Слайд 1Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
По материалам Т.Е. Лисковой
2018 г.
Слайд 2Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Структура
и содержание КИМ ЕГЭ 2018 г. полностью соответствуют КИМ ЕГЭ
2017 г. Коррективы коснулись только системы оценивания ряда заданий:
переработана система оценивания задания 28 (максимальный балл увеличен с 3 до 4); детализирована формулировка задания 29, и изменена система его оценивания (максимальный балл увеличен с 5 до 6).
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.
Слайд 3Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Общее
число участников основного дня основного периода ЕГЭ в 2018 г.
превысило 327 тыс. человек, что, как и в предыдущие годы, составило более половины от общего числа участников ЕГЭ.
Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена
Слайд 4Пермский край
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Число участников ЕГЭ в Пермском крае- 4587 чел.
Тестовый балл-57,0
Количество 100-балльников-1 чел.
Количество не сдавших-451 чел.
Слайд 5Пермский край
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ОГЭ
Количество сдававших -14821чел.
Средний балл-25,7
Тестовый балл-49,0
Количество 100-балльников
-39 чел.
Количество не сдавших- 156 чел.
Оценка «3»-6029 чел.
Оценка «4»-7171
чел.
Оценка «5»-1465 чел.
Слайд 6Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В
целом доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2018 г.
увеличилась в сравнении с 2017 г. и составила 17,4% (в 2017 г.–13,8%; в 2016 г.–17,6%).
Число стобалльников в 2018 г. повысилось в сравнении с 2017 г.: 198 против 142.
Рост в 2018 г. доли стобалльников до 0,06% (в 2017 г. – 0,04%) и высокобалльников до 7,4% (в 2017 г. – 4,5%)
Слайд 7Затруднения в ЕГЭ
Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Слайд 8Затруднения в ЕГЭ
Независимо от проверяемого содержания выпускники испытывают затруднения:
–
в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание
25) – в среднем 29,7% выполнения;
– в составлении плана ответа по конкретной теме (задание 28) – в среднем 32,5% по критерию 28К1 и 16,4% по критерию 28К3;
Слайд 9Затруднения в ЕГЭ
Анализ результатов показал, что в 2018 г. возросла
доля выпускников, которые не прочитали задание и/или не поняли его
смысла.
С результатом менее 59% в первой части выполнены задания: 8, 14, 19 и 20
Слайд 10Затруднения в ЕГЭ
в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения
по определенной проблеме (выполнение задания 24 по тексту и задания
29 по критериям 29К2 и 29К3 – 29,7%, 21,2% и 19,6 %соответственно).
Слайд 11Затруднения в ЕГЭ
Выпускники 2018 г. испытали затруднения при выполнении заданий
базового уровня по таким содержательным элементам, как «постоянные и переменные
затраты» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 16,1–16,9%); «социальный контроль» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 32,3–33,6%), «понятие и виды юридической ответственности» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 30,1–32,3%).
Слайд 12Затруднения в ЕГЭ
Выпускники испытали затруднения при выполнении заданий высокого уровня
сложности, проверяющих знание таких содержательных элементов, как «экономический рост и
развитие, понятие ВВП» (18,4%); «система российского права» (28,1%); «государство, его функции» (28,3%); «понятие истины и ее критерии» (32,7%); «социальная стратификация» (33%).
Слайд 13Затруднения в ЕГЭ
Экзамен 2018 г. показал очевидные проблемы в овладении
знаниями, необходимыми для социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников,
налогоплательщиков, активных участников экономической жизни.
Слайд 14Затруднения в ЕГЭ
часть выпускников не знают устройства и организации государственной
власти в РФ (содержательные элементы «органы государственной власти Российской Федерации»
и «федеративное устройство Российской Федерации»). Средний процент выполнения задания 14 составляет 40,7 (в 2017 г. – 43,6%; в 2016 г. – 37,2%). При этом полный правильный ответ дали менее 30% участников ЕГЭ 2018 г. (в 2017 – 31,9%; в 2016 г. – 24,3%).
Слайд 15Затруднения в ЕГЭ
Экзамен 2018 г. показал, что по-прежнему не все
выпускники знают названия высших государственных органов РФ, многие затрудняются в
установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти, должностным лицом РФ.
