Слайд 2VII-VI вв. до н.э. – VI в. н.э. (529 г.)
Древняя
Греция и Древний Рим
Слайд 3Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более
трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции (Б.
Рассел).
Слайд 4Источники античной философии:
Культурные:
мифология
искусство (Гомер, Гесиод)
религия
научные знания
Слайд 5Источника античной философии
Социально-политические:
развитие рабовладения
развитие ремесла и торговли
становление свободных демократических институтов
полисная
организация государства
Слайд 6Периодизация (1)
I период (6 в. до н.э.) – зарождение и
формирование философии
II период (5-4 вв. до н.э.) – зрелость и
расцвет
III период ( 3-1 вв. до н. э. ) – эллинизм и латинская философия периода Римской республики
IV период (1-6 вв.) – упадок и гибель
Слайд 7Периодизация (2)
I. Натурфилософский или до сократический (милетская школа, пифагорейцы, элеаты,
атомисты)
II. Гуманистический или сократический ( школа софистов и Сократ)
III. Большого
синтеза или классический (Платон, Аристотель)
IV. Эллинистический ( стоическая школа, школа Эпикура, скептики, киники)
V. Религиозный (неоплатонизм)
Слайд 8Характерные черты античной философии
Цель философии – созерцание истины, вне утилитарных,
прагматических целей
Нерасчлененность философских и научных взглядов, использование мифологических форм изложения
Стремление
к рациональному объяснению всеобщего, мира как целого, поиск закономерностей
Появление первых философских текстов и школ
Многообразие философских школ, направлений, систем
Разработка философских методов (метафизического и диалектического), приемов доказательства (логика, риторика)
Преобладание нравственных аспектов в воззрениях на человека и общество
Развитие от космоцентризма к антропоцентризму
Слайд 10Характерные черты:
Космоцентризм
Сохранение черт мифологии
Попытка обнаружить единое начало бытия
Стихийный материализм
Разработка
первых философских категорий и понятий (бытие и небытие, явление и
сущность, единое и многое и т. д.)
Разграничение чувственного и мыслимого
Слайд 11Милетская школа (7-6 вв. до н. э.)
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Слайд 12Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н.э)
«Все течет, все изменяется!»
« В
одну и ту же реку нельзя войти дважды»
Слайд 13Элейская школа (6-4 вв.до н.э.)
Ксенофан, Парменид, Зенон
Слайд 14Атомистическая школа (5 в. до н. э.)
Левкипп, Демокрит
Атом – простой, неделимый
Вся
реальность – атомы и пустота
Атомы различны по форме, размеру, положению в пространстве и обладают самодвижением
Различные соединения атомов воспринимаются как различные объекты и их свойства
Слайд 15Гуманистический период
(сократический)
Слайд 16Софисты
Протагор, Горгий, Продик (5 – 4 вв. до н.э.)
Сосредоточили свое
внимание на социально-гуманитарных вопросах (словесность, риторика, красноречие, дипломатия, история, философия).
Релятивизм
(«релитивус» – относительный) – идея всеобщей текучести, изменчивости мира, относительности наших ощущений и представлений о нем. Не существует объективного знания и абсолютных истин. Законы общественной жизни относительны.
Субъективизм. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» (Протагор).
Прагматический подход к истине.
Разработка диалектика как средства доказательства и опровержения (Горгий)
Разработка приемов софистики. Стремление доказать и убедить без относительно к истинности положения.
Вклад в изучение языка и логики.
Слайд 17Сократ (469(70)-399 г. до н. э.)
Ранние диалоги Платона и труды
Ксенофонта («Апология Сократа»)
«Письмена мертвы, они твердят одно и тоже»
Слайд 18Философия Сократа
Центр философии – проблема человека, познания, морали
Агностик (познание Космоса,
внешнего мира не возможно)
От «Я знаю, что ничего не знаю»
к «Познай самого себя!»
Развитие логики и диалектики мышления, формирования общих понятий
Разработка метода диалога и майевтики – искусства определять понятия по средствам наведения, поиск истины через преодоление противоречий
Слайд 19Философия Сократа
Душа – особая реальность, не менее достоверная, чем внешний
мир.
Рационалистическая этика. Добродетель тождественна знанию, она - цель познания.
Счастливый человек=добродетельный человек
Власть в государстве должна принадлежать лучшим. « Худшее – это большинство!»
