Слайд 2Понятие об античности
Термин "античность" происходит
от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый
период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств:
с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Слайд 3Ганс Георг Гадамер
«Вся мировая культура – лишь маленький комментарий
к
тому, что
зовется античной цивилизацией…»
Слайд 5Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры.
Как
часто я тоскующей душою
Безумно рвусь в твой чудный древний мир,
святая Греция.
М.Михайлов
Слайд 7 Без сомнения, наиболее значительное влияние на последующие поколения
оказало искусство Древней Греции. Его спокойная, величественная красота и гармония
служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.
Слайд 8Олимпийские боги
Зевс (Юпитер) – царь и отец богов и
людей
Аид (Плутон) – правитель царства мертвых
Посейдон (Нептун) – владыка
морей
Гера (Юнона) – покровительница семьи и брака
Артемида (Диана) – богиня охоты, плодородия
Аполлон (Феб) – покровитель искусств, целитель
и прорицатель
Афродита (Венера) – богиня любви и красоты
Афина (Минерва) – богиня мудрости и
справедливости
Арес (Марс) – бог войны
Гефест (Вулкан) – бог-кузнец, бог огня
Гермес (Меркурий) – покровитель торговли
Слайд 9Периодизация
Крито-микенский период (16-12 вв. до н.э.)
Гомеровский период (11-8 вв. до
н.э.)
Архаика (7-6 вв. до н.э.)
Классика (5-4 вв. до н.э.)
Эллинизм (4-1
вв. до н.э.)
Республиканский Рим (5-1 вв. до н.э.)
Императорский Древний Рим (1-5 вв. н.э.)
Слайд 10
Крито-микенский период (16-12 вв. до н.э.)
Слайд 23Греческая скульптура .
Скульптуры куросы(юноши)и коры (девушки).
Слайд 24Гомеровский период
(11-8 вв. до н.э.)
Слайд 27Архитектура
Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и
всякого вообще народа, было строительство храмов. Греческие храмы нисколько не
походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые.
Слайд 28Архитектура
Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы(лат.
«ордер»- «порядок»),под которой следует понимать такой тип архитектурной конструкции, когда
учитываются сочетание и взаимодействие несущих и несомых элементов.
Слайд 29 Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII
в. до н. э.) ордеры и, в меньшей степени, позднее
(конец V – начало IV вв. до н.э.) – коринфский ордер.
Греческая ордерная система используется в архитектуре и в наши дни.
Слайд 31 Для дорического ордера характерны строгость форм и
пропорций. Воплощал идею мужественности.
Ионический ордер
сложнее дорического и насчитывает большее количество деталей. Воплощал идею женственности.
Коринфский ордер еще легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.
Слайд 32 Дорический ордер
стал воплощением силы и
мужества. Здание, выполненное в дорическом стиле, массивно и торжественно. Колонны
приземисты, их капители (навершия) просты и надежны. Каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны — придают сооружению стройность, устремленность вверх. Колонны принимают на себя тяжесть балочного перекрытия (антаблемента), Одним из самых известных зданий дорического стиля является Парфенон на афинском Акрополе.
Слайд 34Ионический ордер
От дорического ордера отличается большей
лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического
ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.
Слайд 35 Коринфский ордер
Представляет вариант ионического ордера, более
насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая
стилизованными листьями аканта.
Слайд 36 Нередко греки вместо колонн изготовляли специальные каменные статуи,
которые своими руками или головами подпирали крышу или карниз. Такие
статуи в виде мужских фигур называются атлантами, а в виде женских — кариатидами.
Все три типа колонн — дорические, ионические и коринфские, а также атланты и кариатиды широко используются в архитектуре всего мира.
Слайд 37«Ордер»:
дорический, ионический, коринфский
Слайд 43Стили вазописи
Чернофигурный
Краснофигурный
Слайд 47Греческая скульптура .
Скульптуры куросы (юноши)и коры (девушки).
Слайд 51Трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид
Комедия: Аристофан
Слайд 53Архитектура
Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы(лат.
«ордер»- «порядок»),под которой следует понимать такой тип архитектурной конструкции, когда
учитываются сочетание и взаимодействие несущих и несомых элементов.
Слайд 54 Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII
в. до н. э.) ордеры и, в меньшей степени, позднее
(конец V – начало IV вв. до н.э.) – коринфский ордер.
Греческая ордерная система используется в архитектуре и в наши дни.
Слайд 55 карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
фриз
— средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет
по большей части декоративную смысловую нагрузку.
архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
Греческий ордер
Антаблемент:
Слайд 56Стили колонн
Формы, пропорции и декоративная отделка колонны подчиняли
себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была
модулем, определяющим его стиль.
Слайд 58 Для дорического ордера характерны строгость форм и
пропорций. Воплощал идею мужественности.
Ионический ордер
сложнее дорического и насчитывает большее количество деталей. Воплощал идею женственности.
Коринфский ордер еще легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.
Стили колонн
Слайд 59 стал воплощением силы и мужества. Здание, выполненное
в дорическом стиле, массивно и торжественно. Колонны приземисты, их капители
(навершия) просты и надежны. Каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны — придают сооружению стройность, устремленность вверх. Колонны принимают на себя тяжесть балочного перекрытия (антаблемента), Одним из самых известных зданий дорического стиля является Парфенон на афинском Акрополе.
Дори́ческий о́рдер
Слайд 61Ионический ордер
От более раннего дорического ордера отличается большей
лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического
ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.
Слайд 63 Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной
особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.
Коринфский
ордер
Слайд 64 Нередко греки вместо колонн изготовляли специальные каменные статуи,
которые своими руками или головами подпирали крышу или карниз. Такие
статуи в виде мужских фигур называются атлантами, а в виде женских — кариатидами.
Все три типа колонн — дорические, ионические и коринфские, а также атланты и кариатиды широко используются в архитектуре всего мира.
Слайд 66Акрополь в Афинах
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный
холм – Акрополь.
М.А.Волошин
Слайд 67 Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем
Акрополя - общественного и культурного центра Афинского государства, созданного в
классическую эпоху, в V в. до н. э.
Слайд 68Перикл
Родился около
490г. до н.э. – 429г. до н.э.
Виднейший
политический
деятель Афин,
общепризнанный
вождь афинской демократии.
Правление Перикла – «золотой век»
Афинского государства.
Слайд 69В основе композиции
Акрополя лежал принцип
ассиметрии
(что характерно для классики).
Акрополь.
Парфенон
Пропилеи
Храм Ники Аптерос
Пинакотека
Эрехтейон
Статуя Афины Воительницы
Святилище Артемиды Бравронии
Слайд 706.Парфенон
1.Пропилеи
3.Храм Ники Аптерос
2.Пинакотека
7.Эрехтейон
4.Статуя Афины Воительницы
5.Святилище Артемиды Бравронии
6
5
3
4
7
2
1
Слайд 71Мирон
Поликлет
Скопас
Пракситель
Лисипп
Слайд 72Эпоха эллинизма
А.Македонский
Расцвет науки: Архимед, Эвклид
Колосс Родосский, Фаросский маяк
Алтарь Зевса в
Пергаме
о.Родосс – школа ваяния: «Лаокоон», статуя Ники Самофракийской
Музыка: поэты –
аэды, размер - гекзаметр
Слайд 73Римская художественная культура
Конец 1 в. до н.э.
Поэты и философы -
Вергилий, Сенека
г. Рим
Расцвет архитектуры
Форумы:
форум Романум
Слайд 74Хлеба и зрелищ!
Цирк
Амфитеатр
Бои гладиаторов
Пантомимы