Самая распространенная ошибка: «Правительство РФ принимает законы», «Высший орган законодательной власти – Правительство РФ».
Слайд 16Затруднения в ЕГЭ
Как и в 2016–2017 гг., наблюдается путаница в
представлениях выпускников о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем
субъектов РФ.
в 2018 г. успешно выполнили подобные задания только высокобалльники (в 2017 г. с заданиями в целом справилась и группа участников с результатами 61–80 тестовых баллов).
Слайд 17Затруднения в ЕГЭ
Участники ЕГЭ 2018 г. по обществознанию продемонстрировали непонимание
функций различных финансовых институтов (в частности, институтов банковской системы), экономических
процессов (безработица, инфляция). Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в РФ. Данные факты не содействуют оптимальному включению выпускников школ в экономическую жизнь страны.
Слайд 18Затруднения в ЕГЭ
Настораживает и тот факт, что не все выпускники
понимают смысл таких понятий, как «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность».
Слайд 19Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В
зависимости от уровня подготовки было выделено четыре группы участников экзамена:
группа 1 – участники, не достигшие минимального балла (0–20 п.б.);
группа 2 – участники с низким уровнем подготовки (21–36 п.б.);
группа 3 – участники со средним уровнем подготовки (37–52 п.б.);
группа 4 – высокобалльники – участники с высоким уровнем подготовки (53–62 п.б.).
Слайд 20Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Слайд 21Группа 1 (не получившие минимального балла)
Слайд 22Группа 1 (не получившие минимального балла)
Выпускники, не получившие минимального балла,
в целом не освоили обществоведческий курс: ни содержания ключевых понятий,
ни спектра значимых предметных умений и способов познавательной деятельности.
Интересно, что при выполнении заданий данная группа участников показала относительную сформированность нескольких исключительно метапредметных умений:
Слайд 23Группа 1 (не получившие минимального балла)
– соотносить видовые понятия с
родовым, выделяя обобщающее понятие (задание 2) (средний процент выполнения задания
– 57,98 (в 2017 г. – 70,7));
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица/диаграмма) (средний процент выполнения задания 12 – 63,3, как и в 2016– 2017 гг.);
Слайд 24Группа 1 (не получившие минимального балла)
Рассматриваемая группа включает преимущественно тех
выпускников, которые выбрали экзамен по обществознанию как «не самый сложный»
или как «запасной вариант».
Это не освоившие предмет выпускники, надеющиеся на то, что для выполнения значительной доли заданий им хватит здравого смысла, общих представлений на бытовом уровне, отрывочных экономических и правовых знаний.
Анализ результатов ЕГЭ 2018 г. позволяет сделать вывод о том, что данная группа выпускников была подготовлены хуже, чем аналогичная группа в 2017 г.
Слайд 25Как компенсировать наиболее значимые недостатки в образовательной подготовке обучающихся, рискующих
не получить минимального балла ЕГЭ по обществознанию?
Слайд 26Группа 1 (не получившие минимального балла)
Диагностика и постановка реалистичных целей
в изучении предмета и подготовке к экзамену,
освоение ключевых понятий
обществоведческого курса и
развитие метапредметных умений – три важнейших аспекта методики подготовки в принципе, а для обучающихся, рискующих не преодолеть минимального балла, особенно.
Слайд 27Группа 1 (не получившие минимального балла)
Для рассматриваемой группы выпускников актуально
совершенствование метапредметных умений, связанных с чтением, адекватным пониманием информации и
ее извлечением из прочитанного текста.
Слайд 28Группа 1 (не получившие минимального балла)
Следует обратить внимание на развитие
у рассматриваемой группы выпускников умения осуществлять поиск социальной информации, представленной
в виде:
– таблицы/диаграммы в задании 12 (в случае необходимости целесообразно обратиться к Методическим рекомендациям Фипи2016 г., в которых рассматривались приемы развития данного умения);
– рисунка в задание 10 (в Методических рекомендациях Фипи 2015 г. были даны советы по выполнению задания на анализ графиков изменения спроса/предложения)
Слайд 30Группа 2
Преодолевшие границу минимального балла ЕГЭ (42 т.б.) участники
ЕГЭ с результатами ниже 60 т.б. демонстрируют низкий уровень обществоведческой
подготовки. В дополнение к тому, что освоено даже выпускниками, не получившими минимального балла, данная группа участников ЕГЭ классифицирует социальные объекты (56,1% выявляют структурные элементы понятий с помощью таблицы и 51,7% выделяют лишнее звено в ряду однородной социальной информации).
