Слайд 21. Рынок как место заключения и совершения
сделок - реальное
или виртуальное пространство, обеспеченное необходимой инфраструктурой для того, чтобы контрагенты
могли находить друг друга, осуществлять коммуникации и обмениваться ценностями
2. Рынок как совокупность потребителей, обладающих сходными потребностями
3. Рынок как система взаимоотношений между экономическими субъектами, предполагающая свободу производства, обмена и потребления, ограниченную правами контрагентов и общества
Определение рынка
Слайд 3Типы рынков по характеру конкурентной среды
Слайд 4Типы рынка по характеру клиентуры
Слайд 5Реальный и потенциальный рынок
Реальный рынок – совокупность реальных потребителей
Потенциальный
рынок – множество потребителей, которые в принципе могут предъявить запрос
на определенный товар
Слайд 6Емкость рынка
Емкость рынка (реальная) - объем продаж на рынке за
какой-то период; измеряется в натуральном или денежном выражении
Емкость рынка потенциальная
– какой может быть достигнут объем продаж, если все потенциальные потребители станут реальными
Количественные параметры рынка
2. Темп роста рынка
IQ = Q1/Q0 * 100(%)
3. Темп прироста рынка
TQ = (Q1-Q0)/Q0 *100 (%)
Q1 – объем продаж в отчетном году
Q0 – объем продаж в базисном году
4. Доли операторов рынка
Доля фирмы N
=
Объем продаж фирмы N в натуральном или денежном выражении
Общий объем продаж (всех фирм) на рынке
Слайд 7АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРОЕКТА / ФИРМЫ
Слайд 13SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон проекта или компании,
которая его реализует, в сопоставлении с возможностями и угрозами внешней
среды.
Выявляются сильные и слабые стороны проекта /компании.
Выявляются возможности и угрозы внешней среды («возможности» – благоприятные факторы, «угрозы» – неблагоприятные)
Производится сопоставительный комплексный анализ: как сильные стороны могут помочь воспользоваться благоприятными возможностями среды; как слабые стороны могут помешать ими воспользоваться; какие слабые стороны делают компанию или проект более уязвимым по отношению к угрозам; как сильные стороны позволят нейтрализовать угрозы со стороны внешней среды
Слайд 15Рыночные исследования
Виды маркетинговых исследований
Кабинетное исследование предполагает изучение информации из
внешних и внутренних источников, подготовленной для других целей.
В основном
связано с анализом вторичных данных
Полевое исследование
предусматривает сбор и оценку информации непосредственно об объекте исследования. Полевые исследования связаны со сбором первичной информации, т.е. данных, впервые и специально получаемыми для конкретных целей
Слайд 16Кабинетные исследования
Внутренние источники информации:
отчетность предприятий;
финансовые и плановые документы;
сбытовая статистика;
обзоры жалоб и рекламаций и т.д.
Внешние источники:
периодические издания;
справочники;
информация специализированных консалтинговых фирм;
синдикативные данные (готовые маркетинговые исследования, рейтинги и т.д.)
Слайд 17Достоинства кабинетных исследований:
сравнительно низкая стоимость (т.к. не нужны сбор
и обработка новых данных);
возможность достаточно быстрого получения информации;
возможность получения информации, которую фирма не может собрать самостоятельно
Недостатки кабинетных исследований:
трудность проверки достоверности информации;
информация может не содержать необходимых сведений;
трудности в сопоставлении вследствие применения разных методик исследования и систематизации информации;
высокая вероятность получения устаревших сведений;
информация из внешних источников равно доступна для конкурентов
Слайд 18Полевые исследования
Достоинства:
данные обираются в соответствии с целями исследования;
информация
является актуальной, отражает текущее состояние;
методы сбора информации выбираются самим
предприятием;
сведения недоступны конкурентам.
Проблемы:
длительность и трудоемкость процесса получения информации;
высокие затраты, связанные с получением информации;
многие данные не могут быть получены фирмой (например, демографическая информация);
качество информации зависит от квалификации персонала
Слайд 19Наиболее распространенный метод полевого исследования – опрос.
Опрос – метод сбора
первичной информации посредством
определения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в
отношении какого-либо
объекта (товара, фирмы, рекламы и т.д.)
По характеру получаемых данных:
Качественные (ответы в свободной форме)
Количественные (анкетирование)
По типу опрашиваемого субъекта:
Экспертные (респондентами являются компетентные специалисты)
Потребительские (респондентами являются потребители)
По способу связи с аудиторией:
телефонные опросы;
почтовые опросы (почта, факс, эл. почта);
личные опросы (личный контакт), в т.ч.:
опросы в среде Интернет
Слайд 20Наиболее используемые формы опроса
Интервью (качественный метод)
Анкетный опрос (количественный метод)
Слайд 21Интервью
состоит в последовательном задании вопросов для понимания, что думают респонденты
об определенной проблеме. Ответ дается в произвольной форме.
