебников,
входящих в федеральный список.
Пословам статс-секретарь-заместителя министра образования и науки
РФ Натальи Третьяк, по новым правилам, научная и педагогическая экспертизы теперь будут проводиться не только для включения учебников в федеральный список, но и для исключения из него, поскольку в данный момент федеральный перечень содержит около трех тысяч учебников, что является излишним и затрудняет выбор педагогам, к тому же, часть школьных пособий уже морально устарела.
Теперь в федеральный перечень будут входить исключительно учебники, представляющие завершенную предметную линию: материал в учебниках по одному предмету для разных классов должен быть изложен последовательно и опираться на единую методологическую основу, а сам учебник должен сопровождаться методическим пособием для учителя, которое поможет ему более эффективно проводить уроки.
Также школьные учебники должны иметь электронные приложение, которые впоследствии превратятся в электронные интерактивные версии учебника целиком.
Возрастет и количество экспертиз, а также расширятся их функции: «Мы сохраняем научную и педагогическую экспертизу, но последняя значительно расширяется. Кроме требований соответствия методов изложения материалов возрастным особенностям ребенка, которые сейчас существуют, вводится требование об обязательном соответствии учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Также в рамках педагогической экспертизы будут оцениваться наличие учебно-методического пособия, его соответствие учебнику, наличие электронного приложения, его качество».
Кроме научной и педагогической, планируется введение еще одной экспертизы, общественной, которая станет проводиться после успешного прохождения учебником двух основных экспертиз. По предложению Российского книжного союза введут и этнорегиональную экспертизу, которая будет проверять учебники на соответствие региональному законодательству, наличие базовых национальных ценностей, региональных и этнокультурных особенностей.
Будет сформирован Научно-координационный совет по учебникам, в который войдут представители общественных организаций и эксперты, задачей которых будет определять, насколько верными были проведенные экспертизы и можно ли рекомендовать прошедшие их учебники для включения в федеральный список. Также члены совета будут решать вопросы по исключению учебников из перечня.
Приобретение учебников из составленного по-новому Федерального перечня начнется с 2014-2015 учебного года.
Подчеркивается, что специалисты сделали выводы о неэффективности ежегодного пересмотра списка учебников, поэтому сейчас ведутся обсуждения того, чтобы Федеральный перечень учебников формировался один раз в пять лет.
Слайд 87Министр культуры Владимир Мединский предложил Общественной палате разработать школьный учебник
литературы,
воспитывающий глубокий и спокойный патриотизм
и гордость за нашу
многонациональную страну,
и формирующий ценности крепкой традиционной семьи.
Слайд 88Единый учебник литературы
председатель комиссии по культуре Общественной палаты России
Павел Пожигайло
Я уже говорил, что я не ратую за единый
учебник по литературе, я ратую за разработку некоей единой методики преподавания литературы. Это было вызвано тем, что, проведя анализ целый ряд учебников (Сухих, Лебедев, Коровин), мы обнаружили, что в них очень настойчивая, субъективная позиция автора в трактовке тех или иных событий. Например, Павел I - сумасброд, Николай I "задушил свободную мысль". У Лебедева есть такая фраза, что "русская литература - это история революционно-демократического движения". У Сухих Катерина обрела истинную свободу, прыгнув в Волгу. У Коровина - что не надо искать смыслов в литературе, важна форма, нужно эстетическое наслаждение.
Кстати, вопрос к хрестоматии. Конечно, преподавать "Тараса Бульбу" полостью, со всеми сценами, которые там есть, неправильно. Какие-то произведения должны преподаваться выборочно - "Война и мир", может быть, "Тихий Дон". Но самый главный вопрос: литература должна выполнять воспитательную роль или не должна? Какая цель преподавания литературы? На сегодняшний день это не определено.
Слайд 89Автор: А. Н. Архангельский, Д. П. Бак, М. А. Кучерская
и др. Название: Русский язык и литература. Литература. 10 класс.
Углубленный уровень. В двух частях.
Слайд 90Александра Васильевна Раева
alerae@yandex.ru
Слайд 91Ресурсы
http://www.edu.ru — Федеральный образовательный портал.
http://gramma.ru — Русский язык: культура письменной речи.
http://pedsovet.org —
Всероссийский интернет-педсовет. Самый крупный педагогический форум.
http://intergu.ru — Интернет-государство учителей. Цель создания
этого сайта — поддержка профессиональной деятельности учителя.
http://www.it-n.ru — Сеть творческих учителей создана для педагогов, интересующихся возможностями улучшения качества обучения через использование ИКТ.
http://festival.1september.ru — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://www.uroki.ru — Образовательный портал «Учеба».
http://www.ug.ru — «Учительская газета».
http://mlis.ru — Методико-литературный интернет-сервер «Урок литературы»
http://feb-web.ru — Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор.
http://magazines.russ.ru — «Журнальный зал» — электронная библиотека современных литературных журналов России.