Слайд 31Группа 2
Участники с результатами 42–60 т.б. наиболее успешно выполняют задания,
содержание которых связано с изученными еще в основной школе базовыми
понятиями курса, прежде всего по разделу «Человек и общество». Например, по проблематике человека, общества и духовной культуры задание 4 выполняют 72,2%, задание 5 – 65,6%, задание 6 – 71,9 (из них на 2 балла соответственно 49,7%, 50,8%, 51,2%).
Слайд 32Группа 2
Вероятно, основные затруднения у этой группы участников ЕГЭ вызваны
отсутствием системных знаний по каждому из содержательных блоков.
Слайд 33Группа 2
Отсутствие системных знаний курса в определенной мере мешает участникам
с низким уровнем подготовки перейти от репродуктивного уровня деятельности к
преобразующему. В этом отношении весьма показательны следующие результаты: 80,2% (84,1%) участников ЕГЭ выделенной группы анализируют статистические данные таблицы/диаграммы; 74,8% (77,2%) извлекают из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде (первое задание к тексту), и получают за это максимальный балл.
Слайд 34Группа 2
Но с выполнением второго задания к тексту (задания 22),
которое наряду с извлечением информации предполагает ее применение в заданном
контексте, на максимальный балл справились менее половины рассматриваемой группы участников (этот результат можно считать прорывом в сравнении с результатами 2017 г., когда это задание выполнили менее 25% участников с результатами 42–60 т.б.).
Слайд 35Группа 2
При написании мини-сочинений (задание 29) просматривается та же тенденция:
64,0% (63,7%) участников с низким уровнем подготовки демонстрируют понимание смысла
выбранного высказывания (критерий 29К1), но только 1,1% (0,9%) раскрывают избранную тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы; 5,7% (5,3%) приводят примеры из различных источников и получают максимальные баллы по критериям 29К2 и 29К4.
Слайд 36Группа 2
Чрезвычайно важны диагностика проблем в подготовке обучающихся и построение
реалистичной индивидуальной траектории обучения.
При этом подготовка предполагает изучение основных
понятий и ведущих идей курса, но особое внимание следует обратить на систематизацию знаний.
Слайд 37Группа 2
Показателем может стать выполнение на 2 балла заданий 4,
7, 11, 13, 17 на характеристику с научных позиций основных
социальных 12 объектов и на 1 балл заданий 5, 8 и 18 на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Слайд 39Группа 3
Участники экзамена со средним уровнем подготовки и результатами
61–80 т.б. продемонстрировали знание и понимание большинства основных понятий базовых
наук курса.
Слайд 40Группа 3
Все задания базового и повышенного уровней сложности в
части 1 экзаменационной работы выполняются, как правило, на максимальный балл
(процент выполнения на максимальный балл составляет 55,5–96,0 (51,8–98,3%)). Исключение составляет только задание 14, которое на максимальный балл выполнили 48,5% (54,5%) участников ЕГЭ с результатом 61–80 т.б.
Слайд 41Группа 3
Эта группа выпускников достигает определенных успехов при выполнении заданий
23, 25, 26, 27 высокого уровня сложности (средний процент выполнения
составляет в среднем 49,6–61,5 (55,0–56,3%)). Подчеркнем, что речь не идет о преобладании полных правильных ответов. Так, за выполнение задания 23 получили максимальный балл 33,7% (32,3%), задания 25 – 17,7% (24,9%); задания 26 – 20,9% (28,3%); задания 27 – 40,1% (32,2%).
Слайд 42Группа 3
Следует отметить, что именно в этой группе чаще всего
встречаются выпускники, которые не дают полного правильного ответа на задания
части 2, потому что не могут четко уяснить суть требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа.