Слайд 22Анкетный опрос
Анкетный опрос характеризуется гибкостью и универсальностью и потому является
наиболее распространенной формой исследований.
Бланк анкеты, как правило, состоит
из трех частей:
1. Введение;
2. Сведения о респонденте (в начале или конце анкеты)
3. Вопросы анкеты, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования.
Во введении указывается цель исследования, содержится и мотивируется просьба к респонденту дать ответы на поставленные вопросы, даются краткие указания к заполнению анкеты. Оно должно быть написано в вежливой форме и разъяснять, каким образом результаты исследования могут быть использованы в пользу потребителю.
Часть анкеты, содержащая сведения о респонденте - «паспортичка», зависит от цели опроса. Обычно включает вопросы о поле, возрасте, уровне доходов, образовании, профессии. Если это фирма – то регион, сфера деятельности, размер выручки и т.п.
Слайд 23Типы вопросов в анкете
Дихотомические (предполагают ответы да/нет)
Альтернативные (выбор одного варианта
ответа из нескольких)
Вопросы-меню можно выбрать несколько вариантов ответа из перечисленных.
Например, какие программные бухгалтерские продукты вы знаете: 1С Бухгалтерия, Инфо-бухгалтер, Парус и т.д
Рейтинговые – расставить какие-то факторы в порядке важности
Расставьте в порядке убывания важности следующие характеристики новой модели, используя цифры от 1 до 5, где 1 – «наиболее важно» :
Надежность
Безопасность
Долговечность
Ремонтопригодность
5. Шкалы. Например: оцените по 5-балльной шкале заинтересованность в новых возможностях модели (5 – высокая оценка, 1 – низкая оценка):
Слайд 24В разделе бизнес-плана обычно отражаются результаты:
Рыночных исследований – емкость рынка
и ее динамика, спрос на продукцию, основные требования потребителей, тенденции
в развитии потребительского спроса. (Используется статистика, данные кабинетных исследований)
Анализа внешней среды (PEST-анализ)
Стратегического анализа проекта (SWOT-анализ)
4. Анализ рынка и потребностей потребителей
1) Определение потребности в товаре, факторов, влияющих на выбор товара (цена, качество, безопасность и т.д.) товаров (Кабинетное или полевое исследование)
2). Определение источников информации, к которым обращаются потребители при покупке (Интернет, рекомендации друзей, реклама и т.д.) (Кабинетное или полевое исследование)
3). Анализ отношения потребителей к ценам, представление о справедливой цене на продукцию. (Кабинетное или полевое исследование)
Слайд 25Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов
Слайд 26Сегментирование рынка
Сегментирование рынка – это процесс деления потребителей данного рынка
на группы, каждая из которых предъявляет свой специфический спрос.
Сегмент
– группа потребителей, обладающих схожими характеристиками (потребительским поведением) и одинаково реагирующих на деятельность фирмы.
Слайд 27Критерии сегментирования для потребительских товаров
Слайд 28Критерии сегментирования для рынка товаров производственного назначения
Слайд 29Стратегии работы с сегментами рынка:
недифференцированный маркетинг (единая концепция маркетинга
на всем рынке)
дифференцированный маркетинг (особые стратегии маркетинга для каждого
сегмента при работе на нескольких сегментах)
концентрированный маркетинг (сосредоточение маркетинговых усилий на одном сегменте)
Комплекс маркетинга
Слайд 30Параметры привлекательности сегмента:
Емкость сегмента
Доходность сегмента
Рентабельность работы с сегментом
Конкурентная ситуация в
сегменте
Доступность сегмента для данной фирмы (высота входных барьеров)
Возможность работать в
сегменте (наличие необходимых ресурсов, технологий, опыта и способностей)
Другие факторы, связанные с благоприятностью микросреды и макросреды
Слайд 31 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА
– комплекс мер, благодаря которым в сознании
целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к
другим аналогичным товарам
Слайд 32Атрибут позиционирования –
ключевое преимущество товара, которое
отличает данный продукт от
товаров-конкурентов
и является
источником мотивации покупки.
Слайд 33Возможные атрибуты позиционирования:
Цена, экономия. Самое дешевое решение на рынке
Какое-либо
важное преимущество: быстродействие, надежность, эффективность, мощность, вес и т.д.
Комбинация
выгод: два-три атрибута одновременно («Орбит. Самая вкусная защита от кариеса». «Весело и вкусно в McDonald's»)
На основе потребителя («Арсенальное. Пиво с мужским характером». «Нас выбирает современный бизнес»)
Слайд 34Способ / ситуация использования товара («Чай «Беседа. Беседуйте на здоровье».)
Национальные традиции («Лада Приора. На всех дорогах страны».)
Лидерство. Признание товара
большинством потребителей. («Нам доверяют все станкостроительные заводы страны»)
Категория товара («Лечебная косметика Vishy». «Прецизионные станки Hembrug»)