Слайд 1Арабо-мусульманская цивилизация. Возникновение ислама
Выполнил: Слюсарев Артём
Группа: сп-1-20
Слайд 2 Возникновение ислама
Ислам зародился в Аравии в 7 веке н.э. Третья
(самая поздняя по времени возникновения) мировая религия. Одна из самых
распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, Индонезии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве.
Слайд 3 Мухаммед – основатель ислама
Слайд 4 Из легендарной биографии пророка
По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк
божий Мухаммед, араб, живший в Мекке;
Он получил от бога ряд
«откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь.
Главой арабов должен был стать пророк - "посланник Аллаха на земле".
Слайд 5 Из Мекки в Медину
Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению
ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали
недовольство племенной купеческой знати "откровениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее - Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения.
Слайд 6 Коран
Коран –основная священная книга мусульман. Сам Мухаммед ничего не писал:
он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи поучений,
сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года из этих записей был сделан свод, получивший название Коран («чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом;
Слайд 7 Исламизация
Исламизация - процесс усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и
общественной жизни, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих ислам
в определённом регионе или стране. Ислам – самая быстрорастущая по численности религия.
Слайд 8 Мусульманская этика и менталитет
Благодаря Корану арабский язык вошел в число
мировых. В кораническом арабском прослеживается говор Мекки — родного города Мухаммеда. На базе
коранического языка сложился классический литературный арабский язык — язык богатой художественной, научной и религиозной литературы мусульманского Востока. Коран не позволяет сильно изменяться арабскому языку, консервирует в нем архаичные нормы.
Арабские тексты читаются справа налево. В современном арабском алфавите 28 букв. Особенность арабских букв — различие форм написания в начале, середине и конце слов, а также в изолированном положении. Арабский алфавит в основном состоит из согласных, лишь три буквы могут передавать долгие гласные звуки. Краткие гласные в книгах, где необходимо избежать разночтений (например, в Коране), передаются надстрочными и подстрочными знаками. Из-за того, что гласные звуки чаще всего на письме не отображаются, в передаче арабских слов на европейские языки возникают разночтения: Мохаммед—Мухаммед—Мохаммад, Осман—Усман, Омар—Умар и др.
Слайд 9 Ветви ислама
Исламская община делится на две крупнейшие ветви — сунниты и
шииты. Суннитский ислам считается более чистым. К суннитской ветви себя относят
85% мусульман. Мусульмане-сунниты наряду с Кораном признают как священную и более позднюю книгу — Сунну, где приведены поступки и высказывания пророка Мухаммеда. К суннитам относятся и ваххабиты, последователи Мухаммада ибн абд аль-Ваххаба (жил в XVIII в.), ратующие за чистый ислам первых веков его развития и непримиримо настроенные по отношению к светским государствам, развлечениям, влиянию глобализации.
Шииты признают законными преемниками пророка Мухаммеда только халифа Али6, убитого в 661 г., и его потомков. Сунна признается шиитами лишь частично, только те ее главы, которые свидетельствуют об избранности Али. В истории шииты часто подвергались гонениям со стороны суннитов, поэтому у них развит культ мучеников. Шиитская ветвь ислама стала популярной в основном среди неарабских этносов, в этом проявилась оппозиционность арабскому большинству персов, хазарейцев и некоторых других народов. Шииты живут преимущественно в Иране, Азербайджане, южных районах Ирака, на Бахрейне, в некоторых частях Саудовской Аравии, Йемена, Кувейта, Турции, Афганистана, Пакистана, Индии и Таджикистана. Отношения между шиитами и суннитами в местах их совместного проживания часто очень натянутые, иногда эта натянутость перерастает в вооруженные конфликты (юг Ирака, Курдистан).
Слайд 10 География ислама
Ислам сформировался в условиях крайне засушливого пустынного климата, это
отразилось в его положениях. Запрет на упо-требление свинины связан с
тем, что в жарком климате тропических пустынь это мясо быстрее портится и может дать тяжелые отравления. Соблюдение поста в жаркий месяц — суровая необходимость экономии съестных припасов до следующего урожая. Совершение ритуального омовения песком при нехватке воды говорит о дефиците влаги. Выбор зеленого цвета как колористического символа религии, видимо, связан с его редкостью на выжженных просторах аравийских пустынь. Любой зеленый предмет мог восприниматься как нечто имеющее божественную природу. По той же причине полумесяц, появлявшийся на небе ночами, когда спадал нестерпимый зной, выглядел предпочтительнее солнца. Многоженство можно объяснить защитной реакцией общин кочевых арабских племен: в суровых природных условиях не все мужчины возвращались домой с откочевок, а баланс полов требовалось как-то поддерживать. Скрывающая фигуру женская одежда (хиджаб, паранджа) изначально защищала не столько от глаз посторонних мужчин, сколько от палящего солнца и пыльных бурь. Но самое главное следствие географических условий, наложившее отпечаток на характер мусульманина, — фатализм. В условиях безводной пустыни человек прошлых веков был беспомощен перед силами природы. Он мог быть рачительным хозяином, хорошим работником, но два засушливых года, следующих подряд, сводили на нет все его богатства, лишали достатка, а нередко и жизни. Отсюда такая покорность воле божества, такая жесткая дисциплина, такая фанатичная вера.