Рекомендуется не только обращать внимание на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, причины, аргументы, примеры и т.п., но и акцентировать внимание на том, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).
Слайд 43Группа 3
Встречается и другая крайность: когда вместо трех элементов выпускник
приводит, например, пять-шесть, совершая по сути лишнюю работу, которая, ко
всему прочему, отнимает время от выполнения/самопроверки правильности выполнения других заданий.
Слайд 45Группа 4
Высокобалльники (участники с результатами выше 81 т.б.) демонстрируют
знание базовых понятий и основных идей обществоведческого курса.
Именно эта
группа успешно выполняет задание 14, проверяющее знание основ организации государственной власти в РФ (80,8% (87,9%) на 2 балла).
Слайд 46Группа 4
Только высокобалльники успешно составляют план ответа по определенной теме.
Примерно 80% данной группы выпускников составляют сложный план, за раскрытие
темы максимальный балл получают 67,0%, а за корректность формулировок пунктов и подпунктов плана–69,8%.
Слайд 47Группа 4
Вполне объяснимо, что эта группа выпускников наиболее успешно выполняет
мини-сочинение: 99,3% (99,4%) участников ЕГЭ этой группы раскрывают тему; 48,6%
(49,8%) –получают максимальный балл за теоретическое содержание; 71,8% – корректно используют понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы; 49,9%(53,8%) – приводят два соответствующих требованию задания факта/примера.
Слайд 48Типичные заблуждения, связанные с экзаменационными материалами и подходами к выполнению
заданий, подготовкой к ЕГЭ
Слайд 49Как правильно готовиться к экзамену?
Слайд 50Как правильно готовиться к экзамену?
Подготовка к ЕГЭ по любому учебному
предмету не может и не должна быть оторвана от изучения
этого предмета в основной и средней школе.
В корне неверен подход, сущность которого можно сформулировать следующим образом: «Не будем читать учебник, будем выполнять типовые задания ЕГЭ» / «тему урока я расскажу за 10 минут, а потом мы будем готовиться к ЕГЭ».
Слайд 51Как правильно готовиться к экзамену?
Систематическое изучение предмета, а именно работа
с учебным текстом, ответы на вопросы, выполнение разнообразных учебных заданий
с использованием потенциала УМК, в совокупности будет способствовать развитию комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена
Слайд 52Как правильно готовиться к экзамену?
Рекомендуем
объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле,
представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения.
Желательно,
чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, использовались для анализа личного социального опыта школьников.
Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель.
Слайд 53Как правильно готовиться к экзамену?
К сожалению, при выполнении экзаменационных заданий
выпускники редко обращаются к реалиям своего родного края, национальной культуре,
в то время как включение этого материала в контекст обществоведческого курса способно обогатить его и сделать уроки обществознания более интересными.
Слайд 54Как правильно готовиться к экзамену?
Абсолютно нецелесообразно заменять выполнение учебных заданий
по мере изучения конкретных тем обществоведческого курса решением типовых вариантов
ЕГЭ.
Слайд 55Как правильно готовиться к экзамену?
Типовые задания ЕГЭ предназначены для итогового
контроля и не содержат обучающих элементов, поэтому в дополнение к
ним в целях обучения нередко требуются детальные комментарии по выполнению заданий, алгоритмы, памятки и проч.
Выполнение значительного количества типовых вариантов КИМ ЕГЭ может дать эффект лишь на завершающей стадии подготовки к экзамену, когда пройден весь учебный материал, повторены все запланированные темы,
Слайд 56Как правильно готовиться к экзамену?
Для получения полного представления об актуальной
экзаменационной модели, советуем внимательно изучить кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию
и демонстрационный вариант с системой оценивания экзаменационной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету.
Слайд 57Как правильно готовиться к экзамену?
По традиции в начале учебного года
рекомендуется провести стартовую диагностику уровня подготовки обучающихся, выявить пробелы и
построить индивидуальную траекторию обучения.
Для стартовой диагностики можно использовать демонстрационный вариант КИМ. Советуем также систематически проводить рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы.