Слайд 21Платон (Аристокл) (427-347 г. до н.э.)
Ученик Сократа
Родоначальник идеализма
Метафизика, гносеология, этика,
эстетика, политика, философия математики
Слайд 22Философия Платона
Разделил мир на идеальный и материальный, низший по статусу;
на мир идей-образцов и вещей-копий, сверхчувственный и чувственный
Человек - бессмертная
душа и смертное тело, антогонисты. Тело – «оковы души». Цель жизни – освобождение от телесного, земного, очищение души через познание
Истинное знание – знание неизменных сущностей, идей, а не изменчивых материальных вещей. Источник истин – разум. Познание – это припоминание, ноэзис.
Утопический проект идеального государства. Структура государства строится по аналогии с человеческой душой. Высшая гражданская добродетель - справедливость
Слайд 23Аристотель (384-322 г. до н.э.)
Ученик Платона
Сочетание материалистических и идеалистических идей
«Органон»,
«Метафизика», «О небе», «О душе», «О частях животных», «Политика», «Этика»,
«Поэтика», «Логика», «Риторика»
Слайд 24Философия Аристотеля (метафизика и гносеология)
Материя существует объективно. Она вечна, не
сотворена, не уничтожима, количественно постоянна, пассивна
Вещь= материя + форма. Форма
- активный творческий фактор, стимул и цель, причина появления многообразных вещей из однообразной инертной материи.
Источник активности мира, чистая форма, вершина мироздания – Бог, Перводвигатель, Разум
Истинное познание – познание форм, но в неразрывной связи с их материальным воплощением (вещь). Начало познания – ощущения, итог – рационально выведенные понятия, отражающие сущность вещей
Теория мышления и его основных форм (логика)
Слайд 25Философия Аристотеля (учение о человеке и государстве)
Душа присуща живому существу
(растительная, животная, разумная)
Разумность – отличительная черта человека и основа его
нравственности. Высшей человеческой деятельностью является интеллектуальная, и она же дает высшее наслаждение
Моральные качества не даются от рождения, но формируются в социальной жизни через деятельность. Высшая нравственная и гражданская добродетель – справедливость
Человек – политическое животное. Идея среднего класса
Слайд 26Эллинистический период
( киники, скептики, эпикурейцы и стоическая школа)
Слайд 27Эпикурейцы
Эпикур (341-270 г. до н.э.) Лукреций Кар (99-55г. до н.э.)
Слайд 28Эпикуреизм
Развивает идеи атомизма. Атомы способны к самопроизвольному отклонению. «В необходимости
нет никакой необходимости!»
Сомнения в познаваемости мира. Знание начинается с чувственного
опыта и перерабатывается разумом, фиксируется в терминах и понятиях
Счастье - безмятежность, отсутствие боли и тревоги. Полнота наслаждений – отсутствие потребности в них, самодостаточность
Достижение счастья – это избавление от страхов, умеренность и разумность удовольствий, независимость от общества
Философские размышления позволяют достичь безмятежности духа – атараксии и довольствоваться наслаждениями от самых простых чувственных удовольствий. «Живи незаметно!»
Слайд 29Стоики ( III в. до н.э. – III в.)
Зенон Китионский,
Плутарх, Марк Аврелий
Слайд 30Стоицизм
Разделили философию на физику, логику и этику, последняя – важнейший
элемент
Фатализм. Миром правит рок, необходимость, мир существует циклично. Человек не
властен над судьбой, но властен над своим внутренним миром
Идеал – мудрец, сознательно принимающий судьбу и обретший спокойствие духа, победивший страсти
Цель жизни – счастье, как осознанное следование своей судьбе, предназначению, покой, апатия, бесстрастие
Слайд 31Религиозный период
(неоплатонизм)
Слайд 32Неоплатоники (III – IV в.)
Плотин, Порфирий, Ямвлих
Слайд 33Неоплатонизм
Учение о Едином как о трансцендентном (сверхчувственном) начале бытия. Присутствует
везде и во всем
Идея иерархии бытия.
Высший уровень - сверхсущее
Единое-благо, постижимое только в сверхрациональном экстазе
Далее – Разум (Ум) с идеями конкретных вещей в нем
Душа (объединяет все души), обращена и к Уму и к чувственному космосу.
Чувственный космос, материальный мир