Слайд 2Этапы развития античной философии
(VII-VI вв. до н.э. - V
в. н.э.)
Ранняя греческая философия (VII-VI вв. до н.э.)
Античная философия
классического периода (V –IVвв. до н.э.)
Философия эпохи эллинизма (IV- II вв. до н.э.) и Древнего Рима (I в. до н.э. –V в. н.э.)
Слайд 3Основные понятия античной философии
Космос
Онтос
Природа
Логос
Эйдос
Душа
Слайд 4Космос
Космоцентризм: космос в центре мироздания.
Космос – Вселенная, мир как
структурно организованное и упорядоченное целое
Макрокосмос – природа и основные природные
стихии
Микрокосмос – человек как своеобразное повторение окружающего мира
Антропокосмизм – принцип построения единой картины мира, где Космос и человек – тождественные сущности (макрокосмос и микрокосмос)
Слайд 5Онтос
Онтос – бытие
В философию термин ввел Парменид для обозначения
единого начала мира
у Парменида бытие тождественно Абсолютному разуму:
«Разум
и бытие – одно и то же»
Слайд 6Природа
Природа (фюзис) у греков – абсолют, естество всех вещей
Природа -
образец гармонии, меры, полнота бытия
Природа – идеал совершенства, по
своей мощи неизмеримо превосходящая человека
Слайд 7Логос
Логос – знание, учение, установка на рациональное постижение природных взаимосвязей
вещей
Гераклит: учение о логосе как необходимом и закономерном процессе: «Закон
бытия, принцип мироустройства, придающий всему смысл и порядок».
Слайд 8Эйдос
Эйдосы (идеи) – сверхчувственные, идеальные модели, образцы, в соответствии
с которыми Демиург творит свой мир (у Платона); форма –
у Аристотеля.
Платон: Идея - общее в вещах формообразующее начало (идея лошадности в лошадях)
Аристотель: учение о материи и форме (эйдосе), составляющих единое целое (вещь = материя + форма). Каждая вещь становится сама собой благодаря форме – (материя есть возможность шара и статуи).
Слайд 9Душа
Душа (псюхе) – образ и производное мировой души
Душа вселяется в
тело человека после путешествия в мире идей (Платон)
«Иерархия душ»: разумная
душа (мудреца), аффективная (воина), вожделеющая (ремесленника, земледельца). Идея справедливого государственного устройства (Платон)
Задача человека – воспитание души, обучение добродетелям. «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия» (Цицерон)
Слайд 10
Ранняя греческая философия (VII-VI вв. до н.э.)
Основные черты :
космоцентризм, стихийная диалектика мышления, онтологизм
Натурфилософия – способ миропонимания, в
котором природа играет ключевую роль, интегрирует мироздание. Природа (фюзис, натура) – абсолют, единое целое, ни от чего не зависящее, никем не сотворенное.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, VI в. до н.э.) – первая материалистическая школа, выводит картину мира из единого природного начала (вода, апейрон, воздух).
Слайд 11Проблема первоосновы всего существующего (архэ)
Фалес– вода: «Питание
всех существ влажно, семена и зерна всего сущего имеют влажную
природу и высыхание – всегда смерть».
Анаксимен - воздух: «Воздух поддерживает все и управляет всем. Воздух бесконечен и никогда не убывает».
Анаксимандр - апейрон (неопределенное, вечное, бесконечное нечто, из которого проистекают все вещи): «Апейрон бессмертен и неразрушим. Существование мира – циклический процесс, мир возникает из апейрона, существует и через некоторое время вновь поглощается апейроном. Следовательно, все существующее в мире конечно, но сам мир, само его содержание – апейрон – бесконечен».
Слайд 12Гераклит Эфесский –
«отец диалектики»
Первооснова всего существующего – огонь
Мир –
гармония противоположностей: «холодное теплеет, теплое холодеет»
«Все течет, все изменяется»
- стихийная диалектика
Диалектика (греч. вести беседу, спор) – учение о наиболее общих закономерных связях становления и развития бытия и познания; метод, основанный на этом учении
Слайд 13Элейская школа (V в. до н.э .)
Ксенофон, Парменид, Зенон
– критики «стихийной диалектики» Гераклита: бытие - единая, вечная, неподвижная
основа всего существующего.
Элеаты разрабатывали правила доказательного размышления.
Апория (с греч. затруднение). Трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом (например: у Зенона «Летящая стрела покоится», Ахиллес не догонит черепаху» и др.)
Слайд 14Пифагор
Пифагор – поиск количественных закономерностей в природе и числовой гармонии
Первооснова мира – числа.
Слайд 15Материализм Демокрита
Атом (греч. неделимый) – первооснова у Демокрита и Левкиппа:
движущиеся мельчайшие материальные частицы, из которых строится все многообразие чувственно
воспринимаемых вещей.
Атомы – бытие, пустота – небытие.
Слайд 16Античная философия классического периода
Основные черты: антропологизм, гносеологизм
Софисты – учителя
мудрости (Протагор, Горгий)
«Человек есть мера всех вещей»(Протагор)
Диалектика – умение
вести спор, беседу
Познание – способность доказать верность любого утверждения
Слайд 17Сократ
Майевтика (с греч. повивальное искусство, рождение) – у Сократа
способ размышления, направленный на постижение истины
Метод самопознания: «Познай самого себя»
Проблема человека как морального существа: «Добродетель есть знание»
Слайд 18Идеализм Платона
Первичен мир идей (существует объективно и вечно), наивысшая идея
– Благо
Истинное знание – постижение идей
Теория познания как припоминание забытых
душой знаний
Мир вещей вторичен, производен от мира идей, изменчив
Слайд 19Аристотель
Метафизика – учение о первоосновах
Учение о материи и форме (эйдосе)
Политика – учение об обществе, государстве
«Человек – политическое (общественное) животное»
Этика – учение о добродетелях, «душа в государстве»
Логика (формальная) и силлогистика – законы мышления
Слайд 20Философия эпохи эллинизма
и Древнего Рима
Основные черты: антропологизм, морализм,
мистицизм
Эпикурейство (Эпикур, Тит Лукреций Кар)
Высшее счастье – наслаждение жизнью
(гедонизм)
Атомизм (мир и человек состоят из свободно движущихся атомов)
Нравственный идеал – умеренность:«Живи незаметно»
Слайд 21Малые сократические школы
Киники (Диоген, Антисфен)
«Нагие и одинокие»
(Антисфен)
«Я – гражданин
мира» (Диоген)
Автономия
нравственной жизни
и внутренняя свобода
Безразличие к социальной
деятельности
Слайд 22Стоицизм (Эпиктет, Сенека,Марк Аврелий – «философ на троне»
Стоицизм – учение
о предопределенности всего сущего
Жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность
не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы (автаркия – независимость, обособление; атараксия – невозмутимость, безмятежность; апатия – бесстрастие)
Конечная цель человека - счастье
Основные добродетели стоиков: мудрость, умеренность, мужество и справедливость
Слайд 23Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик)
Скептицизм– сомнение в познании истины («мир текуч»)
Принцип
«эпохе» - воздержание от окончательных суждений для достижения душевного спокойствия
(атараксии)
«Отказ от принятия решений делает человека счастливым»
Слайд 24Неоплатонизм (Плотин, Прокл)
Философская картина абсолютного бытия:
Единое Благо – (подлинное первосущее)
>
Мировой Ум (числа и идеи – первооснова всех вещей) >
Мировая
Душа (все одушевленное) >
Материя (низшая форма бытия)
Слайд 25Филон Александрийский
Предшественник ранней христианской философии
Отождествление Бога и Логоса
Логос – высшая
идея и наместник Божий
Человек – интеллектуальное существо, следующее Логосу и
уподобляющееся Богу
Слайд 26Основные проблемы античной философии
Онтология – проблема первоначала, атомизм
Гносеология – проблема
познания и обучения, стихийная диалектика
Космология – проблема мироустройства
Социальная философия –
проблема государственного устройства, политика
Философская антропология – проблемы счастья, смысла жизни
Этика – моральное воспитание и развитие личности
Теология – от политеизма – к монотеизму (христианству)
Слайд 27Задание
1. Философская концепция Сократа, Платона, Аристотеля (по выбору).
2. Антропологические, этические
и социальные проблемы в античной философии
(3-5 примеров).
3. Внести записи
в таблицу по теме: «Античная философия».