Слайд 1Система образования Республики Беларусь
В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на
получение образования. Реализовать его в полной мере позволяет сложившаяся в
стране многоступенчатая образовательная система.
Слайд 2Национальная система образования РБ включает:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
внешкольные формы образования;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
подготовку научных
и научно-педагогических кадров;
повышение квалификации и переподготовку кадров;
самостоятельное образование граждан.
Слайд 3Дошкольное образование
В его структуру входит сеть дошкольных учреждений, которые
различаются по типам и профилю работы с детьми. В республике
для детей до 6 лет
существуют такие типы дошкольных учреждений, как ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.
По профилю они подразделяются на учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, санаторные дошкольные учреждения, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, дошкольные центры развития ребенка.
Слайд 5Общее среднее образование
Среднее образование - следующий этап в получении образования
в Республике Беларусь. Получить его можно в общеобразовательных школах и
гимназиях. Обучение на этом уровне начинается с 6 лет.
Современная модель общеобразовательной школы включает в себя несколько ступеней. Первая – общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.
Вторая ступень – общее базовое образование. Период обучения: начальное образование, затем — с 5-го по 9-й классы.
Третья ступень – общее среднее образование. Его получают те учащиеся, которые окончили базовую школу и продолжили обучение в 10-м и 11-м классах общеобразовательной средней школы. Общее среднее образование можно получить и в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы.
В последние годы в учебных заведениях Республики Беларусь существует 10-балльная система оценки знаний. С ее введением тесно связана работа по созданию системы тестов, применению рейтинговой оценки знаний.
Слайд 7Внешкольные формы образования
Дети и подростки в стране имеют доступ к
различным формам внешкольного образования и воспитания. Эта система включает в
себя сеть кружков, клубов по интересам, спортивных секций при школах и внешкольных учреждениях по организации досуга детей, развитию их способностей. Преимущественно такие объединения работают бесплатно. Большую работу по организации досуга школьников и подготовке их к взрослой жизни проводят детские и молодежные организации.
Слайд 8Профессионально-техническое образование
В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений
в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в
себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании.
Слайд 9Получение профессионально-технического образования, по областям
Слайд 10Среднее специальное образование
К учебным заведениям, в которых можно получить
среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи
искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.
Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.
Слайд 12Высшее образование
В систему высшего образования Республики Беларусь входят 43 государственных
высших учебных заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4
высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности.
В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущие отраслевые.
Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.
В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.
Слайд 14Подготовка научных и научно-педагогических кадров
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в
Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций
Министерства образования
Слайд 16Повышение квалификации и переподготовку кадров
В стране существует сеть учреждений образования
системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Руководство системой образования в
Беларуси осуществляют республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы. Ответственность за состояние и развитие системы образования в государстве несет Министерство образования.
В республике создана эффективная система контроля качества деятельности учреждений образования, которая включает процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Право выдачи документов государственного образца предоставляется учебному заведению только после прохождения государственной аккредитации, которая устанавливает также статус учебного заведения. Ведется мониторинг качества общего среднего образования, который включает комплексную оценку качества обучения, воспитания, управленческой деятельности и охватывает все субъекты образовательной деятельности.
Слайд 18Самостоятельное образование граждан
Для удовлетворения разносторонних познавательных потребностей граждан и оказания
им помощи в самостоятельном образовании создаются народные университеты, школы, лектории,
национально-культурные и иные центры и курсы.
Самостоятельное образование граждан осуществляется при содействии со стороны библиотек и иных информационных центров, общественных объединений, издательств и средств массовой информации.