Разделы презентаций


Фонетическая транскрипция и фонетический разбор

Содержание

Вспомним, как правильно выполнять фонетическую транскрипцию. Повторим всё, что нужно учитывать при фонетической транскрипции. Потренируемся делать фонетический разбор. Сегодня мы…1.2.3.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фонетическая транскрипция
и фонетический
разбор

Фонетическая транскрипция и фонетический разбор

Слайд 2Вспомним, как правильно выполнять фонетическую транскрипцию.
Повторим всё, что нужно

учитывать при фонетической транскрипции.
Потренируемся делать фонетический разбор.
Сегодня мы…
1.
2.
3.

Вспомним, как правильно выполнять фонетическую транскрипцию. Повторим всё, что нужно учитывать при фонетической транскрипции. Потренируемся делать фонетический

Слайд 3
Наша речь состоит из звуков.
Я могу обозначить на письме

отдельные звуки.
А если я хочу увидеть, как произносится слово?


[у]

[р]

[а]

Тогда нам понадобятся особые правила.

Наша речь состоит из звуков. Я могу обозначить на письме отдельные звуки. А если я хочу увидеть,

Слайд 4
Транскрипция – графическая запись звучания слова.
Я вижу это слово,

но не понимаю, как оно произносится.
Звуки передаются при помощи

букв
и дополнительных знаков.

конечно

[канʼэшна]

Так понятнее?

Транскрипция – графическая запись звучания слова. Я вижу это слово, но не понимаю, как оно произносится. Звуки

Слайд 5
1. Квадратные скобки

В скобки заключается всё, что транскрибируется (слово, фраза,

предложение, текст).
арбуз
Правила транскрипции
Транскрибируешь без скобок? Ты не прав!
Транскрибируй правильно!
[
[
арбус

1. Квадратные скобкиВ скобки заключается всё, что транскрибируется (слово, фраза, предложение, текст). арбузПравила транскрипцииТранскрибируешь без скобок? Ты

Слайд 6
2. Нет заглавных букв, точек, запятых
А вот и арбуз.
Правила транскрипции
Привет!

Я Паша.
/
//
Обозначение пауз
[а вот и арбус//]
[паша]
Как-то обидно.

2. Нет заглавных букв, точек, запятыхА вот и арбуз.Правила транскрипцииПривет! Я Паша.///Обозначение пауз[а вот и арбус//][паша]Как-то обидно.

Слайд 7
3. Ударение
Правила транскрипции
Где ударения?
[арбус]
[за руку]
В некоторых служебных словах нет ударений.

Ударение переносится на самостоятельное слово.

В транскрипции обязательно ставится ударение!
´
[паша]
´
[годы]
´
[за

нос]

[на урок]

´

Иногда ударение переходит на служебное слово.

´

´

3. УдарениеПравила транскрипцииГде ударения?[арбус][за руку]В некоторых служебных словах нет ударений. Ударение переносится на самостоятельное слово. В транскрипции

Слайд 8
4. Обозначение мягкости
Правила транскрипции
ь
ʼ
ь, е, ё, ю, и, я
[ро́л’]
[п’ила́]
[м’э́л’]
Нужно помнить

о непарных мягких согласных.
[ч’а́шка]
[бо́й’]
Нужно помнить о непарных твёрдых согласных.
[жы́з’н’]
[цы́рк]
[ч’]
[щʼ]
[йʼ]
[ж]
[ш]
[ц]

4. Обозначение мягкостиПравила транскрипцииьʼь, е, ё, ю, и, я[ро́л’][п’ила́][м’э́л’]Нужно помнить о непарных мягких согласных.[ч’а́шка][бо́й’]Нужно помнить о непарных

Слайд 9
5. Обозначение длительности
Правила транскрипции
щ
Длительность звука обозначается чертой над ним.
[длʼи́ный’]

[кла́с]

Эта буква

в транскрипции обозначается по-разному.
[щ’]
[ш’]

[ш’]

5. Обозначение длительностиПравила транскрипциищДлительность звука обозначается чертой над ним.[длʼи́ный’]–[кла́с]–Эта буква в транскрипции обозначается по-разному. [щ’][ш’]–[ш’]

Слайд 10
6. Нет некоторых знаков
Правила транскрипции
ъ
е
ё
ю
я
[изъя́н]
Это абсолютно неверно!
Нет
Двойная роль

6. Нет некоторых знаковПравила транскрипцииъеёюя[изъя́н]Это абсолютно неверно!НетДвойная роль

Слайд 11е
ё
ю
я
Согласный становится мягким.
После согласных
[’э]
[’о]
[’у]
[’а]
А гласные теряют свой [й’].
[лʼу́к]
[сʼэ́л]
[взʼа́т’]

еёюяСогласный становится мягким. После согласных[’э][’о][’у][’а]А гласные теряют свой [й’].[лʼу́к][сʼэ́л][взʼа́т’]

Слайд 12е
ё
ю
я
Буквы обозначают два звука.
Не после согласных
[й’э]
[й’о]
[й’у]
[й’а]
[лʼй’у́т]
[сйʼэ́л]
[йʼа́ркʼий’]
После гласных
После ь и ъ
В

начале слова
льют
съел
яркий

еёюяБуквы обозначают два звука.Не после согласных[й’э][й’о][й’у][й’а][лʼй’у́т][сйʼэ́л][йʼа́ркʼий’]После гласныхПосле ь и ъВ начале словальютсъеляркий

Слайд 13
При транскрипции слова нужно помнить о многом.
Поставить скобки
Ударение
Нет знаков

препинания
Нет заглавных букв
Мягкость
Длительность
Каких знаков нет?
Буквы е, ё, ю, я

При транскрипции слова нужно помнить о многом. Поставить скобкиУдарениеНет знаков препинанияНет заглавных буквМягкостьДлительностьКаких знаков нет?Буквы е, ё,

Слайд 14
У звуков есть сильные и слабые позиции.
Теперь я учёл

всё!
На самом деле нет.

