Слайд 1Архитектура России 18 века
Презентацию выполнила Соловьёва Э. В. группы ДС16-2
Слайд 2Содержание
Содержание
Русское барокко. Архитектура при Петре I
Европейское барокко. Архитектура середины
18 века
Классицизм. Архитектура при Екатерине II
Слайд 3Русское барокко. Архитектура при Петре I (до 1725 года)
Архитектура начала XVIII была тесно связана со строительством Санкт-Петербурга. В
это время чётко прослеживается переход от церковных канонов к светским. Также получил развитие родившийся в XVII в. архитектурный стиль, который называли русским барокко. Для него характерна двускатная крыша, большие окна с мелкой расстекловкой, высокое крыльцо, двуцветная, яркая окраска здания с лепными украшениям.
Слайд 4 Поскольку Пётр I хотел видеть новый город, выстроенный
в европейском стиле, то архитектура Петербурга отличалась от традиционной русской.
Петербург строили и русские, и иностранные архитекторы. Город строился по плану. Это было новшеством. Вдоль Невы или перпендикулярно к ней тянулись широкие прямые улицы. Здания ставились плотно друг к другу «в красную линию». Ни один дом не мог отступить или выдвинуться. На улицу смотрел парадный фасад, а хозяйственные постройки прятались во дворе. Каждый домовладелец обязан был содержать в чистоте территорию перед своим домом.
Слайд 5 Как и в любом русском городе, в Петербурге
был выстроен главный храм. Он назывался Петропавловский собор. Это православный
храм. Но он не был похож на прежние русские храмы. Вместо купола — шпиль; у креста на куполе — фигура ангела; вместо четырёхугольника в основании храма — вытянутый прямоугольник по образцу католического храма. Собор построен в европейском стиле. Но внутри он убран как православный храм.
Слайд 7 В связи с каменным строительством в Петербурге в
других городах страны приостановилось или вовсе прекратилось каменное строительство. Однако
в Москве возвели каменную церковь Архангела Гавриила. Это строение было известно как Меншикова башня (архитектор И. П. Зарудный). Церковь построена в барочном стиле. Её башня изобиловала яркими деталями. К сожалению, в XVIII в. она сгорела.
Слайд 8 Дворец Меншикова (архитекторы Дж. М. Фонтана и И.
Г. Шедель) — трёхэтажный, каменный. Перед дворцом было прорыто специальное
углубление так, чтобы ступени спускались прямо к воде и гости не приходили, а подплывали к дворцу.
Слайд 9 Пётр I очень любил свой новый город и
называл его «парадиз» (рай). Много делалось для его украшения. В
городе создавались регулярные сады (т. е. созданные по плану, как сады и цветники царя Алексея Михайловича в Коломенском). Главным садом был Летний сад (в нем стоял Летний дворец Петра I). Сад и дворец сохранились поныне. Аллеи сада украшались скульптурами, гротами, фонтанами и лабиринтами.
Слайд 11 Летний дворец для царя возводил архитектор Доменико Трезини
(ок. 1670-1734). Этот двухэтажный дом больше похож на дом для
«именитых», чем на дворец царя огромной страны.
Слайд 12 Главной достопримечательностью Летнего сада являлась статуя Венеры, которую
привезли из Италии. Для того чтобы статую не попортили (русские
не были знакомы с античными скульптурами и считали показ обнажённого тела срамом), Пётр I распорядился установить при ней постоянный караул.
Слайд 13Европейское барокко. Архитектура середины 18 века (1725-1762)
В середине
18 века в архитектуре наибольшее воплощение нашло барокко. Высший расцвет
русского и европейского барокко связан с творчеством архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).
Слайд 14 Зданиям, построенным в этом стиле, присущи необычайная пышность
и нарядность. Стены дворцов и храмов богато украшены причудливой лепниной,
скульптурами, колоннами, которые ничего не поддерживают. В архитектуре практически отсутствуют горизонтальные линии. Идеал барокко — плавно изогнутая кривая. Линия фасада динамична: выступы зданий то и дело сменяются углублениями. Неповторимую прелесть барочным постройкам придавала многоцветная окраска: позолотой сияли завершения колонн и скульптура, а белоснежные колонны чётко выделялись на голубой, бирюзовой, жёлтой или розовой поверхности стен.
Слайд 15Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1748-1764 гг.
Зимний
дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-1762 гг.
Слайд 16Большой Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Архитектор Ф.-Б.
Растрелли. 1752-1756 гг.
Картинный зал в Большом Петергофском дворце. Акварель Л.
О. Премацци. 1855 г.
Слайд 20 Особой пышностью отличались интерьеры барочных дворцов. Стены залов
обтягивались шёлковой тканью, украшались зеркалами, резной позолоченной лепниной. Полы отделывали
паркетом со сложным рисунком. Потолки расписывались искусными живописцами. Хрустальные люстры, изысканные дверные ручки, замысловатые камины, часы, вазы, роскошная мебель дополняли все это великолепие. Дворцовые помещения выстраивались в длинный ряд проходных комнат и залов так, чтобы дверные проёмы были расположены по одной оси. Подобная планировка отвечала теме парадных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых «выходах монарха», но и во всех ритуалах, даже танцах.
Слайд 21Парадная лестница в Зимнем дворце. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. Акварель К.А.
Ухтомского. XIX в
Анфилада парадных комнат в Екатерининском дворце в Царском
Селе. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-е гг.
Слайд 24Классицизм. Архитектура при Екатерине II (вторая половина 18 века)
В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа. Строились новые и
перестраивались старые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались поселения. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.
Слайд 25 Изменяется архитектурный стиль: на смену пышному барокко приходит
классицизм. «Благородная простота и спокойное величие» — так характеризуют новый
стиль, утвердившийся в России в конце XVIII столетия. В нем преобладают прямые горизонтальные и вертикальные линии. Все части зданий симметричны, пропорциональны, уравновешены. Колонны не только служат украшением, но и имеют конструктивное предназначение — поддерживают перекрытия. Крыши делаются пологими. Фасады зданий архитекторы предпочитают окрашивать в сдержанные цвета — жёлтый, кофейный, серый, палевый.
Слайд 26Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор И. Е. Старое
Дом П. Е.
Пашкова в Москве. Архитектор В. И. Баженов. 1786 г.
Слайд 27Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге. Архитекторы А. Ф. Кокоринов и
Жан-Батист Валлен-Деламот
Слайд 28 Во второй половине XVIII в. значительно возросло количество
общественных (нежилых) сооружений, возводимых в городах. Строятся здания для учреждений
городского самоуправления (городские думы, дворянские собрания и т. д.), больницы, школы, гостиные дворы, общественные бани, складские помещения. В крупных городах, помимо дворцов и особняков, появляются первые доходные дома, в которых квартиры сдаются в наем.
Слайд 29 В 1762 г. была создана Комиссия о каменном
строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она должна была не только заниматься
градостроительными проблемами двух российских столиц, но и разрабатывать генеральные планы губернских и уездных городов. К 1775 г. Комиссия о каменном строении утвердила планы 216 городов. Следует отметить, что, перестраивая старые города, архитекторы старались сохранить памятники древнерусского зодчества: храмы, колокольни, крепостные сооружения.