Слайд 58Как правильно готовиться к экзамену?
Целесообразно вместе с учениками проанализировать кодификатор
проверяемых элементов содержания. Результатом этой работы должны стать индивидуальные планы
учеников по подготовке к экзамену.
Слайд 59По каким учебным пособиям нужно готовиться?
Слайд 60По каким учебным пособиям нужно готовиться?
Изучение курса и, следовательно,
подготовка к экзамену должны строиться на основе учебников, рекомендуемых Минобрнауки
России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования (учебников из Федерального перечня).
Слайд 61По каким учебным пособиям нужно готовиться?
Напомним, что при рассмотрении апелляций
о несогласии с результатами экзамена члены конфликтных комиссий принимают в
качестве аргументов ту информацию, которая содержится в учебниках из Федерального перечня.
Слайд 62По каким учебным пособиям нужно готовиться?
Настоятельно рекомендуем будущим участникам ЕГЭ
по обществознанию в первую очередь обратить внимание на то, как
в учебниках из Федерального перечня называются обществоведческие понятия:
виды потребностей, сферы (подсистемы) общественной жизни,
формы чувственного и рационального познания, методы научного познания,
виды (типы) культуры,
типы обществ, факторы производства и факторные доходы,
виды инфляции,
типы безработицы,
критерии социальной стратификации,
подсистемы политической системы общества,
типы политического лидерства.
Слайд 63По каким учебным пособиям нужно готовиться?
Обществознание – это школьный предмет
с определенным понятийно-терминологическим аппаратом, владение которым выпускники должны продемонстрировать на
экзамене. Подчеркнем: владение обществоведческими понятиями, а не умение подбирать их синонимы. Иногда в экзаменационных работах участники ЕГЭ вводят собственные сокращения понятий.
Слайд 64По каким учебным пособиям нужно готовиться?
Например, в одной из работ
2018 г. встретилось слово «челкап» (сокращенное от «человеческий капитал»), которым,
как выяснилось на конфликтной комиссии, выпускник попытался заменить понятие труда как фактора производства. В работах участников ЕГЭ встречались и другие замены этого понятия: «производство», «работа», «деятельность», «рабочая сила» и т.п. Но даже если какое-то слово в бытовом контексте является синонимом понятия «труд», то оно не используется экономистами как название соответствующего фактора производства.
Слайд 65«Неужели ребёнок должен знать содержание всех кодексов РФ?»
Слайд 66«Неужели ребёнок должен знать содержание всех кодексов РФ?»
Нет, не должен.
Очевидно, что полноценное изучение системы российского права без обращения к
нормативным правовым актам невозможно. Более того, обновление содержания правовых разделов учебников обществознания не успевает за изменениями законодательства. Непосредственное обращение к нормативным документам позволяет избежать заучивания устаревших сведений и формировать актуальные правовые знания, развивать умение школьников читать и понимать язык нормативных документов.
Слайд 67«Неужели ребёнок должен знать содержание всех кодексов РФ?»
Разработчики КИМ ЕГЭ
по обществознанию еще в 2014 г. подготовили для участников экзамена
своего рода «навигатор» по правовым сюжетам – Приложение № 2 к спецификации КИМ по обществознанию.
Слайд 68«Неужели ребёнок должен знать содержание всех кодексов РФ?»
Назначение этого Приложения
– дать обучающимся возможность вычленить наиболее значимые для изучения фрагменты
важнейших нормативных правовых актов (которые зачастую весьма объемны).
Слайд 69«Неужели ребёнок должен знать содержание всех кодексов РФ?»
По результатам экзаменационной
кампании 2018 г. хотим обратить внимание на нормативные ссылки по
следующим вопросам:
способы защиты гражданских прав — см. Гражданский кодекс РФ (часть первая). ст. 12;
федеральные, региональные и местные налоги — см. Налоговый кодекс РФ, ст. 13–15;
Слайд 70«Неужели ребёнок должен знать содержание всех кодексов РФ?»
права и обязанности
налогоплательщика — см. Налоговый кодекс РФ, ст. 21, 23,
виды наказаний в уголовном праве — см. Уголовный кодекс РФ, ст. 440;
административные наказания — см. Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 3;
Слайд 71«Неужели ребёнок должен знать содержание всех кодексов РФ?»
