Слайд 1Выполнил
Петров Илья
Студент 2 курса
ФХиМО ИЗОиДО
Англосаксонское искусство
Слайд 2Англосаксонское искусство
(англ. Anglo-Saxon art) — искусство, характерное для англосаксонского периода истории Великобритании, продолжавшегося
от Великого переселения народов (V век) до Нормандского завоевания Англии (1066 год).
Хронологически англосаксонское искусство
находится между кельтским искусством и романским стилем. Англосаксонское искусство является локальной вариацией искусства периода миграций и составной частью островного искусства, к которому также относятся кельтский и новокельтский стиль.
Два периода расцвета англосаксонского искусства приходятся на VII—VIII века, когда были созданы сокровища захоронения Саттон-Ху, и на период после 950 года, когда произошло возрождение английской культуры после окончания вторжений викингов.
Слайд 3Характерные черты
Для англосаксонского искусства характерны следующие черты:
слияние трех традиций: кельтской,
средиземноморской и германской;
отказ от натурализма в пользу абстрактности и условности;
использование звериного
стиля, который, как пишет археолог Томас Кендрик, «утратил свою зоологическую реальность и превратился просто в узор»;
в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве преобладала яркость и многоцветность.
Слайд 4Период с V по VII века оставил сравнительно мало предметов
материальной культуры англосаксов, в основном это отдельные произведения декоративно-прикладного искусства
(изделия из металла, кости и камня). От первых двух с половиной веков англосаксонской культуры не сохранилось образцов живописи, резьбы по дереву и монументальной скульптуры.
Камень Гедда, редкий пример англосаксонской резьбы по камню 8-го века не с креста.
Слайд 5Однако в начале VIII века англосаксонское искусство переживает расцвет, к
этому периоду относятся первые образцы живописи и скульптуры, которые дают
представление о богатстве культуры того времени. В IX веке англосаксонские государства сталкиваются с нашествиями викингов. Период IX — первой половины X века характеризуется временным упадком искусства; количество сохранившихся значимых объектов сокращается, их датировки более туманны. Многие монастыри закрываются и перестают функционировать в течение десятилетий. После Кентерберийской Библии (первая половина IX века) значимые иллюминированные манускрипты не появляются до X века. Вероятно, огромное количество артефактов подверглось разграблению и разрушению и теперь навсегда утрачены для исследователей. В этот период в англосаксонское искусство проникают мотивы, характерные для искусства викингов — звериный орнамент в виде драконов и чудовищ.
Слайд 6Наиболее примечательна англосаксонская монументальная скульптура в виде больших каменных крестов,
характерных также для кельтской культуры. Большинство скульптур, вероятно, изначально окрашивались,
чтобы выделить и подчеркнуть узор, однако в настоящее время под многовековым воздействием погодных условий неглубокий рельеф подвергся деформации и «сглаживанию». Датировка каменных скульптур, как правило, затруднена.
Слайд 7Деревянная скульптура была распространена наряду с каменной, однако до настоящего
времени практически не сохранилась. Вероятно, и монументальные кресты изначально изготавливались
из дерева, однако, в отличие от каменных, не уцелели. Из значимых деревянных скульптур сохранился саркофаг Святого Кутберта в Даремском соборе, вероятно, 698 года, с многочисленными резными линейными изображениями.
Слайд 8Некоторые англосаксонские кресты пострадали во время Реформации, поэтому в Британии их
сохранилось меньше, чем кельтских крестов в Ирландии. Частым орнаментом, характерным
для англосаксонских крестов, является переплетение виноградных лоз; также наносились надписи на латыни или древнеанглийском языке. Например, на кресте из Рутвелла нанесен фрагмент стихотворения «Сон о кресте» (англ. Dream of the Rood).
Слайд 9В целом англосаксонские кресты более высокие и тонкие, чем кельтские,
и больше внимания уделяется орнаменту, а не изображению фигур. Кроме
того, изображения фигур на крестах в Британии уничтожались протестантами во время Реформации, в то время как орнаменты чаще сохранялись. От многих крестов уцелели лишь центральные столбы без перекладин. Известно не так уж много неповрежденных англосаксонских крестов — например, Госфортский крест (графство Камбрия, Англия, 930—950 гг). Этот крест, расположенный во дворе церкви Святой Марии в Госфорте, примечателен еще и тем, что сочетает в себе христианские (Распятие и, вероятно, Страшный суд) и языческие скандинавские мотивы (Рагнарёк). В целом это типично для раннесредневековых памятников Англии и Скандинавии. Влияние скандинавской культуры и мифологии наблюдается с эпохи нашествия викингов, с IX века
Слайд 10Примечательны уникальные англо-скандинавские надгробия «горбач» (англ. hogback), имеющие форму вытянутого
дома с двускатной крышей, иногда с медведями на обоих концах.
Слайд 11Англосаксонский стиль в декоративно-прикладном искусстве вполне сложился к началу VII
века, о чем свидетельствуют археологические находки. Два самых значительных англосаксонских
клада, найденных на территории Британии — курганный некрополь Саттон-Ху (рубеж VI—VII веков) и Стаффордширское сокровище (VII век) — содержат множество украшений, деталей оружия и предметов быта, по которым можно составить представление о костюме англосаксонской знати и мастерстве обработки металла на раннем этапе развития культуры. Англосаксонские дисковидные броши VI—VII веков напоминают меровингские украшения того же периода.
Стаффордширский клад
Церемониальный шлем из Саттон-Ху
Слайд 12Излюбленными материалами англосаконских мастеров, как для других культур Раннего Средневековья,
были золото, красные гранаты, эмаль (красная и синяя) и стекло (как
правило, красного цвета, имитирующее красные прозрачные камни). Наиболее типичные ювелирные изделия: дисковидные броши, Т-образные фибулы, подвески-медальоны, ременные пряжки и застежки.
Застежка для плаща из Саттон-Ху, ранний VII век, Британский музей
Слайд 13Великолепная брошь из Кингстона, датированная VII веком, воплощает все черты, наиболее
характерные для англосаксонского ювелирного искусства раннего периода — геометрический узор,
расходящийся от центра, перегородчатая эмаль, вставки из полудрагоценных камней, золотой узор из переплетающихся линий. Англосаксонский переплетающийся орнамент похож на кельтский, но более экспрессивный, нерегулярный и содержит открытые концы, в то время как классическое кельтское переплетение состоит из нескольких замкнутых линий.
Слайд 14VIII и IX века были периодом расцвета англосаксонского декоративно-прикладного искусства,
о чем свидетельствуют такие артефакты, как: броши Стрикленда (зооморфный орнамент) и Фуллера (вероятно, первое
в истории изображение персонифицированных органов чувств), обе датированные IX веком
Слайд 15Саттон Ху, пряжка из золота и черни
Драгоценный камень Альфреда (Alfred
Jewel), возможно, указатель для чтения, со вставленным валом
Слайд 16Помимо изделий из металла, сохранилось множество примеров англосаксонской резьбы по
кости — в основном это шкатулки, фрагменты реликвариев и пластинки, изображающие библейские
события, предназначенные для украшения переплетов рукописей. За неимением слоновой кости в островном искусстве широко представлена резьба по моржовому клыку. Знаменитый Ларец Фрэнкса, датированный началом VIII века, выполнен из китового уса и содержит сложные сюжетные композиции на каждой из сторон, изображающие события из скандинавской мифологии (месть Велунда), Библии (Поклонение волхвов) и античной истории (штурм Иерусалима).