Слайд 1Анализ стихотворения
Усанова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы,
   
                                                            
                                    
     МКОУ « СОШ №13»
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2План разбора стихотворения
Дата написания.
Реально-биографический и фактический комментарий.
Жанровое своеобразие.
Идейное содержание.
Ведущая тема.
Основная
                                                            
                                    
мысль.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или
                                    статике.
Внешнее впечатление и реакция на него.
Преобладание общественных или личных интонаций.
Структура стихотворения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Основные изобразительные средства 
Метафора, 
сравнение,
аллегория,
символ, 
гипербола,
 литота,
 ирония (как троп),
                                                            
                                    
сарказм, 
перифраза.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур
эпитет,
 повтор,
 антитеза,
 инверсия, 
параллелизм,
                                                            
                                    
риторический вопрос, 
обращение и восклицание.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Основные особенности ритмики
 Рифма(мужская, женская) и способы рифмовки (парная, перекрёстная,
                                                            
                                    
кольцевая).
 Строфика.
 Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды
                                    звуковой инструментовки.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6План разбора стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения,
                                                            
                                    
когда написано, по какому поводу, кому посвящено.
3. Тема, идея, основная
                                    мысль, о чем стихотворение . Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
1). Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2). Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Художественные приёмы
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
Дольник
┴-ударный слог; U-безударный слог;
                                                            
                                    
UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.
1.Ритм стиха, стихотворный размер:
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 82.Перебои ритма
 Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают
                                                            
                                    
передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:
О как на склоне наших
                                    дней      8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет     8 слогов
Любви последней, зари вечерней  10 слогов, перебой ритма
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 93.Рифмы,анафоры
 Рифмы
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и
                                                            
                                    
строчки, создаёт новые значения слов.
 Анафоры /одинаковое начало строчек/- как
                                    бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 104.Переносы,звуковые повторы
  Переносы. Значение переносимого слова подчёркивания, на нём
                                                            
                                    
делается смысловой акцент:
Знали бы вы,
Ближний и дальний,
Как головы
Собственной жаль мне-
Бога
                                    в орде!
Степь, каземат-
Рай – это где
Не говорят!
 
   Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 115.Композиция, лексика
  Композиция стихотворения, его деление на строфы /как
                                                            
                                    
соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли
                                    каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
   Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическою
- архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором / «громкокипящий кубок»/ 
   Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.