дисциплинарные взыскания —
см. Трудовой кодекс РФ, ст. 192.
Слайд 72За что / Как выставляется 1 балл в двухбалльных заданиях
части 1 КИМ ЕГЭ по обществознанию?
Слайд 73За что / Как выставляется 1 балл в двухбалльных заданиях
части 1 КИМ ЕГЭ по обществознанию?
Соответствующая информация есть в демонстрационном
варианте (раздел «Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию», часть 1) и в п. 9 спецификации КИМ.
Слайд 74За что / Как выставляется 1 балл в двухбалльных заданиях
части 1 КИМ ЕГЭ по обществознанию?
Принцип оценивания такой: если комбинация
цифр, записанная выпускником, отличается от полного правильного ответа на один символ (это может быть одна неправильно записанная цифра, или одна лишняя цифра при всех остальных правильных (в записанном ответе на одну цифру больше, чем в эталоне)) или одной цифры недостает при всех остальных правильных (в записанном ответе на одну цифру меньше, чем в эталоне), то выставляется 1 балл;
Слайд 75За что / Как выставляется 1 балл в двухбалльных заданиях
части 1 КИМ ЕГЭ по обществознанию?
если записанная выпускником комбинация цифр
отличается от полного правильного ответа на два или более символов, то выставляется 0 баллов.
Приведем пример: в задании 4 правильный ответ 123 оценивается 2 баллами; ответы 12, 125, 1234 и т.п. будут оценены 1 баллом; за ответы 1, 34, 145, 12345 и т.п. будет выставлено 0 баллов.
Слайд 76За что / Как выставляется 1 балл в двухбалльных заданиях
части 1 КИМ ЕГЭ по обществознанию?
Следует помнить, что в заданиях
на установление соответствия элементов двух множеств (задания 5, 8, 14, 18 и 20) важна последовательность записи цифр, а в заданиях на множественный выбор (задания 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15–17 и 19) нет (при правильном ответе 123 будут засчитаны как полный правильный ответ варианты 213, 231, 312, 321).
Слайд 77По какому плану писать мини-сочинение?
Слайд 78По какому плану писать мини-сочинение?
«Прошу Вас выслать последовательность изложения
задания 29. Каждый педагог трактует на свой лад. У детей
полная каша в головах. Скоро экзамен…» (Из письма в ФИПИ, конец мая 2018 г.)
Слайд 79По какому плану писать мини-сочинение?
Задание 29 имеет творческий характер и
дает возможность выпускникам проявить свои аналитические умения и коммуникативную компетенцию.
Поэтому его выполнение не подразумевает использования каких-либо шаблонов ответов («золотых»/«платиновых» и иных готовых сочинений), клише.
Слайд 80По какому плану писать мини-сочинение?
Формулировка задания 29 содержит исчерпывающую информацию
об оптимальной структуре сочинения:
одна или несколько основных идей затронутой
автором темы;
ключевые для раскрытия темы понятия;
логические рассуждения с использованием этих ключевых понятий,
теоретических положений, подтвержденные примерами;
выводы.
Каждый выпускник с учетом выбранной темы, своего уровня подготовки и индивидуального стиля может комбинировать и наполнять конкретным содержанием эти структурные элементы.
Слайд 81По какому плану писать мини-сочинение?
Темами мини-сочинения выступают высказывания ученых, деятелей
культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и нашего
времени.
Критерии оценивания мини-сочинения не требуют знания биографии политических/религиозных/научных идей авторов высказываний, а также раскрытия предмета и объекта исследования выбранной социально-гуманитарной науки (например, не надо писать «социология/политология/экономика – это наука о…»).
Слайд 82По какому плану писать мини-сочинение?
К сожалению, не только авторы
ряда некачественных пособий для подготовки к ЕГЭ (очевидно, что подобные
издания никак не помогают в подготовке к экзамену и во многих случаях дезориентируют читателей), но и некоторые учителя создают «болванки» ответов по группам тем/проблем, которые ученики должны зазубрить и воспроизвести на экзамене.