Некоторые звуки переходят в иное качество.


[упалс’тʼи́]

уползти

У звуков есть сильные и слабые позиции. Теперь я учёл всё!На самом деле нет. Некоторые звуки переходят

Слайд 15
Нужно учитывать слабые позиции гласных звуков.
Слабые позиции звуков
[малако́]
Безударные гласные произносятся

иногда совершенно иначе!
[с’ило́]
[цына́]
[жыл’э́т’]
В транскрипции мы пишем так, как произносим!
молоко
село
цена
жалеть

Нужно учитывать слабые позиции гласных звуков.Слабые позиции звуков[малако́]Безударные гласные произносятся иногда совершенно иначе![с’ило́][цына́][жыл’э́т’]В транскрипции мы пишем так,

Слайд 16
Нужно учитывать слабые позиции согласных звуков по глухости/звонкости.
Слабые позиции звуков
[р’исцы́]
На

конце слов и перед глухими звонкие согласные оглушаются.
[гво́с’т’]
[малад’ба́]
[здо́бный́ʼ]
А глухие

перед звонкими озвончаются!

резцы

гвоздь

молотьба

сдобный

Нужно учитывать слабые позиции согласных звуков по глухости/звонкости.Слабые позиции звуков[р’исцы́]На конце слов и перед глухими звонкие согласные

Слайд 17
Нужно учитывать слабые позиции согласных звуков по твёрдости/мягкости.
Слабые позиции звуков
[в’э́с’т’и]
Перед

мягкими согласные могут смягчаться.
[с’н’э́х]
[ро́з’н’]
Особенно часто такое случается в сочетаниях

ст, зт, сн, зн.

вести

снег

рознь

Нужно учитывать слабые позиции согласных звуков по твёрдости/мягкости.Слабые позиции звуков[в’э́с’т’и]Перед мягкими согласные могут смягчаться. [с’н’э́х][ро́з’н’]Особенно часто такое

Слайд 18
Иногда согласные звуки полностью уподобляются друг другу.
Слабые позиции звуков
[жэ́ч’]
Два

звука начинают звучать как один длительный.
[вы́шыйʼ]
[би́ца]
Два звука и более

иногда начинают звучать как совершенно другой звук.




[гру́шʼик]


сжечь

высший

биться

грузчик

Иногда согласные звуки полностью уподобляются друг другу. Слабые позиции звуков[жэ́ч’]Два звука начинают звучать как один длительный. [вы́шыйʼ][би́ца]Два

Слайд 19
Некоторые звуки исчезают из транскрипции.
Слабые позиции звуков
[со́нцэ]
Я потерял этот

звук. Куда он делся?
[йʼа́расныйʼ]
[здра́ствуйʼ]
Без паники! Для русского языка это нормально.


солнце

яростный

здравствуй

Некоторые звуки исчезают из транскрипции. Слабые позиции звуков[со́нцэ]Я потерял этот звук. Куда он делся?[йʼа́расныйʼ][здра́ствуйʼ]Без паники! Для русского

Слайд 20Запомните!

Основные правила транскрипции

Текст берётся в квадратные скобки.
Нет заглавных букв, точек,

запятых.
Обязательно ставится ударение.
Мягкость обозначается знаком.
Длительность звука обозначается чертой.
Нет

ъ, е, ё, ю, я.

[ ]



Запомните!Основные правила транскрипцииТекст берётся в квадратные скобки.Нет заглавных букв, точек, запятых.Обязательно ставится ударение. Мягкость обозначается знаком. Длительность

Слайд 21Запомните!

Двойная роль е, ё, ю, я
е
ё
ю
я
[’э]
[’о]
[’у]
[’а]
[й’э]
[й’о]
[й’у]
[й’а]

Запомните!Двойная роль е, ё, ю, яеёюя[’э][’о][’у][’а][й’э][й’о][й’у][й’а]

Слайд 22
Фонетический разбор слова
Я умею делать транскрипцию! Зачем мне фонетический разбор?


А как же характеристика каждого звука?
А разделение слова на слоги?


А подсчёт букв и звуков?

Фонетический разбор словаЯ умею делать транскрипцию! Зачем мне фонетический разбор? А как же характеристика каждого звука?А разделение

Слайд 23
Фонетический разбор слова
счастье

1. Делим слово на слоги.
– сча-стье
´
[щʼ]
[а]
[с’]
[т’]
[-]
[й’]
с
ч
а
с
т
ь
е
[э]

2. Ставим ударение.

3.

Разворачиваем транскрипцию.

4. Характеризуем звуки.


— согл., глух., мягк.
— гласн., уд.

— согл.,

глух., мягк.


— согл., глух., мягк.


— согл., сонорн., мягк.


— гласн., безуд.



5. Указываем количество букв и звуков.

7 б.,

6 зв.

Фонетический разбор словасчастье1. Делим слово на слоги.– сча-стье´[щʼ][а][с’][т’][-][й’]счастье[э]2. Ставим ударение.3. Разворачиваем транскрипцию.4. Характеризуем звуки.——— согл., глух., мягк.—

Слайд 24Запомните!

Порядок фонетического разбора

Слогораздел.
Ударение.
Транскрипция.
Характеристика звуков.
Соотношение букв и звуков.

Запомните!Порядок фонетического разбораСлогораздел.Ударение. Транскрипция. Характеристика звуков. Соотношение букв и звуков.

Слайд 25До встречи
на уроках
русского языка!

До встречи на урокахрусского языка!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика