Слайд 1Архитектура России в XVI веке
Выполнила
Ученица 10 класса
Наумова Екатерина
Слайд 2Особенно значительными в конце XV и в XVI в. были
достижения в области русской архитектуры. Органически усвоив традиции народного зодчества,
она создала свои стиль, классический по зрелости и мастерству, в котором особенно ярко выразилось своеобразие и высокий уровень национальной художественной культуры.
Слайд 3Дошедшие до нашего времени в небольшом числе памятники деревянного зодчества
этого периода отличаются совершенством форм и большой выразительностью. Такова, например,
построенная в 1493 г. величавая Георгиевская церковь в селе Юксовичах (нын. Ленинградская область).
Слайд 4Самым крупным достижением русской деревянной архитектуры был шатровый стиль. Постройки
этого типа представляли собой «столп», т. е. поднятое вверх сооружение,
заканчивающееся пирамидой, напоминающей обычный шатёр со скатами по граням. Устремлённые ввысь шатровые церкви, стоявшие но берегам рек, красиво выделялись на фоне русской равнины. Прекрасным сооружением шатрового стиля была выстроенная в 1501 г. деревянная церковь в селе Уне, Архангельской области (сгорела в 1892 г.).
Слайд 5Примером деревянного сооружения нецерковного характера могут служить выстроенные в 1565
г. и простоявшие 233 года хоромы купцов Строгановых. Они представляли
собой трёхэтажное деревянное здание, высотою в 14 сажен с живописным асимметричным крыльцом и шатровыми башнями.
Слайд 6Многообразное и красочное русское деревянное зодчество, накопившее богатый опыт, выработало
формы и приёмы, которые легли в основу каменного зодчества.
Слайд 7С образованием единого Русского государства коренным образом менялось положение его
столицы Москвы, игравшей ведущую роль в объединении страны. В связи
с этим подвергается значительной перестройке великокняжеская резиденция — Кремль, превращённый на рубеже XV—XVI вв. в грандиозный замок и первоклассную крепость. Именно в этот период как символ политической мощи Русского государства был создан величественный архитектурный ансамбль Кремля, удивительный по силе оставляемого им впечатления, до наших дней являющийся национальвой гордостью русского народа.
Слайд 8В короткий срок были построены главные кремлёвские соборы — Успенский
(1475—1479 гг.), Благовещенский (1484—1489 гг.) и Архангельский (1505—1508 гг.).
Успенский собор
Благовещенский
собор
Архангельский собор
Слайд 9Почти одновременно строились кремлёвские стены. К 1495 г. основные работы
по возведению стен и башен Кремля были завершены. Кремлёвские стены
толщиною в основании 4—5 м и высотою от 8 до 17 м сомкнулись, образовав в плане неправильный треугольник протяжением 2270 м. Кремль имел всего 21 башню: три угловые башни и по 6 вдоль его стен. Некоторые из них имели проездные ворота. Центральными воротами считались выходящие на Красную площадь Фроловские, позже названные Спасскими. Однако на этом работы не закончились. С некоторыми перерывами они продолжались до 1516 г., когда вдоль северо-восточной стены Кремля (со стороны Красной площади) был прорыт ров и возведены вторые оборонительные стены. Ров наполнялся водой из реки Неглинки.
План Московского Кремля начала XVII века. Гравюра 1663 года.
Слайд 10Толстые кремлёвские стены со стрельницами, мощные башни, доминировавшие над прилегающей
местностью, и окружающая Кремль со всех сторон вода — всё
это превращало резиденцию московских великих князей в крепость, отвечавшую самым высоким требованиям оборонительной техники.
Слайд 11С ростом авторитета великокняжеской власти возникла потребность в создании нового
Кремлёвского дворца. По замыслу архитекторов, он должен был состоять из
нескольких палат, главной из которых являлась Грановитая, предназначенная для торжественных приёмов. Это замечательное архитектурное сооружение, сохранившееся до наших дней, было построено в 1487 — 1491 гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри с учётом московских традиций. Почти квадратная в плане, поддерживаемая в центре мощным четырёхгранным столбом, переходящим в своды, эта палата, площадью 485 кв. м, являлась самым большим и самым величественным залом в России того времени. В конце XVI в. стены палаты были украшены фресками.
Слайд 12На протяжении всего XVI в. существовала ещё реальная опасность вторжений
крымских татар в пределы Русского государства и продвижения их до
Москвы. В связи с этим правительство принимает меры к укреплению территории быстро растущего московского посада. К 1534 г. торговая часть Москвы была окружена земляным валом, обнесённым деревянной плетеницей. По всей вероятности, по имени плетеницы — киты — эта стена получила наименование Китай-города. В 1535— 1538 гг. деревянная стена Китай-города была заменена мощной кирпичной, фундамент которой сложили из крупных плит белого окаменелого известняка. Работы по сооружению этой стены проводились под руководством архитектора Петра Фрязина.
Слайд 13Строительные работы в Москве и других городах приняли столь широкий
размах, что руководство ими было сосредоточено в созданном в 1583
г. Приказе каменных дел. Первой крупной работой, проведённой приказом, было сооружение третьей линии каменных укреплений — Белого города. Это грандиозное сооружение протяжённостью около 8 вёрст было создано под руководством замечательного русского архитектора Фёдора Коня в очень короткий срок — с 1586 по 1593 г.
Слайд 14Создание этих сооружений, окружавших центр Москвы — Кремль, закрепило радиальную
застройку столицы Русского государства, которая сохраняется в основе современной планировки
Москвы.
Слайд 15Во второй четверти XVI в. по образцу русского деревянного зодчества
начинают создаваться изумительные по красоте каменные шатровые храмы.
Слайд 16В 1553—1554 гг. был выстроен храм Иоанна Предтечи в селе
Дьякове (неподалёку от села Коломенского), исключительный по оригинальности декоративного убранства
и архитектурного замысла.
Слайд 17Непревзойдённым шедевром русского зодчества является воздвигнутый в Москве в 1554—1560
гг. Покровский собор, «что на рву», позже получивший название храма
Василия Блаженного. Он был сооружён в ознаменование покорения Казани. Строителями его были гениальные русские зодчие Постник и Барма.
Слайд 18Выдающимся архитектурным памятником того же периода был пятишатровый Старицкий собор,
построенный в 1557—1561 гг. Менее декоративный, чем другие памятники зодчества
этого периода, собор отличался строгостью линий даже суровостью, придававшей ему, однако, своеобразную красоту.