декоративных росписей
Гжель
Хохлома
Мезенская
Жостово
Федоскино
Филимоновская
Каргопольская
Слайд 2Гжель
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с
росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном
фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
Слайд 3Хохломская роспись
Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название
промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с
близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.
Слайд 4Мезенская роспись
Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила
свое название от местности, в которой развивалась – в этом
случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Слайд 5Жостовская роспись
Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. В начале 20
века с приходом советской власти деревни объединили в артель «Металлоподнос»,
а мастерам пришлось туго, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, диктуемые тогдашними тенденциями реализма. Однако художникам удалось сохранить свою самобытность, а жостовские подносы перешли из разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.
Слайд 6Федоскино
Росписью лаками славится деревня Федоскино (Московская область). В 18 веке
рядом с деревней находилась Лукутинская фабрика по производству лаковых козырьков
для головных уборов. Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих занялись росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Удивительного свечения и блеска шкатулок и прочих миниатюр добивались путем «письма по сквозному». Так называлась техника, когда перед непосредственно самим рисованием на поверхность наносили тонкий слой сусального золота, перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.
Слайд 7Филимоновская роспись
Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке
Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад
и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.
Слайд 8Каргопольская роспись
В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня
это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием
гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.