Слайд 83По какому плану писать мини-сочинение?
Как правило, логика таких «домашних заготовок»
проста:
темы на позиции 29.1 – неважно, о чем конкретное
высказывание, но так или иначе надо выходить на личность, биологическое социальное в человеке с обязательным примером о детях-Маугли;
Слайд 84По какому плану писать мини-сочинение?
темы на позиции 29.2 – неважно,
о чем конкретное высказывание, всегда пишем что-то о рынке и
предпринимательстве с обязательным примером С. Джобса
Слайд 85По какому плану писать мини-сочинение?
темы на позиции 29.3 – неважно,
о чем конкретное высказывание, всегда поминаем социализацию, социальную мобильность и,
конечно же, в качестве примеров М.В. Ломоносова и Наполеона Бонапарта. А в качестве «универсальных» примеров к любой теме предлагаются Петр I, Екатерина II, И.В. Сталин, а из литературных героев – Н. Ростова, Е. Базаров, Р. Раскольников… Очевидно, что ничего, кроме вреда, такой подход принести не может.
Слайд 86По какому плану писать мини-сочинение?
При этом искажается сама идея творческого
задания: ученики зазубривают сомнительного качества тексты, которые на экзамене они
должны каким-то образом «состыковать» с конкретной темой.
Такая подмена обучения «натаскиванием» антипедагогична еще и потому, что заинтересованные стороны (прежде всего обучающиеся и их родители) пребывают в полной уверенности, что они готовы к экзамену и их труд будет вознагражден максимальным баллом по совокупности всех критериев.
Слайд 87По какому плану писать мини-сочинение?
Заметное увеличение в 2018 г. количества
подобных работ, где есть предварительные «заготовки» актуализировало необходимость введения дополнительных
инструкций в систему оценивания ответов на задания 29.
Слайд 88Проект экзаменационной модели ЕГЭ 2019 г.
Слайд 89Проект экзаменационной модели ЕГЭ 2019 г.
Никаких изменений в структуре и
содержании КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2019 г. не планируется.
Продолжается плановое совершенствование формулировок и системы оценивания заданий 25, 28 и 29.
Детализация формулировок заданий не связана с введением каких-либо дополнительных требований, ее цель – дать участникам ЕГЭ наиболее ясное представление о том, какие элементы должны присутствовать в ответе на каждое из этих заданий
Слайд 91Проект экзаменационной модели ЕГЭ 2019 г.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте
смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
одно
предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ,
одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Слайд 92Проект экзаменационной модели ЕГЭ 2019 г.
Изменился общий формат предъявления задания
– требования структурированы и пронумерованы.
Абсолютно очевидно, что ответ состоит
из двух компонентов: текста, раскрывающего смысл понятия (это может быть одно или несколько предложений), и двух предложений об определенных аспектах понятия. Всего в ответе на данное задание должно быть написано не менее трех предложений.
Слайд 93Проект экзаменационной модели ЕГЭ 2019 г.
Сделан важный акцент на использование
обществоведческих знаний, то есть не принимаются рассуждения бытового характера, например:
«Нам учитель обществознания говорил, что форма (источник) права – это исток права, то откуда он берёт своё начало. Он же обществовед и именно такой смысл вкладывает».
Слайд 94Проект экзаменационной модели ЕГЭ 2019 г.
Обратим внимание на четко зафиксированное
требования к структуре предложений в п. 2): предложения должны быть
распространенными, то есть в их составе, помимо главных членов, имеются второстепенные члены предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и сказуемого.
Слайд 95Проект экзаменационной модели ЕГЭ 2019 г.
Кроме того, в качестве правильных
элементов ответа не будут приниматься словосочетания. Полагаем, что использование межпредметных
связей с курсом русского языка позволит выпускникам выполнить это требование.
Слайд 96Проект экзаменационной модели ЕГЭ 2019 г.
В 2019 г. оценивание ответов
на задания 25 будет производиться по двум критериям (практика оценивания
по самостоятельным критериям ответов на задания 28 и 29 подтверждает эффективность такого подхода), которые позволят более четко дифференцировать ответы в зависимости от полноты и корректности раскрытия смысла понятия (табл. 3).